Файл: Формирование финансовой грамотности на уроках информатики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование финансовой грамотности на уроках информатики
Одно из важных проявлений взрослой жизни — необходимость самостоятельно принимать самые разные решения, многие их которых так или иначе связаны с деньгами. Если эти решения принимаются неграмотно, последствия могут оказаться плачевными. Но что в данном случае значит «грамотно»? Можно сказать, что финансово грамотный человек, во-первых, трезво оценивает свои возможности и сопоставляет с ними свои потребности. Во-вторых, при поиске решений он рассматривает разные варианты, а для этого собирает и анализирует финансовую информацию. И наконец, он смотрит вперед, прогнозирует и планирует свою жизнь, то есть живет не только сегодняшним днем, думая о будущем и ставя перед собой цели.
Очень важно понимать, что финансово грамотное решение, как правило, вырабатывается не методом проб и ошибок, а путем аккуратных математических расчетов, с использованием полученных ранее знаний! Понимание возможностей компьютера и навыки их использования делают эту подготовительную работу более быстрой и эффективной, обеспечивают нас удобными инструментами расчетов, обработки информации, моделирования и планирования.
Нормативные основы обучения финансовой грамотности в общеобразовательной организации
Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы от 25.09.2017 г.
Для включения финансовой грамотности в программу общеобразовательной организации можно использовать все имеющиеся образовательные пространства как общего, так и дополнительного образования, в том числе организаций дополнительного образования детей (дома творчества, клубы и пр.)
Модель внедрения №1 "Обучение финансовой грамотности в рамках обязательных предметов школьной программы"
Обязательные предметы, предусматривающие образовательные результаты, включающие
финансовую грамотность:
начальное общее образование - окружающий мир, математика
основное общее - математика, информатика, обществознание, география
Как учителям информатики внедрять элементы финансовой грамотности на своих уроках. А что делать, если в учебном плане предусмотрен всего один час в неделю на изучение в 5-9 классах? Выход есть. Заменить некоторые задания, которые уже заложены в учебниках, на задания по финансовой грамотности. Но, хочется отметить, что учитель сам хорошо должен ориентироваться в теме, чтобы отвечать на вопросы учащихся и правильно интерпретировать задание. Поэтому учитель должен быть сам финансово грамотным.
Далее, предлагаются некоторые задания, которые можно включить в разные темы для 5-9 классов. Некоторые из них взяты из электронного пособия "Финансы и информатика" (https://edu.pacc.ru/finformatika/). Естественно, каждый учитель в зависимости от класса может выбирать разные задания по уровням сложности, благо пособие на это рассчитано.
Для 5-9 классов финансовая грамотность включает разделы:
Расходы
Доходы
Семейный бюджет
Сбережения и инвестиции
Платежи и расчеты
Кредиты и займы
Страхование
Риски и финансовая безопасность
5 класс
Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени?
|
|
|
Заполни таблицу
Необходимо | Время от времени | Не нужны |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
6 класс
Ответить на следующие вопросы:
1. В какой месяц расходы семьи были наибольшими?
На основании данных таблицы построить диаграмму «Расходы семьи по месяцам за 2020 год, руб.»
Месяц | янв | фев | март | апр | май | июнь | июль | авг | сен | окт | ноя | док |
Сумма, руб. | 69300 | 72400 | 76300 | 68740 | 74300 | 65940 | 84740 | 86340 | 73900 | 71280 | 65830 | 84920 |
Ответить на следующие вопросы:
1. В какой месяц расходы семьи были наибольшими?
2. В какой месяц расходы семьи были наименьшими?
