ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СЛОВА, КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ ВЫСТУПАЮТ В РОЛИ ВВОДНЫХ
Самые важные примеры
буквально,будто,вдобавок,вдовершение,вдруг,ведь,вконечномсчёте,вот,вродебы,врядли,всё-таки,даже,едва ли, исключительно, именно, к тому же, как будто, как бы, как раз, лишь, между тем, наверняка, небось,непременно, никак, отчасти, по большей части, по постановлению, по решению, почти, поэтому,приблизительно,примерно,притом,причём,просто,пусть,решительно,словно,темнеменее,только,якобы
ВСЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В ПРОТОТИПАХ ОТ ФИПИ 2018-2022
-
Синекдоха – называем часть вместо целого, множественное вместо единственного и наоборот. Пример: слыш- но…как ликовал француз; может собственных Платонови быстрых разумом Невтоновроссийская земля рождать. -
Перифраз (перифраза) – замена слова группой слов. Примеры: автор «Судьбы человека» (вместо фамилии
2018
ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ РУКА ПОДНИМЕТСЯ РУКОЙ ПОДАТЬ
2019
БРОСИТЬСЯ В ГЛАЗА НЕ СВОДЯ ГЛАЗ ПРОМОКНУТЬ ДО НИТКИ
ПУТАТЬСЯ ПОД НОГАМИ
СИДЕТЬ СЛОЖА РУКИ СОЙТИ С УМА
ТО И ДЕЛО
2020
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАСТЬ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ВО ВЕСЬ РОСТ
НАПРАВИТЬ СТОПЫ ПОЙТИ В ХОД
С РУК НА РУКИ
2021
ВО ВЕСЬ ДУХ ДРУГ С ДРУГОМ
ЕДВА ТАСКАТЬ НОГИ ЛИЦОМ К ЛИЦУ
НЕ ВЕРЯ СВОИМ ГЛАЗАМ
НЕ ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ НЕ ПО НУТРУ
С ТЕХ ПОР ТО И ДЕЛО
2022
В КОНЦЕ КОНЦОВ В СЕРДЦАХ ВЕСТИ СЕБЯ
ВО ВЕСЬ ДУХ ДРУГ С ДРУГОМ ИЗО ВСЕХ СИЛ КАК ИЗ ВЕДРА КАК ПРАВИЛО
МАХНУТЬ (бы) РУКОЙ НЕ ВЕРЯ СВОИМ ГЛАЗАМ
НЕ ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ ПАДАТЬ ДУХОМ ПРОПАСТЬ ПРОПАДОМ
С МЛАДЫХ НОГТЕЙ С ТЕХ ПОР СВОИМИ СЛОВАМИ ТО И ДЕЛО
Шолохов); братья наши меньшие (вместо «животные»).
-
Олицетворение – уподобление предмета/явления живому существу. Примеры: музыка жаловалась мне; крепость истекала кровью; плачущая совесть ругала. -
Сравнение – сопоставление А и В при помощи союзов («как», «словно», «точно», «будто» и т.д.), творительного падежа. Примеры: словно душа леса; вспыхнула запредельным огнём; будто фиолетовое покрывало; -
Эпитет – образные, эмоциональные определения (прилагательные). Примеры: усталые кострища; весёлый ветер; щемящая боль; стеклянные глаза; вечерние тягучие тучи; такой милый и лопоухий день. -
Гипербола – преувеличение. Примеры: он мучается за всехлюдей; я повторила тысячу раз; -
Литота – преуменьшение. Примеры: жизнь – это миг; лошадь величиной с кота. -
Ирония – скрытая насмешка (употребление слова в обратном ему значении). Примеры: только об этом мечтал (= о ненужном); спасибо за помощь (= об отсутствии помощи); не человека же засыпаем, траву. -
Аллегория – иносказание (отвлечённое понятие в конкретном образе). Примеры: свеча – душа; крест – вера;
1 2 3 4 5 6 7 8
CРЕДCTВА ВЫРА3NTЕЛЬНОCTN. ЧАCTЬ 2. ПРNËМЫ.
