Файл: Климат Северной Америки, 7 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: «Климат Северной Америки», 7 класс

Цель урока: Изучить влияние географических факторов на формирование и изменение климата.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с особенностями климата Южной Америки и факторами, которые влияют на его формирование;

  • выявить закономерности распределения температуры воздуха и давления, осадков;

  • объяснить формирование климата под воздействие географического положения (ФГП, течение);

  • совершенствование умений и навыков работы с картой;

  • изучить расположение климатических поясов и типов климата Северной Америки.

Воспитательные: 

  • воспитывать бережное отношение к природе и экологическую культуру;

  • воспитывают эстетические чувства к окружающей среде;

  • прививать умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Развивающие: 

  • развивать навыки коллективной работы, умение работать с ЭОР;

  • умение работать с географической картой и климатограммами;

  • активизировать познавательную инициативу обучающихся, формировать их социальную компетентность;

  • развивают способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Вводное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы повторим материал, пройденный на прошлом уроке, выполним разминку у доски на знание карты материка. Кроме того, нам предстоит продолжить знакомство с особенностями материка. Начать урок я хочу с письма полученного известного от капитана яхты «Беда» Христофора Бонифатьевича Врунгеля

«Здравствуйте, дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Северную Америку. Северная Америка - самый большой материк на земле, нулевой меридиан не пересекает материк, но относительно экватора она лежит в северном и южном полушарии. Материк омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Южной Америки, а Панамский канап соединяет Тихий океан с Индийским. Самый крупный острову берегов Северной Америки-Мадагаскар. Пока все. Читайте мои письма и будете все знать о Северной Америке.»


  1. Актуализация опорных знаний.

ГП материка

Что такое? Кто такой?

  • Панамский – канал

  • Веспуччи – мореплаватель, путешественник

  • Индейцы – народ Северной Америки

  • Берингов – пролив

  • Калифорния – полуостров

  • Сент Чарльз – Восточная крайняя точка материка

  • Орисаба – вулкан

  • Кордильеры – горы

  • Карибское – море

  • Приатлантическая – низменность

  • Лабрадор – полуостров

  • На языке местных индейцев значит «мы вас не понимаем» (так ответили жители этого полуострова первым европейцам, которые спросили: «Как называется эта земля») (полуостров Юкатан)

  • Их название происходит от греческого «анти» - против, впереди, против материка. Оно утвердилось за островами с начала 16 века. (Антильские)

  • Горы на востоке материка (Аппалачи)

  • Море названное по имени индейцев карибов. (Карибское)

  • Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии. (Берингов)

  • Самая высокая точка Северной Америки и её высота (г. Мак-Кинли 6194м.)

  • Горы на западе Северной Америки (Кордильеры)

  • Пролив между островами Гренландия и Баффинова Земля. (Девисов)

  • Общее название гор запада Северной Америки. (Кордильеры)

  • Самый большой остров на Земле, расположенный к северу от Северной Америки (Гренландия)

  • Верно ли утверждение, что Северная Америка подверглась сильному оледенению в древности? (да)

Выберите лишнее:

  • Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Евразия, Нил, Оранжевая, Муррей, Конго.

  • Умеренный, экваториальный, тропический, арктический, субтропический.

  • Банту, берберы, пигмеи, индейцы.

  • Марьятто, Сент-Чарльз, Принца Уэльского, Игольный.

  • Кордильеры, Аппалачи, Анды.

  1. Целеполагание

Сегодня мы продолжаем изучать материк Северная Америка.

О том, что является темой нашего сегодняшнего урока, вы скажете мне сами, ответив на поставленное перед вами задание.

Необходимо найти соответствие между материком и характерным для него климатом:

  1. Африка а) самый холодный

  2. Австралия б) самый влажный

  3. Антарктида в) самый жаркий

  4. Ю. Америка г) самый сухой

Какова же тема нашего урока. Попробуйте сами сформулировать его цель. Тема урока «Климат Северной Америки»

  1. Работа по теме урока

Давайте найдем и перечислим все климатические пояса С. Америки, используя форзац учебника (субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический, арктический).



Северная Америка расположена во всех климатических поясах, кроме экваториального. Назовите основные и переходные климатические пояса, их особенности климата. (Субэкваториальный тип климата - лето влажное, зима сухая, из-за господства экваториальных масс летом, тропических зимой.) (этим временем учитель раздает контурную карту материка С. Америка)

На карте подпишите климатические пояса.

Давайте проведем соответствие с физической картой материка:

  1. О. Канадского Арктического архипелага – Арктический климатический пояс;

  2. Побережье Северного Ледовитого океана, северная часть п-ова Лабрадор – Субарктический климатический пояс;

  3. Большая часть Канады, п-ов Лабрадор и Аляска – Умеренный климатический пояс;

  4. Субтропический климатический пояс – большая часть США

  5. Мексика, п-ов Калифорния, Флорида, побережье Мексиканского залива – Тропический климатический пояс;

  6. P-он Панамского перешейка – Субэкваториальный климатический пояс.

Мы с вами прекрасно знаем, что климат материка обуславливает его географическое положение. Еще раз самостоятельно посмотрите на физическую карту и определите:

  • между какими широтами расположен материк?

  • какие потоки основных воздушных масс работают в данных широтах?

  • вспомните особенности рельефа Северной Америки;

  • какое влияние на климат внутренних частей материка оказывают океаны, их течения?

Мозговой штурм

Используя имеющиеся у вас знания, выполните следующее задание.

Задание. Перед вами утверждения. Согласны ли вы с утверждениями?

