ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 648
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Тема № 1. Сущность и предназначение культуры.
Человек как субъект культуры
-
Понятие «культура» и его суть. -
Становление культурологии как науки (культурология в системе социо-гуманитарных дисциплин). -
Многообразие методов культурологического исследования как отражение многоаспектности и полифунциональности культуры
Понятие “ культура ” родилось в Древнем Риме, как оппозиция понятию “натура” – то есть природа. Оно обозначало “обработанное”, “ возделанное”, “искусственное”, в противоположность “естественному”, “первозданному”, “дикому” и применялось, прежде всего, для различения растений дикорастущих, от выращиваемых людьми.
Со временем слово “культура” стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный характер, их человекотворное, а не природное или божественное происхождение. Человек тоже стал рассматриваться как плод преобразования данного богом природного материала.
На современном этапе существует несколько путей рассмотрения культуры как целостного явления. Чаще всего мы сталкиваемся с рассмотрением культуры как собрания описаний материальных ценностей. Это самая распространённая в культурологии форма изложения материала, в которой культура предстаёт как сумма механических актов жизнедеятельности человечества.
Не менее распространённая форма рассмотрения культуры – анализ культуры как социального явления, в которой культура представляется как свод предполагаемых и существующих «правил игры», (Эрик Берн) коллективного существования, выработанный людьми как система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению социально значимых практических действий (Этикет).
Понятие «культура» английского происхождения, поскольку Тэйлор был первым, кто дал ему определение как «тому сложному целому, которое включает знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и любые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества».
Социологическое» направление устанавливает ее более прямое сродство с археологией, историей и психологией.
О. Конт (Франция)— один из создателей социологии — составил эволюционную периодизацию исторического процесса, особенности его развития и изучения культур. Первобытный период истории он подразделил в соответствии с формами религиозных верований: фетишизм (охотничье хозяйство), политеизм (скотоводство) и монотеизм (земледелие). Последователями О. Конта стали Ш. Летурно и Э. Дюркгейм. Направление в изучении культур, существовавшее во Франции в конце XIX — первой половине XX в., называют социологическим
Культура это социальное явление. Однако её мотивы и механизмы заложены в каждом человеке и формируются как личностные установки. Культура это не только определённый уровень развития общества. Главное – это определённое состояние человека, переживающего бытие, определённый внутренний личностный опыт, некий результат этих переживаний, выраженный в поступках, действиях, реализуемых в социальной жизни.
Социокультурные процессы –это изменения во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Хотя социокультурные процессы эмпирически проявляются в совокупности культурных событий, эти понятия не отождествлены. Внутренние факторы культурных процессов включают в себя также внутреннюю культурную динамику. Культура есть система, исходным принципом которой является саморазвитие. Движущей силой внутреннего саморазвития культуры является способность человека или сообщества к изменению своего состояния в целях его совершенствования – повышения эффективности, адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Основой культурных и социокультурных изменений являются открытия и изобретения. Важной внешней предпосылкой развития культуры является социальная мобильность. Мобильность в широком понимании — это перемещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в другой так же, как и перемещение ценностей и товаров. Понятие региональной мобильности включает в себя внутреннюю миграцию, эмиграцию и иммиграцию. Внутренняя миграция так же, как и оба типа переселения — эмиграция и иммиграция, содержит компоненты социальной мобильности. Уильям Огборн ввел понятие культурного лага (запаздывания), которое характеризует такую ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. В своей теории У. Огборн выделял в культуре два аспекта – материальный и нематериальный. Причины, ведущие к социокультурной деструкции, можно увидеть в резко изменившихся природных или исторических условиях существования, либо в социальных кризисах внутреннего развития сообществ. Первым внешним фактором является контакт с индивидами, группами, организациями и т.