7 класс:
т ема "Информация и информационные процессы"
Задание
Добавьте показания счетчиков, рассчитайте расход энергии и ее стоимость
Варианты работы:
-
Перечертить в тетрадь (перенести в Excell) и выполнить расчеты с помощью калькулятора -
Можно добавить поиск в интернете тарифов в вашем городе и посчитать стоимость энергии для домашнего счетчика
Примечание: в 7 классе учащиеся не знакомы с электронными таблицами, поэтому каждый может выбрать свой вариант: бумажный или электронный, и все расчеты делать калькулятором
7 класс
тема "Визуализация информации в текстовых документах"
Семейный бюджет | |||
доходы | расходы | ||
вид | сумма | вид | сумма |
| | | |
Варианты работы
-
Дается текст. Преобразовать в таблицу -
Самостоятельно внести записи -
Составить свой семейный бюджет
Примечание: текст можно придумать самим
например
Семья Григорьевых состоит из мамы, папы, бабушки, 2 детей. Заработная плата папы 35 000 рублей, Заработная плата мамы 23 000 рублей, пенсия бабушки 9 000 рублей. Плата за сданную в аренду квартиру 11 000 рублей. Семья в среднем тратит на коммунальные услуги – 6000 рублей, интернет - 1200 рублей, услуги сотовой связи -1800 рублей, на лекарства – 5 тысяч рублей (антисептики, маски, перчатки и др.), на питание - примерно 40 тысяч рублей, карманные деньги - 2500 рублей
7 класс
тема "Мультимедиа"
Создать презентацию по теме:
«Виды банковских карт»
«Виды вкладов»
«Способы оплаты покупок» и т.д.
8 класс
тема "Алгоритмизация и программирование "
задание на составление алгоритма
Составить алгоритм получения моментальной карты Сбербанка
задание на программирование
задача 1
Хозяин договорился с рабочими, что они выкопают ему колодец на следующих условиях: за первый метр (в глубину) он заплатит Х рублей, а за каждый следующий метр — на Y рублей больше, чем за предыдущий.
Напишите программу «Калькулятор стоимости колодца», принимающую на вход значения X, Y и глубину колодца в метрах H и выводящую стоимость строительства данного колодца в рублях.
задача 2
Бурение скважины глубиной до 12 метров для обеспечения водой загородного дома стоит 30 000 рублей, а глубиной более 12 метров — дополнительно 1500 рублей за каждый пробуренный метр. Максимальная глубина скважины данной конструкции составляет не более 17 метров
Задание. Программа получает на вход: фиксированную стоимость в рублях водоносной скважины глубиной не более 12 метров — a, стоимость в рублях каждого следующего метра бурения до 17 метров включительно — b и глубину водонасыщенного слоя в метрах — h. Числа на входе целые, каждое вводится в отдельной строке. Программа выводит одно число — стоимость скважины в рублях.
Примечание: задачи разобраны в электронном пособии https://edu.pacc.ru/finformatika/articles/materialy-dlya-izucheniya-skachivaniya-i-ispolzovaniya8536/
9 класс
тема "Электронные таблицы"
задача 1
Семья Григорьевых проживает в городе Шуя и мечтает поехать отдохнуть на Черное море. Состав семьи: мама, папа, бабушка, 2 детей (старший сын – школьник, дочь – ребенок дошкольного возраста). Заработная плата папы 35 000 рублей, Заработная плата мамы 23 000 рублей, пенсия бабушки 9 000 рублей. Плата за сданную в аренду квартиру 11 000 рублей. Семья в среднем тратит на коммунальные услуги – 6000 рублей, интернет - 1200 рублей, услуги сотовой связи -1800 рублей, на лекарства – 5 тысяч рублей (антисептики, маски, перчатки и др.), на питание - примерно 40 тысяч рублей, карманные деньги - 2500 рублей. Сможет ли семья поехать через год на море, если они будут откладывать все оставшиеся деньги и поедут все вместе?
Задание. Составьте таблицу для подсчета расходов, доходов. Стоимость путевок посмотрите в Интернете
Варианты работы
1. Дается шаблон таблицы, учащимся необходимо внести данные, формулы и ответить на вопрос
2. Задача полностью решается учащимся.