ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: «Климат Северной Америки», 7 класс
Цель урока: Изучить влияние географических факторов на формирование и изменение климата.
Задачи урока:
Образовательные:
-
познакомить учащихся с особенностями климата Южной Америки и факторами, которые влияют на его формирование; -
выявить закономерности распределения температуры воздуха и давления, осадков; -
объяснить формирование климата под воздействие географического положения (ФГП, течение); -
совершенствование умений и навыков работы с картой; -
изучить расположение климатических поясов и типов климата Северной Америки.
Воспитательные:
-
воспитывать бережное отношение к природе и экологическую культуру; -
воспитывают эстетические чувства к окружающей среде; -
прививать умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Развивающие:
-
развивать навыки коллективной работы, умение работать с ЭОР; -
умение работать с географической картой и климатограммами; -
активизировать познавательную инициативу обучающихся, формировать их социальную компетентность; -
развивают способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
-
Вводное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы повторим материал, пройденный на прошлом уроке, выполним разминку у доски на знание карты материка. Кроме того, нам предстоит продолжить знакомство с особенностями материка. Начать урок я хочу с письма полученного известного от капитана яхты «Беда» Христофора Бонифатьевича Врунгеля
«Здравствуйте, дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Северную Америку. Северная Америка - самый большой материк на земле, нулевой меридиан не пересекает материк, но относительно экватора она лежит в северном и южном полушарии. Материк омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Южной Америки, а Панамский канап соединяет Тихий океан с Индийским. Самый крупный острову берегов Северной Америки-Мадагаскар. Пока все. Читайте мои письма и будете все знать о Северной Америке.»
-
Актуализация опорных знаний.
ГП материка
Что такое? Кто такой?
-
Панамский – канал -
Веспуччи – мореплаватель, путешественник -
Индейцы – народ Северной Америки -
Берингов – пролив -
Калифорния – полуостров -
Сент Чарльз – Восточная крайняя точка материка -
Орисаба – вулкан -
Кордильеры – горы -
Карибское – море -
Приатлантическая – низменность -
Лабрадор – полуостров -
На языке местных индейцев значит «мы вас не понимаем» (так ответили жители этого полуострова первым европейцам, которые спросили: «Как называется эта земля») (полуостров Юкатан) -
Их название происходит от греческого «анти» - против, впереди, против материка. Оно утвердилось за островами с начала 16 века. (Антильские) -
Горы на востоке материка (Аппалачи) -
Море названное по имени индейцев карибов. (Карибское) -
Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии. (Берингов) -
Самая высокая точка Северной Америки и её высота (г. Мак-Кинли 6194м.) -
Горы на западе Северной Америки (Кордильеры) -
Пролив между островами Гренландия и Баффинова Земля. (Девисов) -
Общее название гор запада Северной Америки. (Кордильеры) -
Самый большой остров на Земле, расположенный к северу от Северной Америки (Гренландия) -
Верно ли утверждение, что Северная Америка подверглась сильному оледенению в древности? (да)
Выберите лишнее:
-
Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Евразия, Нил, Оранжевая, Муррей, Конго. -
Умеренный, экваториальный, тропический, арктический, субтропический. -
Банту, берберы, пигмеи, индейцы. -
Марьятто, Сент-Чарльз, Принца Уэльского, Игольный. -
Кордильеры, Аппалачи, Анды.
-
Целеполагание
Сегодня мы продолжаем изучать материк Северная Америка.
О том, что является темой нашего сегодняшнего урока, вы скажете мне сами, ответив на поставленное перед вами задание.
Необходимо найти соответствие между материком и характерным для него климатом:
-
Африка а) самый холодный -
Австралия б) самый влажный -
Антарктида в) самый жаркий -
Ю. Америка г) самый сухой
Какова же тема нашего урока. Попробуйте сами сформулировать его цель. Тема урока «Климат Северной Америки»
-
Работа по теме урока
Давайте найдем и перечислим все климатические пояса С. Америки, используя форзац учебника (субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический, арктический).
Северная Америка расположена во всех климатических поясах, кроме экваториального. Назовите основные и переходные климатические пояса, их особенности климата. (Субэкваториальный тип климата - лето влажное, зима сухая, из-за господства экваториальных масс летом, тропических зимой.) (этим временем учитель раздает контурную карту материка С. Америка)
На карте подпишите климатические пояса.
Давайте проведем соответствие с физической картой материка:
-
О. Канадского Арктического архипелага – Арктический климатический пояс; -
Побережье Северного Ледовитого океана, северная часть п-ова Лабрадор – Субарктический климатический пояс; -
Большая часть Канады, п-ов Лабрадор и Аляска – Умеренный климатический пояс; -
Субтропический климатический пояс – большая часть США -
Мексика, п-ов Калифорния, Флорида, побережье Мексиканского залива – Тропический климатический пояс; -
P-он Панамского перешейка – Субэкваториальный климатический пояс.
Мы с вами прекрасно знаем, что климат материка обуславливает его географическое положение. Еще раз самостоятельно посмотрите на физическую карту и определите:
-
между какими широтами расположен материк? -
какие потоки основных воздушных масс работают в данных широтах? -
вспомните особенности рельефа Северной Америки; -
какое влияние на климат внутренних частей материка оказывают океаны, их течения?
Мозговой штурм
Используя имеющиеся у вас знания, выполните следующее задание.
Задание. Перед вами утверждения. Согласны ли вы с утверждениями?