(Проводится мозговой штурм. Каждой парте по очереди предлагается высказать свое мнение. Все ответы принимаются без коррекции).

  1. На материке представлены все климатические пояса;

  2. На климат материка оказывают влияние пассаты и западные ветры;

  3. Кордильеры не являются препятствием на пути движения воздушных масс с Тихого океана;

  4. Отсутствие горных хребтов на севере материка создает благоприятные условия для проникновения арктических воздушных масс;

  5. Из-за разности атмосферного давления над материком и океаном формируется муссон, который влияет на климат восточного побережья материка;

  6. Воздушные массы, приходящие с Тихого океана, оказывают большее влияние на климат материка, чем воздушные массы Атлантического океана;

  7. Самую большую площадь на материке занимает субэкваториальный пояс;

  8. Самые низкие температуры воздуха зарегистрированы в Гренландии;

  9. Самые высокие температуры воздуха зарегистрированы на Юкатане;

  10. Холодное Калифорнийское течение способствует выпадению осадков на побережье.


В результате предложенной работы учащиеся устанавливают, что климат Северной Америки формируется благодаря воздействию следующих факторов:

  1. Угол падения солнечных лучей (географическая широта)

  2. Постоянные ветры;

  3. Рельеф;

  4. Океанические течения.

Какими же особенностями климата обладает Северная Америка, благодаря воздействию данных факторов?

! Назовите постоянные ветры, господствующие в 40-х широтах северного и южного полушарий.

В каком направлении они переносят воздушные массы?

! С помощью стрелок, прикрепленных к магнитной доске, (к доске прикреплены стрелки синего и красного цвета) покажите на настенной карте движение западного ветра.

Желающий ученик выходит к доске и приклеивает стрелку в районе 40-х широт Тихого океана, ветер дует в сторону материка.

Почему ты выбрал стрелку синего цвета?

Потому, что воздух холодный и влажный.

Объясни, почему ветер дует на материк?

Потому, что воздух переносится с запада на восток.

Велика ли степень влияния Тихого океана на климат материка ?

Нет.

Как Кордильеры влияют на климат?

Горы являются барьером на пути движения воздушных масс. Поток ветра поднимается, охлаждается, влага конденсируется и выпадают обильные осадки.

! Докажите, используя климатическую карту Северной Америки, наши теоретические выводы.

На западном побережье материка в предгорьях Кордильер выпадает от 1000 до 2000 мм осадков в год, при движении на восток количество осадков резко уменьшается и достигает 250 - 500 мм. А далее опять увеличивается.

С чем связано увеличение количества осадков на восточном и особенно юго- восточном побережье?

С воздействием теплых и влажных воздушных масс, приходящих с Атлантического океана.

Как называется этот постоянный поток воздушных масс?

Пассат.

! С помощью стрелки покажите на настенной карте направление движения пассатов.

Желающий ученик выходит к доске и приклеивает стрелку в районе северного тропика в направлении с северо-востока на юго-запад.

! Докажите, используя климатическую карту Северной Америки, наши теоретические выводы.

На побережье Мексиканского залива количество осадков достигает величин более 2000 мм.

А есть ли на восточном побережье материка формы рельефа, влияющие на распределение осадков?

Есть Аппалачи, но их высота не велика, поэтому они незначительно задерживают влагу и она достаточно проникает вглубь материка.


А какой еще фактор, кроме рельефа может вызвать снижение выпадения осадков?

Холодные океанические течения.

! Используя физическую карту материка, назовите течение, вызывающее формирование береговой пустыни.

-Калифорнийское течение. Теплый влажный воздух Тихого океана, проходя над холодными водами Калифорнийского течения, охлаждается, конденсируется и осадка выпадают над океаном. Иссушенный воздух приходит на побережье, не принося долгожданных осадков. Образуются пустыни полуострова Калифорния.

Какое течение способствует выпадению осадков?

Гольфстрим.

Интересный факт: В районе Ньюфаундленской отмели встречаются теплое Течение Гольфстрим и холодное Лабрадорское течение. Температура воды в обоих потоках так различна, что показания термометров, одновременно опущенных с носа и кормы корабля, который находится на стыке этих течений, иногда расходятся на 10 -12 0С.

Задание. Только что по рации нам передали срочную информацию - разыскивается «опасный преступник». Особые приметы:

  • Коварен и изменчив;

  • Часто меняет место работы;

  • Может быть лёгким и приятным в общении, особенно в жаркий день;

  • В гневе, опасен, может сорвать головной убор и даже разрушить дом;

  • Его сила может достигать 12 баллов по шкале Бофорта.

Помогите определить «опасного преступника». Ответ аргументируйте?

А есть ли препятствия на пути движения воздушных масс с Северного Ледовитого океана?

Нет.

Положение материка между Северным полярным кругом и Северным тропиком влияет на амплитуду угла падения солнечных лучей и формирования различных воздушных масс, которые благодаря наличию широких равнин, расположенным в центре материка, могут свободно передвигаться по направлениям с севера на юг и с юга на север. Арктические воздушные массы могут ли свободно дойти до Мексиканского залива? (беспрепятственно, так в субтропическом поясе изредка выпадает снег)Вследствие этого, между воздушными массами возникает большая разница в температуре и давлении. В результате часто наблюдаются ураганы, которые здесь называют испанским словом «Торнадо», что значит «крутит». Движения воздуха во время ураганов достигает большой скорости. Торнадо разрушает здания, вырывает с корнем деревья, сбрасывают с рельс железнодорожные составы.