Файл: Формирование финансовой грамотности на уроках информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование финансовой грамотности на уроках информатики

 

            Одно из важных проявлений взрослой жизни — необходимость самостоятельно принимать самые разные решения, многие их которых так или иначе связаны с деньгами. Если эти решения принимаются неграмотно, последствия могут оказаться плачевными. Но что в данном случае значит «грамотно»? Можно сказать, что финансово грамотный человек, во-первых, трезво оценивает свои возможности и сопоставляет с ними свои потребности. Во-вторых, при поиске решений он рассматривает разные варианты, а для этого собирает и анализирует финансовую информацию. И наконец, он смотрит вперед, прогнозирует и планирует свою жизнь, то есть живет не только сегодняшним днем, думая о будущем и ставя перед собой цели.

            Очень важно понимать, что финансово грамотное решение, как правило, вырабатывается не методом проб и ошибок, а путем аккуратных математических расчетов, с использованием полученных ранее знаний! Понимание возможностей компьютера и навыки их использования делают эту подготовительную работу более быстрой и эффективной, обеспечивают нас удобными инструментами расчетов, обработки информации, моделирования и планирования.

Нормативные основы обучения финансовой грамотности в общеобразовательной организации

         Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»

         Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»

         Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы от 25.09.2017 г.

            Для включения финансовой грамотности в программу общеобразовательной организации можно использовать все имеющиеся образовательные пространства как общего, так и дополнительного образования, в том числе организаций дополнительного образования детей (дома творчества, клубы и пр.)


Модель внедрения №1 "Обучение финансовой грамотности в рамках обязательных предметов школьной программы"

Обязательные предметы, предусматривающие образовательные результаты, включающие
финансовую грамотность:


         начальное общее образование - окружающий мир, математика

         основное общее - математика, информатика, обществознание, география

            Как   учителям информатики внедрять элементы финансовой грамотности на своих уроках. А что делать, если в учебном плане предусмотрен всего один час в неделю на изучение в 5-9 классах? Выход есть. Заменить некоторые задания, которые уже заложены в учебниках, на задания по финансовой грамотности.  Но, хочется отметить, что учитель сам хорошо должен ориентироваться в теме, чтобы отвечать на вопросы учащихся и правильно интерпретировать задание. Поэтому учитель должен быть сам финансово грамотным.
            Далее, предлагаются  некоторые задания, которые можно включить в разные темы для 5-9 классов.  Некоторые из них взяты из электронного пособия "Финансы и информатика" (https://edu.pacc.ru/finformatika/). Естественно, каждый учитель в зависимости от класса может выбирать разные задания по уровням сложности, благо пособие на это рассчитано.

            Для 5-9 классов финансовая грамотность включает разделы:

  Расходы

  Доходы

  Семейный бюджет

  Сбережения и инвестиции

  Платежи и расчеты

  Кредиты и займы

  Страхование

  Риски и финансовая безопасность


5 класс

 Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени?

  1. хлеб

  2. сахар

  3. минеральная вода

  4. масло сливочное

  5. кукурузные хлопья

  6. масло растительное

  7. рыба

  8. кальмар сушеный

  9. газированные напитки

  10. молоко

  1. яйцо

  2. майонез

  3. картофель

  4. овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.)

  5. сухофрукты

  6. соль

  7. креветки

  8. кондитерские изделия

  1. сельдь

  2. финики сушеные

  3. маринады

  4. сало копченое

  5. орешки соленые

  6. конфеты

  7. чипсы

  8. мясо


Заполни таблицу

Необходимо

Время от времени

Не нужны























































6 класс
Ответить на следующие вопросы:

1.      В какой месяц расходы семьи были наибольшими?

На основании данных таблицы построить диаграмму «Расходы семьи по месяцам за 2020 год, руб.»

Месяц

янв

фев

март

апр

май

июнь

июль

авг

сен

окт

ноя

док

Сумма, руб.

69300

72400

76300

68740

74300

65940

84740

86340

73900

71280

65830

84920

 



Ответить на следующие вопросы:

1.      В какой месяц расходы семьи были наибольшими?

2.      В какой месяц расходы семьи были наименьшими?