(Проводится мозговой штурм. Каждой парте по очереди предлагается высказать свое мнение. Все ответы принимаются без коррекции).
-
На материке представлены все климатические пояса; -
На климат материка оказывают влияние пассаты и западные ветры; -
Кордильеры не являются препятствием на пути движения воздушных масс с Тихого океана; -
Отсутствие горных хребтов на севере материка создает благоприятные условия для проникновения арктических воздушных масс; -
Из-за разности атмосферного давления над материком и океаном формируется муссон, который влияет на климат восточного побережья материка; -
Воздушные массы, приходящие с Тихого океана, оказывают большее влияние на климат материка, чем воздушные массы Атлантического океана; -
Самую большую площадь на материке занимает субэкваториальный пояс; -
Самые низкие температуры воздуха зарегистрированы в Гренландии; -
Самые высокие температуры воздуха зарегистрированы на Юкатане; -
Холодное Калифорнийское течение способствует выпадению осадков на побережье.
В результате предложенной работы учащиеся устанавливают, что климат Северной Америки формируется благодаря воздействию следующих факторов:
-
Угол падения солнечных лучей (географическая широта) -
Постоянные ветры; -
Рельеф; -
Океанические течения.
Какими же особенностями климата обладает Северная Америка, благодаря воздействию данных факторов?
! Назовите постоянные ветры, господствующие в 40-х широтах северного и южного полушарий.
В каком направлении они переносят воздушные массы?
! С помощью стрелок, прикрепленных к магнитной доске, (к доске прикреплены стрелки синего и красного цвета) покажите на настенной карте движение западного ветра.
Желающий ученик выходит к доске и приклеивает стрелку в районе 40-х широт Тихого океана, ветер дует в сторону материка.
Почему ты выбрал стрелку синего цвета?
Потому, что воздух холодный и влажный.
Объясни, почему ветер дует на материк?
Потому, что воздух переносится с запада на восток.
Велика ли степень влияния Тихого океана на климат материка ?
Нет.
Как Кордильеры влияют на климат?
Горы являются барьером на пути движения воздушных масс. Поток ветра поднимается, охлаждается, влага конденсируется и выпадают обильные осадки.
! Докажите, используя климатическую карту Северной Америки, наши теоретические выводы.
На западном побережье материка в предгорьях Кордильер выпадает от 1000 до 2000 мм осадков в год, при движении на восток количество осадков резко уменьшается и достигает 250 - 500 мм. А далее опять увеличивается.
С чем связано увеличение количества осадков на восточном и особенно юго- восточном побережье?
С воздействием теплых и влажных воздушных масс, приходящих с Атлантического океана.
Как называется этот постоянный поток воздушных масс?
Пассат.
! С помощью стрелки покажите на настенной карте направление движения пассатов.
Желающий ученик выходит к доске и приклеивает стрелку в районе северного тропика в направлении с северо-востока на юго-запад.
! Докажите, используя климатическую карту Северной Америки, наши теоретические выводы.
На побережье Мексиканского залива количество осадков достигает величин более 2000 мм.
А есть ли на восточном побережье материка формы рельефа, влияющие на распределение осадков?
Есть Аппалачи, но их высота не велика, поэтому они незначительно задерживают влагу и она достаточно проникает вглубь материка.
А какой еще фактор, кроме рельефа может вызвать снижение выпадения осадков?
Холодные океанические течения.
! Используя физическую карту материка, назовите течение, вызывающее формирование береговой пустыни.
-Калифорнийское течение. Теплый влажный воздух Тихого океана, проходя над холодными водами Калифорнийского течения, охлаждается, конденсируется и осадка выпадают над океаном. Иссушенный воздух приходит на побережье, не принося долгожданных осадков. Образуются пустыни полуострова Калифорния.
Какое течение способствует выпадению осадков?
Гольфстрим.
Интересный факт: В районе Ньюфаундленской отмели встречаются теплое Течение Гольфстрим и холодное Лабрадорское течение. Температура воды в обоих потоках так различна, что показания термометров, одновременно опущенных с носа и кормы корабля, который находится на стыке этих течений, иногда расходятся на 10 -12 0С.
Задание. Только что по рации нам передали срочную информацию - разыскивается «опасный преступник». Особые приметы:
-
Коварен и изменчив; -
Часто меняет место работы; -
Может быть лёгким и приятным в общении, особенно в жаркий день; -
В гневе, опасен, может сорвать головной убор и даже разрушить дом; -
Его сила может достигать 12 баллов по шкале Бофорта.
Помогите определить «опасного преступника». Ответ аргументируйте?
А есть ли препятствия на пути движения воздушных масс с Северного Ледовитого океана?
Нет.
Положение материка между Северным полярным кругом и Северным тропиком влияет на амплитуду угла падения солнечных лучей и формирования различных воздушных масс, которые благодаря наличию широких равнин, расположенным в центре материка, могут свободно передвигаться по направлениям с севера на юг и с юга на север. Арктические воздушные массы могут ли свободно дойти до Мексиканского залива? (беспрепятственно, так в субтропическом поясе изредка выпадает снег)Вследствие этого, между воздушными массами возникает большая разница в температуре и давлении. В результате часто наблюдаются ураганы, которые здесь называют испанским словом «Торнадо», что значит «крутит». Движения воздуха во время ураганов достигает большой скорости. Торнадо разрушает здания, вырывает с корнем деревья, сбрасывают с рельс железнодорожные составы.