Файл: Практическая работа Разработка заданий к квесту История математики в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа
«Разработка заданий к квесту «История математики в России»
Древность и средневековье.
Числа записывались, как в римско-греческой системе, аддитивно, например, МГ обозначало 40+3. Некоторые круглые большие числа имели специальные названия: тьма (десять тысяч); легион, или неведий (сто тысяч); леодр (миллион). Славянская нумерация использовалась в России до XVIII века, после чего всюду, за исключением церковной литературы, была заменена на современную. В 1136 году новгородский монах Кирик написал математико-астрономическое сочинение с подробным расчётом даты сотворения мира. В 1539 году, при архиепископе Новгородском Макарии, была составлена пасхалия на следующую тысячу лет.
XVII век
Одним из первых учебников геометрии на русском языке является рукопись начала XVII века «Синодальная № 42», составленная в 1625 году Елизарьевым и хранящаяся в Государственном историческом музее. «Устав ратных дел» начала XVII века содержит несколько задач триангуляции на местности. «Книга сошного письма», посвящена задачам землемерия. Славянская нумерация начинает вытесняться десятичной записью с индо-арабскими цифрами. В 1687 году в Москве появилась Славяно-греко-латинская академия (В ней учились Л. Ф. Магницкий, М. В. Ломоносов и другие научные первопроходцы России). Россия располагала рукописными учебниками арифметики, излагавшими чаще всего технику вычислений на русских счётах. В отличие от аналогов, русские счёты были ориентированы на десятичную арифметику.
Петровские реформы, XVIII век
В 1682 году в Москве был отпечатан сборник таблиц умножения, до 100x100. В 1701 году императорским указом была учреждена в Сухаревой башне математически-навигацкая школа, где преподавал Л. Ф. Магницкий. В 1715 году навигацкая школа была переименована в Морскую академию и переведена в Петербург. В 1725 году была учреждена Петербургская академия наук, куда пригласили, в числе прочих, крупнейших математиков Европы — Эйлера и Даниила Бернулли. 1755: по инициативе Ломоносова появился Императорский Московский университет, и при нём две гимназии. В 1760 году открылась кафедра математики. Итогом усилий по развитию российской математики в XVIII веке можно считать написанный Т. Ф. Осиповским (1801) содержательный «Курс математики» в 4 томах, выдержавший три издания.
XIX век
В начале XIX в. было создано Министерство народного просвещения, возникли учебные округа, и гимназии стали открываться во всех крупных городах России. Начали открываться новые университеты — в Казани и Харькове (1804), в Петербурге (1819), в Киеве (1834). Все они в обязательном порядке имели физико-математический факультет. В XIX веке молодая российская математика уже выдвинула учёных мирового уровня (Михаил Васильевич Остроградский, Виктор Яковлевич Буняковский). Фундаментальными вопросами математики в России первой половины XIX века занялся только Николай Иванович Лобачевский, который выступил против догмата евклидовости пространства. Во второй половине XIX века российская математика, при общем прикладном уклоне, публикует и немало фундаментальных результатов. Несколько важных открытий общего характера сделала Софья Ковалевская. В Москве начинал свой путь Пафнутий Львович Чебышёв, математик-универсал, который сделал множество открытий в самых разных, далёких друг от друга, областях математики — теории чисел, теории вероятностей, теории приближения функций и др. К концу XIX века, стараниями Н. Д. Брашмана и Н. В. Бугаева, формируется активная московская математическая школа. 15 сентября 1864 года начало свою работу Московское математическое общество, в следующем году вышел первый выпуск его печатного органа «Математический сборник» — первый математический журнал в России. В Петербурге в конце XIX — начале XX века выходит на историческую сцену новое поколение крупных математиков: Д. А. Граве, А. Н. Крылов, А. М. Ляпунов, В. И. Смирнов, В. А. Стеклов, впоследствии вице-президент Академии наук СССР (1919—1926), и другие.
Задание для 5 – 6 классов
| 1. Некоторые круглые большие числа имели специальные названия: _____(десять тысяч);______, или _____(сто тысяч); _____(миллион). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. В 1136 году новгородский монах_____ написал математико-астрономическое сочинение с подробным расчётом даты сотворения мира. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. В 1682 году в Москве был отпечатан _________таблиц умножения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. В 1687 году в Москве появилась Славяно-греко-латинская _________ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Славянская _________ использовалась в России до XVIII века |
Задание для 10 – 11 классов
| 1. В начале XIX в. было создано __________ народного просвещения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. В 1755 году по инициативе Ломоносова появился Императорский Московский ________. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. 15 сентября 1864 года начало свою работу Московское математическое _________. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Фундаментальными вопросами математики в России первой половины XIX века занялся только Н.И. _____________, который выступил против догмата евклидовости пространства. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Женщина – математик: С. __________. |