Файл: Величины. Масса. Килограмм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Величины. Масса. Килограмм.

Цель: Формирование представления о массе как величине, о единице массы и способе её измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом).
Предметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся:

1.Cпособов измерения массы, единицы измерения.

2.Умения выражать результаты измерения массы числом; сравнивать единицы измерения массы.
Метапредметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся умения:

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, ставить проблемный вопрос ,проговаривать последовательность действий на уроке, учиться отличать верно выполненное задание от неверного, учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: 1.Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности.

2.Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.
Тип урока: Изучение нового материала.

Основные понятия: Величина, мера, одинаковая мерка.

Межпредметные связи: с окружающим миром, с чтением.

Ресурсы: Оборудование: учебник «Математика» для 1 класса автор Л.Г.Петерсон Издательство Ювента, 2014г., тетради на печатной основе, компьютер, проектор, презентация, видеофрагмент, карточки для парной работы, оборудование для демонстрации опыта(весы), разные виды весов, таблички со словами, пачка соли, схемы для рефлексии, смайлики трёх видов

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение в учебной деятельности.

Цель:создание условий для вхождения учащихся в пространство.


- Чтобы работа была успешной – посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, настройтесь тем самым положительно на рабочий лад.

- Проверим готовность к уроку

Математика нужна.

Математика важна.

Потому что для ума

Как гимнастика она.

- Присаживайтесь.

- Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок, узнаем новое, а для этого проведём исследование.
(Приветствует обучающихся; включение в деловой ритм, используя стихотворение).



(Произносят стихотворение хором)

Подготовка класса к работе.

УУД: Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания.


- Что такое исследование?

- Кто такой исследователь?
- Сегодня, мы с вами – исследователи. Но для этого необходимо быть очень вдумчивыми, внимательными и наблюдательными.

- Посмотрим, кому сегодня из вас улыбнётся солнышко.

А чтобы работа была успешной – улыбнитесь друг другу.

1. Работа с полосками бумаг.

- Перед началом исследования проведём разминку.

(У каждого ученика синяя и красная полоски длиной 9 см и + 6см. Один ученик работает у доски, остальные на местах.)

- Чем различаются две полоски бумаги?

- Какую величину вы изучили на прошлом уроке?

- Докажите, что длина является величиной.

- Сравните синюю и красную полоску по длине на глаз и скажите, какая полоска длиннее? А показать?

- Измерьте длины красной и синей полосок с помощью линейки.

- Какой единицей измерения длины вы воспользовались?

- Что мы с вами сейчас делали? Для чего?

- Чему учило нас это задание?

- Уберите всё.
(Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки)


(Изучение какого-либо предмета или явления.)

(Человек, который занимается исследованием.)

Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки.

Ответы учащихся:
Цветом и размером.

Длину

Длину можно измерить и сравнить.

Учащиеся накладывают одну полоску на другую и показывают, на сколько одна полоска длиннее).

Сантиметром


УУД: Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Цель: мотивация к пробному действию, выявление и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организация коммуникативного воздействия для построения нового способа действия.



1. Постановка темы, целей урока.

(Активизирует внимание уч-ся, создает проблемную ситуацию).
- Сегодня, когда я шла на работу, по пути встретила волшебника. Теперь я поняла, почему он послал меня к вам. Только вы сможете мне помочь открыть новые знания. Мудрый и строгий волшебник дал мне сегодня две коробочки. Задание состоит в том, чтобы найти у них различия. А я смотрю на них, и мне кажется, что они одинаковые.

- Найдите признаки отличия этих предметов! (ПРОБЛЕМА)

(Учитель показывает детям две внешне одинаковые матрешки. Они отличаются только массой, но дети визуально не могут это определить).

(Затруднение??? или предположения???)
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.

- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)

- А как же называется такое свойство предметов?

На доске выставляется слово МАССА.
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?

- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)
- Ребята, а какая цель нашего урока?

-Что бы вы хотели узнать о массе?

-Чему бы хотели научиться?

- Где в жизни может это пригодиться? ( В работе, при приготовлении и т. д.)
- Давайте составим план работы:

А) узнать, что такое масса;

Б) научиться измерять массу;

В)узнать, где она может пригодиться в жизни;

Г) выполнять математические действия с мерами масс
- Можно ли массу назвать величиной?!? Почему? Как вы думаете?
- Мы проверим наши предположения на практике, но прежде немного отдохнем.

Физминутка

- Что мы с вами сейчас делали? (Планировали свою деятельность на урок)
2. Практическая работа. Знакомство с разными видами весов.

(Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации).
Практическое задание:

-Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравните что легче, а что тяжелее.
- Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?

- Ребята, что мы сейчас сравнивали? (Массы предметов)

- Но это небольшие предметы, а как измерить массу крупных предметов? (Используют весы)

История возникновения весов.

Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.
– Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются? ПРЕЗЕНТАЦИЯ

- Поработаем с бытовыми весами.

Как находятся чашечки весов? ( На одном уровне или в равновесии.)

Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ (вывешивается табличка).
Коробки ставятся на чашечные весы.

-Посмотрим, что изменилось с весами? Почему одна чашечка опустилась, а другая - поднялась? (Одна коробка тяжелее, а другая легче.)
- А сможем ли мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу предметов?

- Ребята, что мы сейчас делали? Что сравнивали? (Массы предметов)
3. Работа по учебнику (с.8-9)

1) С.8 №1. Ребята читают задание. Обсудите в парах и приготовьтесь ответить на вопросы:

- Какой предмет самый легкий, самый тяжёлый. Как мы это можем определить?
-Какой вывод сделаем? О массе арбуза и дыни, муки и риса, тыквы и кабачка.
- Какой предмет тяжелее? (Тот, который находится на нижней чашке весов).

