Файл: Великие деятели и их влияние на развитие мировой и (или) российской цивилизаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»
Высшая школа естественных наук и технологий |
ЭССЕ
По дисциплине История (История России, Всеобщая история) На тему «Великие деятели и их влияние на развитие мировой и (или) российской цивилизаций» | ||||||
| Выполнил обучающийся: Вершинин Иван | | ||||
| | | ||||
| Направление подготовки / специальность: 15.03.02 Технологические машины и оборудование Инжиниринг технологии и оборудования механообрабатывающих прозводств. | | ||||
| | | ||||
| Курс: 1 | | ||||
| Группа: 123201 | | ||||
| Руководитель: Санковская Ольга Михайловна, к.и.н. | | ||||
| | | ||||
Отметка о зачете | | | | | ||
| | (отметка прописью) | | (дата) | ||
Руководитель | | | | О.М. Санковская | ||
| | (подпись руководителя) | | (инициалы, фамилия) |
Архангельск 2022
«Великие деятели и их влияние на развитие
мировой и (или) российской цивилизаций»
При Петре I Россия ликвидировала отсталость, переняв европейский образ жизни. Перестали носить бороды, стали одевать европейские одежды, пить кофе, курить табак, учить иностранные языки, читать книги, приглашать ученых и так далее. Петровские реформы принесли непостижимые для традиционной русской культуры явления: большие библиотеки, общедоступный театр, кунсткамеру с уродцами в банке, академии наук, различные парки, парковую скульптуру, дворцовую архитектуру. Русская культура начала проникаться принципом историзма: история отныне перестала обдумываться как застывшая вечность, как что-то предопределённое, а стала рассматриваться результатом деятельности людей, итогом их сознательных поступков, поступательным движением мира от прошлого к будущему.
С древности русские мужчины гордились своей бородой. Отрубание или насильное остригание означало оскорбление достоинства человека. Пётр 1 не имея бороды и насмехаясь над всем связанным со старинными русскими традициями и своими приступами ярости , особенно после участия в Великом посольстве в Европу 1697-1698 годов, 5 сентября 1698 года велел всем боярам, купцам и служилым людям состричь бороды, а ослушавшимся рубить их насильно. Некоторым боярам, пришедшим к нему за разъяснениями по поводу сильных нарушений традиций Пётр 1 отрубил бороды лично. Повезло духовенству и жителям деревень получившим разрешение носить бороду, но крестьян обязали платить налог на бороду при входе в любой крупный город. Откупиться от бритья бород могли и купцы с городскими жителями, но если налог на крестьян составлял 1 копейку, то более обеспеченным людям он достигал уже 600 рублей в год, что на тот момент было значительной суммой.
Дворяне и бояре не успевшие привыкнуть к запрету на бороду, уже в январе 1700 года по повелению Петра І стали носить платье венгерского типа, позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, а в конце концов дворяне и бояре стали обязаны по будням одевать немецкое платье, а по праздникам - французское. В качестве наглядных примеров костюмов на улицах города стали выставляться одетые на новый манер чучела. Реформа затронула и женскую одежду. Был введен запрет на тяжёлые сарафаны, скрывавшие формы тела, также запрещались закрытые рубашки. Новая мода предписывала женщинам носить глубокие и широко
декольтированные платья французского типа, с рукавами до локтя, затянутым в талии корсажем и широкой юбкой. Реформа коснулась и причесок женщин, которые теперь должны были завивать в локоны волосы и пользоваться яркими декоративными румянами и белилами.
Однако реформы коснулись не только изменнений во внешности людей того века. Для Петра было важным ввести русский народ в мир науки, притом его интересы были только в том, что было практически применимым. Математика Петру нужна была для обучения артиллеристов и моряков. Геометрия - для тех же, а также и других землемеров, геодезистов и картографов. Требовалось изучение с азов, поэтому большую часть из 1 300 наименований книг, напечатанных при Петре 1, составляла учебная литература. Математика стала иметь ключевое значение почти для всех военных и гражданских специальностей, в которых нуждался Петр 1. Для этого в январе 1701 года в Сухаревой башне в Москве открылась Школа математических и навигацких наук, под руководством 25-летнего шотландца Генри Фарварсона. Леонтий Магницкий, тверской крестьянин по рождению, являясь преподавателем школы подготовил дня нее книгу «Арифметика». Характерно, что в нее вошло только та арифметика, которую требовалось знать только морякам. В книге написанной довольно большим языком, с использованием церковнославянского и славянскими и арабскими цифрами вперемежку, шрифт был еще дореформенный. Фарварсон позже постарался упростить язык и перевести все в арабские цифры а также на новый гражданский шрифт. «Арифметика» Магницкого скоро была дополнена учебником по геометрии, с переводом с немецкого языка Яковом Брюсом, сыгравшим одну из ключевых ролей в деле образования.
