Файл: Существительные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СЛОВА, КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ ВЫСТУПАЮТ В РОЛИ ВВОДНЫХ

Самые важные примеры

буквально,будто,вдобавок,вдовершение,вдруг,ведь,вконечномсчёте,вот,вродебы,врядли,всё-таки,даже,едва ли, исключительно, именно, к тому же, как будто, как бы, как раз, лишь, между тем, наверняка, небось,непременно, никак, отчасти, по большей части, по постановлению, по решению, почти, поэтому,приблизительно,примерно,притом,причём,просто,пусть,решительно,словно,темнеменее,только,якобы




ВСЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В ПРОТОТИПАХ ОТ ФИПИ 2018-2022


    1. Синекдоха – называем часть вместо целого, множественное вместо единственного и наоборот. Пример: слыш- но…как ликовал француз; может собственных Платонови быстрых разумом Невтоновроссийская земля рождать.

    2. Перифраз (перифраза) замена слова группой слов. Примеры: автор «Судьбы человека» (вместо фамилии

2018

ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ РУКА ПОДНИМЕТСЯ РУКОЙ ПОДАТЬ
2019

БРОСИТЬСЯ В ГЛАЗА НЕ СВОДЯ ГЛАЗ ПРОМОКНУТЬ ДО НИТКИ

ПУТАТЬСЯ ПОД НОГАМИ

СИДЕТЬ СЛОЖА РУКИ СОЙТИ С УМА

ТО И ДЕЛО
2020

БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАСТЬ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ВО ВЕСЬ РОСТ


НАПРАВИТЬ СТОПЫ ПОЙТИ В ХОД

С РУК НА РУКИ
2021

ВО ВЕСЬ ДУХ ДРУГ С ДРУГОМ

ЕДВА ТАСКАТЬ НОГИ ЛИЦОМ К ЛИЦУ

НЕ ВЕРЯ СВОИМ ГЛАЗАМ

НЕ ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ НЕ ПО НУТРУ

С ТЕХ ПОР ТО И ДЕЛО
2022

В КОНЦЕ КОНЦОВ В СЕРДЦАХ ВЕСТИ СЕБЯ

ВО ВЕСЬ ДУХ ДРУГ С ДРУГОМ ИЗО ВСЕХ СИЛ КАК ИЗ ВЕДРА КАК ПРАВИЛО

МАХНУТЬ (бы) РУКОЙ НЕ ВЕРЯ СВОИМ ГЛАЗАМ

НЕ ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ ПАДАТЬ ДУХОМ ПРОПАСТЬ ПРОПАДОМ

С МЛАДЫХ НОГТЕЙ С ТЕХ ПОР СВОИМИ СЛОВАМИ ТО И ДЕЛО






Шолохов); братья наши меньшие (вместо «животные»).

    1. Олицетворение – уподобление предмета/явления живому существу. Примеры: музыка жаловалась мне; крепость истекала кровью; плачущая совесть ругала.

    2. Сравнение сопоставление А и В при помощи союзов («как», «словно», «точно», «будто» и т.д.), творительного падежа. Примеры: словно душа леса; вспыхнула запредельным огнём; будто фиолетовое покрывало;

    3. Эпитет – образные, эмоциональные определения (прилагательные). Примеры: усталые кострища; весёлый ветер; щемящая боль; стеклянные глаза; вечерние тягучие тучи; такой милый и лопоухий день.

    4. Гипербола – преувеличение. Примеры: он мучается за всехлюдей; я повторила тысячу раз;

    5. Литота преуменьшение. Примеры: жизнь это миг; лошадь величиной с кота.

    6. Ирония – скрытая насмешка (употребление слова в обратном ему значении). Примеры: только об этом мечтал (= о ненужном); спасибо за помощь (= об отсутствии помощи); не человека же засыпаем, траву.

    7. Аллегория иносказание (отвлечённое понятие в конкретном образе). Примеры: свеча душа; крест вера;



1   2   3   4   5   6   7   8

CРЕДCTВА ВЫРА3NTЕЛЬНОCTN. ЧАCTЬ 2. ПРNËМЫ.

  1. Парцелляция – дробление предложения (единой мысли) на несколько самостоятельных частей, графически выделенных как самостоятельные предложения. Примеры. 1. Никогда не писал длинных писем. Никому. 2. Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. По велению души.