7 класс:

т ема "Информация и информационные процессы"


 

 

Задание

Добавьте показания счетчиков, рассчитайте расход энергии и ее стоимость

Варианты работы:

  1. Перечертить в тетрадь (перенести в Excell) и выполнить расчеты с помощью калькулятора

  2. Можно добавить поиск в интернете тарифов в вашем городе и посчитать стоимость энергии для домашнего счетчика

Примечание: в 7 классе учащиеся не знакомы с электронными таблицами, поэтому каждый может выбрать свой вариант: бумажный или электронный, и все расчеты делать калькулятором

 
7 класс

тема "Визуализация информации в текстовых документах"

Семейный бюджет

доходы

расходы

вид

сумма

вид

сумма













 

Варианты работы

  1. Дается текст. Преобразовать в таблицу

  2. Самостоятельно внести записи

  3. Составить свой семейный бюджет

Примечание: текст можно придумать самим

например

Семья Григорьевых состоит из мамы, папы, бабушки, 2 детей.  Заработная плата папы 35 000 рублей, Заработная плата мамы 23 000 рублей, пенсия бабушки 9 000 рублей. Плата за сданную в аренду квартиру 11 000 рублей. Семья в среднем тратит на  коммунальные услуги – 6000 рублей, интернет - 1200 рублей, услуги сотовой связи -1800 рублей, на лекарства – 5 тысяч рублей (антисептики, маски, перчатки и др.), на питание -  примерно 40 тысяч рублей,  карманные деньги - 2500 рублей

 

7 класс

тема "Мультимедиа"

Создать презентацию по теме:

  «Виды банковских карт»

  «Виды вкладов»

  «Способы оплаты покупок» и т.д.

8 класс

тема "Алгоритмизация и программирование "


задание на составление алгоритма

Составить алгоритм получения моментальной карты Сбербанка

 задание на программирование

задача 1

Хозяин договорился с рабочими, что они выкопают ему колодец на следующих условиях: за первый метр (в глубину) он заплатит Х рублей, а за каждый следующий метр — на Y рублей больше, чем за предыдущий.

Напишите программу «Калькулятор стоимости колодца», принимающую на вход значения X, Y и глубину колодца в метрах H и выводящую стоимость строительства данного колодца в рублях.

задача 2

Бурение скважины глубиной до 12 метров для обеспечения водой загородного дома стоит 30 000 рублей, а глубиной более 12 метров — дополнительно 1500 рублей за каждый пробуренный метр. Максимальная глубина скважины данной конструкции составляет не более 17 метров

Задание. Программа получает на вход: фиксированную стоимость в рублях водоносной скважины глубиной не более 12 метров — a, стоимость в рублях каждого следующего метра бурения до 17 метров включительно — b и глубину водонасыщенного слоя в метрах — h. Числа на входе целые, каждое вводится в отдельной строке. Программа выводит одно число — стоимость скважины в рублях.

Примечание: задачи разобраны в электронном пособии https://edu.pacc.ru/finformatika/articles/materialy-dlya-izucheniya-skachivaniya-i-ispolzovaniya8536/

 
9 класс

тема "Электронные таблицы"

задача 1

Семья Григорьевых проживает в городе Шуя и  мечтает поехать отдохнуть на Черное море. Состав семьи: мама, папа, бабушка, 2 детей (старший сын – школьник, дочь – ребенок дошкольного возраста).  Заработная плата папы 35 000 рублей, Заработная плата мамы 23 000 рублей, пенсия бабушки 9 000 рублей. Плата за сданную в аренду квартиру 11 000 рублей. Семья в среднем тратит на  коммунальные услуги – 6000 рублей, интернет - 1200 рублей, услуги сотовой связи -1800 рублей, на лекарства – 5 тысяч рублей (антисептики, маски, перчатки и др.), на питание -  примерно 40 тысяч рублей,  карманные деньги - 2500 рублей.   Сможет ли семья поехать через год на море, если они будут откладывать все оставшиеся деньги и  поедут все вместе?

Задание. Составьте таблицу для подсчета расходов, доходов. Стоимость путевок посмотрите в Интернете

Варианты работы

1. Дается шаблон таблицы, учащимся необходимо внести данные,  формулы и ответить на вопрос

2. Задача полностью решается учащимся.