п. - носителями других образцов культуры. Второй внешний фактор - это природно-экологический фактор (изменение природных условий). Изменения в природной среде оказывают важное, хотя часто опосредован-ное, влияние на культурные процессы: это могут быть как естественные изменения в "экологической нише", занимаемой обществом, так и изменения природных условий, вызванные миграцией группы из одной "экологической ниши" в другую. Природные изменения обычно требуют культурной адаптации к новым условиям жизни, часто оказывая влияние на культуру через изменение экономической практики. Важным фактором, оказывающим влияние на развитие социокультурного процесса, является эволюционное изменение в обществе, влияние демографического фактора изменения в численности группы или плотности населения. В функциональной традиции особо акцентрировалось влияние на культурные процессы социально-структурных факторов. Известный английский автор А. Рэдклиф-Браун рассматривал культуру как функцию социальной структуры. Внутренние факторы культурных процессов включают в себя также внутреннюю культурную динамику. Культура есть система, исходным принципом которой является саморазвитие. Внешние и внутренние
факторы тесно взаимодей-ствуют друг с другом, вызывая изменения в структурных образцах культуры (паттернах) данного сообщества и определяя темпы их протекания. А основным результатом (продуктом) культурных процессов является выработка и внедрение в сознание людей норм социальной адекватности жизни в данном коллективе и допустимых способов осуществления тех или иных практических или символических действий, отражающих социальный опыт данного сообщества, его исторически сложившиеся организационно-регулятивные формы, межпоколенное наследование данных традиционных форм и норм, а также их постепенная изменчивость и обновление.
С античности и до 19 века культура понималась как сфера духовной жизни человека. Попав в сферу культуры, человечество обогатило её смысл, и она приобрела новую трактовку - “преобразование”, “воспитание”. Это наиболее привычное для нас значение воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу (пример разговора Сократа с физиогномистом).
В работах Б.Рассела, Л. Витгенштейна, Жиль Делеза, Жака Деррида культура рассматривается как некий феномен, который формируется в каждом человеке и влияет в той или иной степени на весь мир в целом (если хочешь изменить мир – начни с себя).
И третья форма рассмотрения культуры сегодня – это теория культуры, предполагающая философский анализ с позиций известных философских концепций классической немецкой философии. Содержание и структура теории культуры как научной дисциплины формируется в тесном взаимодействии со смежными и родственными дисциплинами. Базовой дисциплиной для теории культуры является философия. Она дает общую картину мира, в рамках которой культура предстает в качестве одной из деталей ее сюжета.
Область пересечения философии и теории культуры можно рассматривать как отдельную научную дисциплину – философию культуры. Она является одновременно и частью философии и частью теории культуры. Как часть философии она базируется на основных моментах содержания той или иной философской системы. Как часть теории культуры философия культуры, напротив, сама является базой, на основе которой формируется содержание всех элементов теории культуры.
В XIX в. завершается формирование так называемой «классической» модели культуры. В этой модели человек — субъект культуры — выступает как разумное динамическое существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры. Классическая модель характеризуется жестким разделением объекта и субъекта познания, предметом которого выступает надиндивидуальная культурная реальность, из которой выводится культура отдельного человека. В основе этой модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма. Классическая модель в философском отношении идеалистична, так как главной сферой развития человека является духовное творчество. Культура выступает чисто духовным образованием. Теория культуры рассматривает культуру как целое, изучает законы и закономерности, которые действуют во всей системе культуры. Теория, или по другому философия культуры, ставит и решает наиболее общие вопросы бытия культуры. Представители этого подхода стремятся к рациональному объяснению всего бытия, обращаясь к исходным смысловым основам и представляя все вещи в их человеческом или ценностно-смысловом измерении. Философия выступает теоретическим выражением человеческих ценностей и отношения к миру. У Канта и Гегеля, основоположников немецкой классической философии, мы встречаем понятие культуры как феномена, сформированного из идеологии различных личностей.
Структура философии культуры соответствует структуре философского знания. Так, ядром философии является онтология – учение о бытии. Соответственно важнейшим разделом философии культуры является онтология культуры. В его рамках ставятся и решаются такие вопросы как место культуры в картине мира, культура и природа, внутренние и внешние противоречия культуры, общее, особенное и единичное в культуре, соотношение формы и содержания в культуре и т.п.