- Какой предмет легче? (На верхней чашке).
2). №2. С. 8.

- Выразите массу лисы в зайчиках. Что получилось?
Лиса = 3 зайцал. (Масса лисы равна массе 3 зайцев)

Лиса = 5 бельчатам

- Как так получилось, что 1=3 или 1=5? (взяли разные мерки, а они должны быть ОДИНАКОВЫЕ!)
- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу лисенка и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?
- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?

- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина.
Чем меньше мерка, тем больше их требуется, чтобы уравновесить данные предметы.

Сравнивать массы можно лишь тогда, когда они выражены в одинаковых мерках.
3.Введение единицы измерения массы 1 килограмм
- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку.
- Когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы попросили. Какой единицей измерения массы он пользуется? (КИЛОГРАММ) на доске!
- И 219 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм.

- Записывается сокращённо кг
Отрывок из видеоурока КИЛОГРАММ(урок 17)
- Людям всегда было очень важно иметь единые для всех единицы измерения.

Например, сумма, которую мы должны заплатить за дыню зависит от того, сколько она весит. Если её будут взвешивать разными мерками, то покупатель и продавец на смогут договориться, и дыню не удастся купить, произойдет путаница, поэтому:

В Математике принято записывать 1 кг
- В магазине всегда соль продаётся пачками весом 1 кг!!!! Которая может иногда заменить гирю весом в 1 кг. (ПОКАЗ ПАЧКИ СОЛИ)


Дети сравнивают предметы, пытаются найти отличия. Высказывают предположение , анализируют, сравнивают.

(выходят 2-3 ученика).

УУД: Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

Ответы учащихся.
(Величина – это такое свойство (признак ) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит, и предметы можно измерить и записать числом.)

Заранее подготовленное сообщение

Ученики называют разные виды весов, а учитель показывает картинки.

Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые...

Ответы обучающихся.
УУД: Регулятивные: познавательные.

Логические – решение проблемы.



5.Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: Закрепление навыков в измерении и сравнении массы предметов.

(Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала. Выявить пробелы, неверные представления и их коррекция. Первичное обобщение).


- Можем ли теперь узнать массу арбуза в № 3, 4 на с. 9?

(Да) Почему? (Измеряли одинаковой меркой.)
-Ребята, какой меркой измеряют вес предметов? (кг)
- Как много мы с вами сегодня «открыли»! А как вы думаете, можно ли выполнять математические действия с мерами масс? Какие? (сложение и вычитание)

(Устанавливает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Первичное обобщение).


Запись в тетради.

УУД: Регулятивные: контроль, коррекция; познавательные: общеучебные – умение доносить знания до других, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные – умение общаться со сверстниками.



6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:  Отработать математические алгоритмы в логике программного материала до уровня предметного навыка.


А) Парная самостоятельная работа (№ 5, с. 9) на карточках. Одна пара работает у доски.

6 кг – 3 кг 2 кг + 1 кг + 5 кг

5 кг + 3 кг 9 кг – 6 кг + 4 кг
Б) Работа по группам в тетради (с.6, № 3, 4)
№ гр. Б и В (сам-но); № 4 гр. А (сам-но)
Проверка: (на доске ответы)
(Организует деятельность по применению новых знаний).



Решают. Обсуждают в парах. Отвечают. Сравнивают свои ответы с ответами на доске.

Дополняют ответы учащихся.

УУД:Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Выявить качество и уровень овладения учащимися знаний по изученной теме. Коррекция знаний.


Заполнение схемы на карточке. Взаимопроверка.

Работа в парах.

(Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечивает их коррекцию).
Нынче на уроке в классе

Все узнали мы о массе.

Знаем я, ты, он, она:

Масса есть величина.

И совсем это несложно,

И уже нельзя забыть,

Что измерить массу можно

И, коль захотим, сравнить.

Известная мера массы: КГ

Мы узнали на уроке,

Что такое «килограмм».

Килограммы помогают,

Что угодно взвесить нам.

Можем мы узнать, на сколько

Тяжелее кит слона,

Сколько весит кот мой Васька,

Я и ты, он и она…



Ученики контролируют, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено на уроке.

УУД: Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.


8. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, домашнее задание.

(Организует рефлексию)

- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры.

- Ребята, скажите, нам надо знать о массе всё то, что вы сегодня узнали или без этой информации можно всё-таки обойтись?

- Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)

- Все ли пункты плана, которые мы ставили в начале урока, нам удалось выполнить?

- Сегодня солнышко улыбается следующим ученикам….

- Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов. Поднимите жёлтый смайлик те, кому было на уроке интересно, и он понял тему сегодняшнего урока.

Зелёный смайлик говорит о том, что урок понравился, но не всё понял на уроке, что-то не удалось сделать.

Оранжевый смайлик поднимут те ребята, кому на уроке было не интересно, тему не понял.

Дома расскажите родителям, что узнали сегодня о массе. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.
- Урок окончен, всем спасибо за работу.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, комментируют ее, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

УУД: Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные:

Рефлексия, личностные – смыслообразование













Как называется величина, о которой ты узнал на уроке?
___________


Как называется единица измерения массы, о которой ты узнал?

______

_______

Можно ли считать массу величиной?

________

Какие приборы помогают людям сравнивать предметы по массе?

________