Файл: Урока по астрономии. 10 класс. Подготовила учитель математики и физики Ахмедова С. Г. Тема урока Классификация звезд. Тип урока закрепление и обобщение пройденного материала Цели урока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МКОУ " Ярагказмалярская СОШ им.М.Ярагского"

Разработка открытого урока по астрономии.

10 класс.

Подготовила учитель математики и физики

Ахмедова С.Г.

Тема урока: Классификация звезд.

Тип урока: закрепление и обобщение пройденного материала

Цели урока:

1. Обучающая: изучить классификацию звезд;

2. Развивающая: развить умение делать выводы на основе сравнительных характеристик, проверять истинность теоретических выводов, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию Интернет – ресурсов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

3. Воспитывающая: воспитать чувство ответственности, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения общей цели.

Планируемые результаты.

Предметные: научатся определять понятия «белые карлики», «звезды гиганты», «звезды сверхгиганты» ; различать и определять различные виды звезд

получат возможность научиться характеризовать звезды, объяснять процессы, происходящие в них, ознакомиться с эволюцией звезд

Метапредметные: • познавательные – интерпретировать информацию о рождении звезд, их развитии;

•регулятивные – соотносить возможные последствия взрыва сверхновой звезды

• коммуникативные – выражать логически верные обоснования высказывания

Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы, представлять собственное мнение об эволюции звезд, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента.

Задачи: Изучить характеристики и классификацию звезд

Методы обучения: частично-поисковые, наглядные, практические, на основе информационных ресурсов, организация самостоятельной деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологии, используемые при проведении урока: (элементы технологий) развивающего обучения; проблемного обучения; разноуровневого обучения;
исследовательского метода в обучении; обучение в сотрудничестве (групповая работа); информационно - коммуникационной технологии; здоровьесберегающей технологии.

Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация, задачник по астрономии для 10-11 класса, сборник « Практические работы и тематические задания по астрономии для 11 класса», компьютер, интерактивная доска

Ход урока.

1.Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте, уважаемые учащиеся и гости урока!

- Каждый из вас не раз любовался ночью звездным небом. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. Нам они кажутся одинаковыми далекими светящимися точками, но в действительности звезды отличаются друг от друга. И сегодня на уроке мы об этом поговорим. Целью нашего урока является повторение, обобщение и закрепление полученных знаний о звездах. Для этого мы сначала выслушаем вами подготовленные небольшие сообщения, а затем будем выполнять различные задания. Оценивать сегодня вы будете сами себя. Для этого заготовлены звездочки, за каждое правильно выполненное задание, вы забираете звезду. В конце урока по количеству звезд будут выставлены оценки.

2. Актуализация знаний учащихся.

Выслушаем ваши сообщения. Внимательно послушайте, так как эти факты вы будете использовать при выполнении заданий.

3. Выполнение заданий.

1) групповая работа.Каждая группа получает конверт, в который вложены характеристики звезд. Необходимо выбрать соответствующие характеристики для следующих групп звезд: главной последовательности группы, гигантов, сверхгигантов, белых карликов:

№1 этим звездам свойственна высокая светимость, которая не меняется при изменении температуры

№2 горячие звезды малой светимости

№3 абсолютные звёздные величины звёзд наиболее высокой светимости достигают 

M = –9m

№4 имеют абсолютную звёздную величину M = +17m

№5 наиболее многочисленный (примерно 90% всех звёзд)

№6 процесс производства термоядерной энергии в них прекращен

7 отличительной особенностью этих звезд является отсутствие ядерных реакций в самом центре, ядерные реакции протекают вокруг плотного ядра

№8 у этих звезд источником энергии являются термоядерные реакции синтеза гелия из водорода

№9  плотности этих звезд сравнимы с солнечной

2) Распределить звезды по группам.

Наименование

звезды

Температура

К

Масса(в массах Солнца)

Радиус (в радиусах Солнца)

Расстояние до звезды (св.лет)

Альдебаран

3500

5

45

68

Вега

9500

2,8

3

27

Звезда ван Маанена

4000

0,7

0,009

32

Арктур

4300

1,5

26

56

Антарес

3300

18

560

78

Сириус В

8200

1

0,02

25

Садр

6500

12

255

49

70 Змееносца

4900

0,8

0,89

20 000

3)Разгадать ребус

4)Ответить на вопросы теста

5) Решить задачу на определение расстояний до звезд в парсеках и св.годах


3.Рефлексия деятельности. Каждый учащийся в конце урока решает для себя хотел бы он полететь на ракете к далеким звездам для дальнейшего их изучения или наблюдать за ними с Земли.

Делаем взаимопроверку и выставим оценку по критериям:

10-8 верных ответов - «5»

6-7– «4»

4-5 - «3»

4. Домашнее задание

Учебник п. 22-27, задачи по астрономии №22,23 стр.106, для любителей астрономии проектные работы:"Белые или серые дыры", "История открытия и изучения черных дыр"

Оцените свою работу на уроке. (Дети вслух произносят оценки).

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

Если останется время, то разобрать домашнее задание.

Литература и интернет источники:

  1. Шефер, О.Р. Методика изучения элементов астрономии в курсе физики основной и средней (полной) школе: монография / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – 252 с.

  2. Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/В.М. Чаругин.- М. : Просвещение, 2018. - 144 с.: ил.-(Сферы 1-11). - ISBN 978-5-09-053903-6.

  3. Астрономический календарь на 2018 год, составитель Козловский Александр Николаевич, «Астрока Ка», 2019 год, 88 стр. + приложения.

  4. Галузо И.В., В.А. Голубев, А.А. Шимбалев «Практические работы и тематические задания по астрономии для 11 класса».

  5. Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Б.А. Воронцова – Вельяминова, Е.К. Страута/М.А. Кунаш, канд.пед. наук. –Изд.2-е, испр.- Волгоград: Методкнига,2018.-127с.

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki

  7. https://easy-physic.ru/razbor-raboty-statgrada-ot-14-noyabrya-2018-goda/

  8. https://nsportal.ru/shkola/astronomiya/library/2018/10/21/metodicheskaya-razrabotka-uroka-malye-tela-solnechnoy-sistemy

  9. yandex.ru/search/?text=астероид%20икар&lr=8

  10. yandex.ru/images/search?p=1&text=метеориты

  11. http://v-kosmose.com/meteoryi-i-meteorityi/chelyabinskiy-meteorit

  12. http://www.adsl.kirov.ru/projects/pictures/meteors/c5cfbfba.jpg

  13. easyen.ru/load/astronomija/uroki_i_prezentacii/prezentacija_k_uroku_po_teme_malye_tela_solnechnoj_sistemy/113-1-0-57549

  14. https://www.facebook.com/astronyxspace/