-
Парцелляция – дробление предложения (единой мысли) на несколько самостоятельных частей, графически выделенных как самостоятельные предложения. Примеры. 1. Никогда не писал длинных писем. Никому. 2. Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. По велению души. -
Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста (приводится в кавычках; автор цитаты должен быть указан). Примеры. 1. Известны слова Горького: «Любите книгу – источник знания». 2. «В зале смеялись, – говорил Быков, – но это было давно». -
Градация – расположение слов/выражений, относящихся к одному предмету, в порядке повышения или понижения смысловой/эмоциональной значимости. Примеры: «скорбеть, негодовать, ужасаться»; «мучит, терзает, истязает».
CРЕДCTВА ВЫРА3NTЕЛЬНОCTN. ЧАCTЬ 1. TРОПЫ.
-
Метафора – перенос значения по сходству. Примеры: реставрация памяти; царство детства; парализована страхом; лабиринты боли; король трущобных окраин. -
Метонимия – перенос значения по смежности. Пример: съесть блюдо (= пищу); расплескали ведро (= воду);
-
Противопоставление (антитеза) – сопоставление логически противоположных понятий/образов. Примеры. 1. Так хорошо вокруг – и вдруг мёртвая птица. 2. Тёма, это не человек, а семьдесят килограммов всевозможной заразы! -
Анафора – единоначатие, повторение слова/слов в начале нескольких предложений. Примеры. 1. Уметь говорить – искусство. Уметьслушать – культура. 2. Выходит, что я не посторонний, не чужой! Выходит, что солнце светит и для меня…
-
Эпифора – повторение слова/слов в конце нескольких предложений. Пример. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? -
Лексический повтор – повторение в определённой части текста одного и того же слова, конструкции. Пример. Иногда, только иногда помогал мой крёстный отец; помогали иногда знакомые. -
Синтаксический параллелизм – явление, при котором в смежных предложениях или частях предложений соблюдается одинаковая структура. Пример. Исчезла библиотека. Исчезла булочная. Исчезла международная переговорная. -
Вопросно-ответная форма изложения – форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Пример. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета?
Неизвестно.
-
Эллипсис – намеренный пропуск слова. Пример. Дан приказ ему на запад. Ей – в другую сторону. -
Инверсия – нарушение прямого порядка слов в предложении. Примеры. 1. Соня из зала выбежала. 2. Досадно было, боя ждали.
1 2 3 4 5 6 7 8
СРЕДСТВА ВЫРА3NТЕЛЬНОСТN. ЧАСТЬ 3.
СNНТАКСNЧЕСКNЕ СРЕДСТВА ВЫРА3NТЕЛЬНОСТN.
-
Ряд однородных членов предложения – перечисляемые действия, предметы, признаки.
Пример. Тьма под ивами, и блеск сентябрьских звёзд, и горечь воздуха.
-
Сравнительный оборот – оборот, выражающий сравнение (с союзами «как», «словно»,
«точно», «будто» и т.д.). Пример. Офицерик сел на землю, как на лету подстреленная птица.
-
Восклицательные предложения. Пример. «Сколько у нас народу! Удивительное дело!» -
Вопросительные предложения. Пример. Зачем это? Кому это нужно было? -
Обращения. Примеры. 1. Сейчас подойду, милый. 2. Здравствуй, бабуля. -
Риторический вопрос – вопрос, который ставится с целью привлечения внимания к какому-либо явлению (а не с целью получения ответа). Пример. Что день грядущий нам готовит? -
Риторическое восклицание. Пример. Какой размах! Какой простор уму! -
Риторическое обращение – обращение к тем, кто непосредственно не участвует в обще- нии. Примеры. 1. Смолкни, военная труба! 2. Уймись, велеречивый оратор! -
Вводные слова. Примеры. 1. И, конечно, сделать это не всегда просто. 2. В 1941 году, во время эвакуации, я потерял Эльяшева из виду в сложных событиях войны и считал, что старик не вынес, вероятно, тяжёлых потрясений. -
Вставные конструкции – содержат дополнительные (по отношению к основному выска- зыванию) сведения, замечания, уточнения; обычно выделяются при помощи скобок. Пример. Если верно, что в языке народа скрывается… (а это, безусловно, верно), то… -
Уточняющие конструкции – второстепенные члены предложения со значением уточне- ния. Пример. А недавно, совсем на днях, она мне всё рассказала. -
Односоставные предложения – предложения с одним главным членом (только сказуемым или только подлежащим). Примеры. 1. Не спешите. Вспомните.