Другим важнейшим разделом философского знания является гносеология – теория познания. В философии культуры ему соответствует гносеология культуры. Здесь ставятся и различными способами решаются такие проблемы как границы и возможности познания культуры, специфика субъект – объектного взаимодействия в процессе познания культуры и т.п.
Тесно связанной с предыдущими является и такая философская дисциплина как философия и методология науки. В философии культуры ей соответствует раздел, который может быть назван «методология изучения культуры». Одним из важнейших вопросов, который ставится и решается в его рамках, является вопрос об отличии и сходстве наук о культуре и наук о природе.
Значительное место в структуре философского знания занимает аксиология – теория ценностей. По содержанию она тесно связана с двумя другими ветвями философского знания – этикой и эстетикой, где ставится вопрос о происхождении и природе нравственных и эстетических ценностей.
В философии культуры этим философским дисциплинам соответствует раздел «аксиология культуры». Кардинальные вопросы его содержания: культура и ценности, место и значение ценностей в культуре.
К числу наиболее важных философских дисциплин относится философская антропология, т.е. философское учение о человеке. Значительная часть философов прошлого и настоящего придерживается даже того мнения, что это самый главный и основополагающий раздел философии. Огромное значение он имеет и для философии культуры. На базе философской антропологии и в тесном взаимодействии с нею образуется раздел философии культуры, который можно назвать философской культурантропологией. Главная его проблема: человек и культура, человек как творец и творение культуры.
Существенной частью философского знания является социальная философия, которая ставит и решает философские проблемы общественной жизни. В философии культуры ей соответствует раздел, который можно назвать социальной культурфилософией. Его главная проблема – культура и общество, их взаимосвязь и взаимовлияние, характер противоречий между культурой и обществом, пути их разрешения, гармонизация и дисгармонизация отношений между культурой и обществом.
Тесно связанным с социальной философией является такой раздел философского знания, как философия истории. В ее рамках ставятся и решаются вопросы о наличии или отсутствии прогресса в истории человечества, о его содержании и критериях.
В философии культуры в рамках соответствующего раздела – философии истории культуры – решаются вопросы о наличии или отсутствии прогресса в истории культуры, о его содержании и критериях. Важной проблемой философии истории культуры является проблема траектории развития культуры.
Здесь предлагаются различные варианты. Наиболее известные из них: линейный (развитие по прямой), циклический (развитие по кругу), спиралеобразный, совмещающий в себе возможности первого и второго варианта.
Неотъемлемой частью философского знания является история философии и, соответственно, история философии культуры. Значение этого раздела философии культуры трудно переоценить. Здесь находится бесценное богатство, которым являются не только сами культурфилософские идеи и концепции, но и сам способ их обоснования, история их происхождения, характер взаимоотношений и взаимосвязи между ними.
Как часть философии, философия культуры тесно взаимодействует с областью специально- научного знания. Так, онтология культуры, рассматривающая вопрос о месте культуры в картине мира, соотносится с науками о природе.
Такие разделы как гносеология культуры и аксиология культуры учитывают достижения, и, в свою очередь, служат общетеоретической и методологической базой для психологии.
Философская культурантропология использует данные таких наук, как антропология – наука о человеке, как биологическом существе, этнография – наука о различных нациях, народностях и племенах, населяющих Землю, этнология – наука о законах существования человеческих сообществ этнического происхождения.
Социальная культурфилософия тесно взаимодействует с социологией – наукой об обществе.
Философия истории культуры и история философии культуры используют данные исторической науки, и, в свою очередь, являются для нее общетеоретической и методологической базой.
Во всех специальных науках широко используется математика. Поэтому ее нужно рассматривать в качестве неотъемлемого элемента специально-научной базы философии в целом и философии культуры как ее части.
В последнее время все громче заявляет о себе такая общенаучная дисциплина как синергетика – наука о самоорганизации. Она зародилась во второй половине ХХ века на стыке физики и химии. Однако довольно быстро выяснилось, что процессы самоорганизации имеют место во всех сферах бытия. Поэтому синергетика постепенно получает признание в качестве одного из самых существенных элементов общенаучного знания, оказывающего все более существенное воздействие на содержание философии культуры и культуроведения в целом.