  2. Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста (приводится в кавычках; автор цитаты должен быть указан). Примеры. 1. Известны слова Горького: «Любите книгу – источник знания». 2. «В зале смеялись, – говорил Быков, – но это было давно».

  3. Градация – расположение слов/выражений, относящихся к одному предмету, в порядке повышения или понижения смысловой/эмоциональной значимости. Примеры: «скорбеть, негодовать, ужасаться»; «мучит, терзает, истязает».
CРЕДCTВА ВЫРА3NTЕЛЬНОCTN. ЧАCTЬ 1. TРОПЫ.

  1. Метафора перенос значения по сходству. Примеры: реставрация памяти; царство детства; парализована страхом; лабиринты боли; король трущобных окраин.

  2. Метонимия – перенос значения по смежности. Пример: съесть блюдо (= пищу); расплескали ведро (= воду);

  1. Противопоставление (антитеза) – сопоставление логически противоположных понятий/образов. Примеры. 1. Так хорошо вокруг – и вдруг мёртвая птица. 2. Тёма, это не человек, а семьдесят килограммов всевозможной заразы!

  2. Анафора – единоначатие, повторение слова/слов в начале нескольких предложений. Примеры. 1. Уметь говорить искусство. Уметьслушать культура. 2. Выходит, что я не посторонний, не чужой! Выходит, что солнце светит и для меня…


  1. Эпифора повторение слова/слов в конце нескольких предложений. Пример. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

  2. Лексический повтор – повторение в определённой части текста одного и того же слова, конструкции. Пример. Иногда, только иногда помогал мой крёстный отец; помогали иногда знакомые.

  3. Синтаксический параллелизм явление, при котором в смежных предложениях или частях предложений соблюдается одинаковая структура. Пример. Исчезла библиотека. Исчезла булочная. Исчезла международная переговорная.

  4. Вопросно-ответная форма изложения форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Пример. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета?

Неизвестно.

  1. Эллипсис – намеренный пропуск слова. Пример. Дан приказ ему на запад. Ей – в другую сторону.

  2. Инверсия – нарушение прямого порядка слов в предложении. Примеры. 1. Соня из зала выбежала. 2. Досадно было, боя ждали.
1   2   3   4   5   6   7   8

СРЕДСТВА ВЫРА3NТЕЛЬНОСТN. ЧАСТЬ 3.

СNНТАКСNЧЕСКNЕ СРЕДСТВА ВЫРА3NТЕЛЬНОСТN.

  1. Ряд однородных членов предложения – перечисляемые действия, предметы, признаки.

Пример. Тьма под ивами, и блеск сентябрьских звёзд, и горечь воздуха.

  1. Сравнительный оборот – оборот, выражающий сравнение (с союзами «как», «словно»,

«точно», «будто» и т.д.). Пример. Офицерик сел на землю, как на лету подстреленная птица.

  1. Восклицательные предложения. Пример. «Сколько у нас народу! Удивительное дело!»

  2. Вопросительные предложения. Пример. Зачем это? Кому это нужно было?

  3. Обращения. Примеры. 1. Сейчас подойду, милый. 2. Здравствуй, бабуля.

  4. Риторический вопрос – вопрос, который ставится с целью привлечения внимания к какому-либо явлению (а не с целью получения ответа). Пример. Что день грядущий нам готовит?

  5. Риторическое восклицание. Пример. Какой размах! Какой простор уму!

  6. Риторическое обращение – обращение к тем, кто непосредственно не участвует в обще- нии. Примеры. 1. Смолкни, военная труба! 2. Уймись, велеречивый оратор!

  7. Вводные слова. Примеры. 1. И, конечно, сделать это не всегда просто. 2. В 1941 году, во время эвакуации, я потерял Эльяшева из виду в сложных событиях войны и считал, что старик не вынес, вероятно, тяжёлых потрясений.

  8. Вставные конструкции – содержат дополнительные (по отношению к основному выска- зыванию) сведения, замечания, уточнения; обычно выделяются при помощи скобок. Пример. Если верно, что в языке народа скрывается… (а это, безусловно, верно), то…

  9. Уточняющие конструкции второстепенные члены предложения со значением уточне- ния. Пример. А недавно, совсем на днях, она мне всё рассказала.

  10. Односоставные предложения предложения с одним главным членом (только сказуемым или только подлежащим). Примеры. 1. Не спешите. Вспомните.

И поклонитесь. 2. Сходи. Принеси.

  1. Назывные предложения тип односоставных предложений, главный член которых – существительное в именительном падеже. Пример. Весна. У соседей

свадьба.

  1. Неполные предложения предложения, в которых один/несколько членов, необходимых для его схемы, содержания, не высказаны, опущены. Примеры. 1. Татьяна – в лес, медведь за нею. 2. Васютка отправился в парк, Николенька – в гости к другу.
СРЕДСТВА ВЫРА3NТЕЛЬНОСТN. ЧАСТЬ 4.

ЛЕКСNЧЕСКNЕ СРЕДСТВА ВЫРА3NТЕЛЬНОСТN.

  1. Синонимы – близкие по значению слова. Примеры: несуразный – бестолковый; нелёгкий – трудный; посторонний – чужой.

  2. Антонимы – слова с противоположным значением. Примеры: старый – новый; вечность – миг; плюсы – минусы.

  3. Контекстные синонимы слова, являющиеся синонимами только в данном контексте.

Примеры: юноша – студент; девушка – кокетка; собака – Барбос; шпана – разбойники.

  1. Контекстные антонимы слова, являющиеся антонимами только в данном контексте/проти- вопоставленные в данном контексте слова. Примеры: год – жизнь; вода – камень; стихи – проза.

  2. Фразеологизм устойчивое словосочетание, значение которого не складывается из значений составляющих его слов; имеет значение, близкое к идиоматическому; часто его можно заменить одним словом. Примеры: преподать урок; врезаться в память; в конце концов; лицом к лицу; иметь в виду; то и дело.

  3. Разговорная и просторечная лексика – слова, относящиеся к сниженной лексике и употре- бляющиеся в непринужденной беседе; эмоционально окрашены. Примеры: штучка; рожа; хлопчик; сжульничал; бедолага; оболтус.

  4. Книжная лексика – лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистике и т.д. Примеры: возобладать; воспевать; конъюнктура; прерогатива.

  5. Слова высокого стиля лексика, характерная для высокого стиля в литературе; слова с окраской приподнятости, торжественности. Примеры: беспримерный; година; отторгнуть; взирать.

  6. Устаревшая лексика = архаизмы слова, вытесненные из активного употребления синони- мичными единицами. Примеры: выя – шея; рыбарь – рыбак; лик – лицо.

  7. Устаревшая лексика = историзмы слова, вышедшие из употребления в связи с исчезнове- нием тех реалий, которые они обозначали. Примеры: ермолка; лорнет;

извозчик.

  1. Специальная лексика/термины – слова, употребляемые людьми определённой специально- сти; официально принятые наименования научных понятий и т.д. Примеры: диез; тезаурус; готический шрифт; потребление.

  2. Диалектизмы – слова, присущие диалектной речи; употребляющиеся лицами, связанными территориальной/социальной (и т.д.) общностью. Примеры: черница; понева; кочет.

  3. Индивидуально-авторские слова – слова, созданные поэтами, писателями и т.д. для более точной передачи мысли. Примеры: кюхельбекерно; одиночить; громадьё; декабрый.

  4. Эмоционально-оценочные слова слова, выражающие отношение к ним. Примеры:

душонка; горе-змееборец.

  1. Крылатые выражения – устойчивые, афористические, образные выражения, которые имеют авторство (вошли в речь из художественных, публицистических произведений и т.д.). Примеры:



СРЕДСТВА ВЫРА3NТЕЛЬНОСТN. ЧАСТЬ 5. ФОРМА РЕЧN.

  1. Диалог разговор двух или более героев повествования. Пример:

  • Как я рад, что вы живы, — сказал я ему, — ведь часто вспоминал ваши руки.

  • Жив-то я жив, ответил он, но с руками мне пришлось проститься.



СРЕДСТВА ВЫРА3NТЕЛЬНОСТN. ЧАСТЬ 6.

ФОНЕТNЧЕСКОЕ/3ВyКОВОЕ СРЕДСТВО/ПРNËМ.

1. Звукопись – применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Пример: «Дом…Дом…Дом…» «Домский собор…» «Дом. Дом. Дом…»

«Домский собор! Домский собор!»