И поклонитесь. 2. Сходи. Принеси.
-
Назывные предложения – тип односоставных предложений, главный член которых – существительное в именительном падеже. Пример. Весна. У соседей
свадьба.
-
Неполные предложения – предложения, в которых один/несколько членов, необходимых для его схемы, содержания, не высказаны, опущены. Примеры. 1. Татьяна – в лес, медведь за нею. 2. Васютка отправился в парк, Николенька – в гости к другу.
СРЕДСТВА ВЫРА3NТЕЛЬНОСТN. ЧАСТЬ 4.
ЛЕКСNЧЕСКNЕ СРЕДСТВА ВЫРА3NТЕЛЬНОСТN.
-
Синонимы – близкие по значению слова. Примеры: несуразный – бестолковый; нелёгкий – трудный; посторонний – чужой. -
Антонимы – слова с противоположным значением. Примеры: старый – новый; вечность – миг; плюсы – минусы. -
Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном контексте.
Примеры: юноша – студент; девушка – кокетка; собака – Барбос; шпана – разбойники.
-
Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами только в данном контексте/проти- вопоставленные в данном контексте слова. Примеры: год – жизнь; вода – камень; стихи – проза. -
Фразеологизм – устойчивое словосочетание, значение которого не складывается из значений составляющих его слов; имеет значение, близкое к идиоматическому; часто его можно заменить одним словом. Примеры: преподать урок; врезаться в память; в конце концов; лицом к лицу; иметь в виду; то и дело. -
Разговорная и просторечная лексика – слова, относящиеся к сниженной лексике и употре- бляющиеся в непринужденной беседе; эмоционально окрашены. Примеры: штучка; рожа; хлопчик; сжульничал; бедолага; оболтус. -
Книжная лексика – лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистике и т.д. Примеры: возобладать; воспевать; конъюнктура; прерогатива. -
Слова высокого стиля – лексика, характерная для высокого стиля в литературе; слова с окраской приподнятости, торжественности. Примеры: беспримерный; година; отторгнуть; взирать. -
Устаревшая лексика = архаизмы – слова, вытесненные из активного употребления синони- мичными единицами. Примеры: выя – шея; рыбарь – рыбак; лик – лицо. -
Устаревшая лексика = историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезнове- нием тех реалий, которые они обозначали. Примеры: ермолка; лорнет;
извозчик.
-
Специальная лексика/термины – слова, употребляемые людьми определённой специально- сти; официально принятые наименования научных понятий и т.д. Примеры: диез; тезаурус; готический шрифт; потребление. -
Диалектизмы – слова, присущие диалектной речи; употребляющиеся лицами, связанными территориальной/социальной (и т.д.) общностью. Примеры: черница; понева; кочет. -
Индивидуально-авторские слова – слова, созданные поэтами, писателями и т.д. для более точной передачи мысли. Примеры: кюхельбекерно; одиночить; громадьё; декабрый. -
Эмоционально-оценочные слова – слова, выражающие отношение к ним. Примеры:
душонка; горе-змееборец.
-
Крылатые выражения – устойчивые, афористические, образные выражения, которые имеют авторство (вошли в речь из художественных, публицистических произведений и т.д.). Примеры:
СРЕДСТВА ВЫРА3NТЕЛЬНОСТN. ЧАСТЬ 5. ФОРМА РЕЧN.
-
Диалог – разговор двух или более героев повествования. Пример:
-
Как я рад, что вы живы, — сказал я ему, — ведь часто вспоминал ваши руки. -
Жив-то я жив, — ответил он, — но с руками мне пришлось проститься.
СРЕДСТВА ВЫРА3NТЕЛЬНОСТN. ЧАСТЬ 6.
ФОНЕТNЧЕСКОЕ/3ВyКОВОЕ СРЕДСТВО/ПРNËМ.
1. Звукопись – применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Пример: «Дом…Дом…Дом…» «Домский собор…» «Дом. Дом. Дом…»
«Домский собор! Домский собор!»