Позже появились переводы учебников по географии и картографии. Все эти книги помогали изменению пониманий о мире в сознании наиболее образованных русских людей. Любопытный факт, что в переводах и первых русских работах по географии всячески подчеркивалось, что Россия является частью европейского континента. Еще в начале XVIII века восточная граница Европы была расплывчата и ассоциировалась, главным образом, с Крымом, Доном и Москвой как городом, лежавшим на границе между Европой и Азией. С подачи историка Василия Татищева русские
географы стали проводить мысль о том, что границей между Европой и Азией являются Уральские горы. Россия должна была стать частью Европы как в культурном, так и в чисто географическом смысле.
Петр не придававший истории и другим гуманитарным наукам такого же значения, как математике и географии, считал историю, прежде всего, политическим инструментом. Наиболее авторитетным историком начала XVIII века стал немец Самуэль фон Пуфендорф, чьи сочинения опубликовались в России в 1718 году. Русским издателям пришлось объяснять читателю обозначение таких понятий как «монархия», «аристократия», «демократия» и тому подобное. Пуфендорф, отзывавшийся довольно пренебрежительно о «Московии», составил довольно поверхностную историю этой страны. Немецкий историк писал об малоразвитости русской земли и о рабском состоянии ее народа, но Петр велел оставить в книге все как есть в назидание. Важно, что Пуфендорф давал чисто светский взгляд на происхождение народов и государств. Видимо, Петр понимал его книгу как некий контекст, куда будет вписана история России. Пуфендорф оказал большое влияние и на все поколение историков XVIII века.
Таким образом, Петр открыл русским мир науки. От переводов зарубежных научных трудов появлялось множество вопросов и проблем. Надо было с нуля разработать язык науки, подобрать термины, прежде не существовавшие. Перевод научного текста, написанный на латыни или немецком, на «общенародный диалект российский» воспринималось чем-то немыслимым, но Петр настаивал, чтобы именно так и поступали. В этом тоже ярко проявилась его роль.
В начале XVIII века в искусстве господствует стиль барокко для архитектуры которого характерен простой объем зданий, пышно украшаемый позолотой, пилястрами и характерными барочными картушами. Именно на него ориентировался Петр, в следствии чего в данном стиле стали строить здания новой столицы — Санкт-Петербурга. В данном стиле был построен Летний дворец итальянским архитектором Домеником Трезини в 1710 году. Задумка Царя была построить свою новую загородную резиденцию Петергоф как аналог Версаля. Петр сосредоточил все свои архитектурные усилия в Петербурге, так что другие города оставались практически не затронуло новыми веяниями.
Про вклад последнего царя и первого императора можно говорить еще очень много. Тяжело не признать его деятельность успешной. Влияние реформ Петра на культуру, быт и менталитет русских людей несомненно и подчеркивает глубину и масштаб преобразований. В XVII веке Россия, не потерявшая своих владений, показала, что строящееся Петром государство было способно прочно стоять на ногах и защищать себя, даже при условной слабость власти при преемниках Петра.. Все это выглядит сильным контрастом в сравнении с XVII веком. Сам Петр стал памятником самому себе. Его образ трудолюбивого «отца Отечества» надолго закрепился как образ идеального монарха. И это был высокий образец для преемников.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
-
https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/reformy_petra_i/kulturnye_reformy_petra_i/ -
https://mireahistory.fandom.com/ru/wiki/Культура_в_эпоху_Петра_I -
https://sitekid.ru/istoriya/istoriya_rossii/kultura_petrovskogo_vremeni.html
Антиплагиат: