Файл: Древняя Русь, или Древнерусское государство (иногда его называют Киевской Русью), хронологически охватывает период примерно в 300 лет с середины ix в и до 1132 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Древняя Русь, или Древнерусское государство (иногда его называют Киевской Русью), хронологически охватывает период примерно в 300 лет — с середины IX в. и до 1132 г. Это государство обычно называется феодальным (иногда раннефеодальным). Справедливо поставить вопрос, что такое феодализм. Только ответив на него, можно выяснить и понять социально-экономическую природу политической структуры восточнославянского общества в IX-XI вв.
Феодализм имеет много конкретно-исторических, региональных разновидностей и стадиальных особенностей. Основными при этом являются две черты, которые характеризуют производственные отношения данного общественного строя. Это, во-первых, монополия господствующего класса на земельную собственность, историческое своеобразие которой заключалось в том, что она включала в себя (в той или иной юридической форме) и непосредственного производителя — земледельца (крестьянина). Во-вторых, формой экономической реализации этой собственности было наличие у непосредственного производителя самостоятельного хозяйства, земля которого принадлежала крупному собственнику (государству или господину).
Необходимым условием реализации феодального права на землю было внеэкономическое принуждение (которое могло варьироваться от крепостной зависимости до простого сословного неравноправия). Присвоение феодалами труда крестьян происходило в виде земельной ренты в пользу собственника, которая имела три формы: отработочную (барщина), продуктовую (натуральный оброк) и денежную (денежный оброк).
Феодальная собственность на землю имела сословный характер и определяла иерархическую структуру господствующего класса. Она, как правило, обуславливалась несением более мелкими феодалами (вассалами) определенной службы в пользу более крупных феодалов (сеньоров) в силу наличия между ними отношений личной зависимости.
Начало политической истории. Очевидно, что условия сложения ранних политических общностей восточного славянства создавались еще до IX в. Во всяком случае летопись упоминает трех братьев (Кия, Щека и Хорива), которые, якобы, возглавляли племя полян и остались в памяти потомства как первые князья в Киеве.
Дальнейшая политическая история Древней Руси, начиная с середины IX в., излагается в легендарной части «Повести временных лет», наиболее древней из сохранившихся русских летописей, следующим образом. Вначале славянские племена были данниками других народов: хазары брали дань с полян, северян, вятичей; а варяги «из заморья» — с чуди, со словен (новгородских славян), с мери, кривичей. Новгородские племена изгнали варягов «за море» и попытались «сами в собе володети», но начались между ними усобицы. Тогда порешили они между собой: «Поищем собе князя, иже бы [который бы] володел нами и судил по праву».

Далее излагается легендарная история призвания Рюрика с дружиной: «И идоша за море к варягом, к руси» и сказали им от имени чуди, словен, кривичей и веси: «Земля наша велика и обильна, а наряда [власти] в ней нет. Да поидете княжить и володети нами». Если верить этой легенде, то здесь четко указываются племена якобы участвовавшие «в призвании» варягов: финно-угорские (чудь и весь) и славянские — словени (славяне области Новгорода) и кривичи (верховья Волги).
И были призваны, — продолжает рассказ древнерусская летопись под 862 г., — три брата «с роды своими». Они «пояша по собе всю русь [взяли с собой всю русь] и придоша»: старший, Рюрик, сел в Новгороде; другой, Синеус, — на Белоозере; а третий, Трувор, — в Изборске. Далее летопись сообщает, что после смерти Синеуса и Трувора (якобы через два года после призвания) Рюрик как старший в роде овладел всей властью и стал раздавать «мужем своим» (дружинникам) города. Автор летописи подчеркивает, что варяги в этих городах — «суть находници» (то есть пришельцы).
По просьбе своих дружинников Аскольда и Дира Рюрик якобы отпустил их в Царьград (Константинополь). По пути Аскольд и Дир утвердились в Киеве и «начаста [начали] владети польскою землею [землею полян]». Рюрик же в это время продолжал княжить в Новгороде.
Ничего странного в сообщении о призвании варягов на Русь нет. IX в. был вообще временем необычайной активности варяжской экспансии в Восточной, Центральной и Западной Европе. Они завоевали Ирландию (820), Исландию (874), Нормандию (911) и др. По свидетельству ряда источников, до середины IX в. термин «русы» понимался как этносоциальный с доминирующим этническим значением обозначения скандинавов. Не случайно в IX в. слово «русь» всегда относилось исключительно к людям скандинавского происхождения. Однако постепенно этнонимом «русь», «рос» (Rusios, Rhos) стали называть восточных славян и их землю.
Итак, по сообщению древнейшей летописи, варяги (скандинавы) принимали достаточно активное участие в ранней древнерусской социально-политической истории. Они брали дань с части восточнославянских племен еще до создания Древнерусского государства. При этом обращает на себя внимание то, что первое политическое объединение ряда славянских племен происходило не в южных, как обычно считается, а в северных областях Восточной Европы (в районе расселения чуди, словен, кривичей и веси) с центром в Новгороде. Варягами была создана надплеменная территориально-политическая структура, которая в дальнейшем включила в себя Поднепровье и постепенно перерастала в раннефеодальное государственное образование. В дальнейшем по мере освоения пути «из варяг в греки» центр этого объединения переносится в Среднее Поднепровье, и Киев становится его политическим центром.


Для первых веков эволюции политической структуры Древней Руси характерно наличие лишь отдельных элементов феодального землевладения по сравнению с широким развитием торговых операций на пути «из варяг в греки». На Руси, по крайней мере до середины XI в. включительно, княжеские пожалования составляли не земельные угодья, а часть доходов с определенной территории — дань и повинности населения (развитие промыслов и изделий различных ремесел). Обращает на себя внимание то, что в древнейших редакциях «Русской Правды» практически нет материала по земледельческому населению, он начинает появляться только в более позднейших частях памятника, преимущественно в статьях, составленных при сыновьях Ярослава Мудрого — «Ярославичах».
Основной задачей княжеской власти в ранний период было вершение суда, сбор дани (полюдье) и отправление торговых караванов в Царьград (Константинополь). Красочное описание полюдья на Руси и организации княжеской торговли содержится в известном трактате византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении государством» (середина X в.): «Зимний… образ жизни… руссов таков. Когда наступит ноябрь..., князья их тотчас выходят со всеми русами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой объезд,… в славянские земли вервианов [древлян], другувитов [дреговичей], кривичей, севериев [северян] и остальных славян, платящих дань русам. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле…, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают однодеревки [суда]..., снаряжаются и отправляются в Романию [Византию]».
Постепенно варяги завладели всеми главными водными путями, ведущими к Черному морю, и основали на них опорные базы — крепости (в своих сагах варяги называли Восточную Европу «Гардарик» — страной городов). Из этих военно-административных пунктов они собирали дань со славян, угро-финнов и литовцев в виде товаров, имевших наибольший спрос в Византии и арабском мире: рабов, мехов, воска, меда.
Державная власть над городами-крепостями и окрестными землями принадлежала, по-видимому, династии, ведущей свое происхождение от легендарного варяжского конунга (князя) Рюрика. Ее глава, великий князь, правил в Киеве, а сыновья его, родичи и главные дружинники сидели в других городах, переходя с места на место, то есть прочно не оседая на землю. Эта династия, установившая власть над восточными славянами, в дальнейшем по имени легендарного Рюрика получила название династии Рюриковичей
, а созданное ею политическое сообщество — державой Рюриковичей (ее нередко называют Киевской Русью или Древнерусским государством).
Таким образом, если в Западной Европе варяги (норманны) быстро осели и слились с местной земледельческой знатью, то на Руси они, судя по всему, создали военно-политическое объединение ряда славянских племен с преимущественно торговым характером экономики. Не случайно в важнейшем законодательном документе того времени «Русской Правде» (XI в.) много статей посвящено организации внутридружинных отношений, положению и правам членов княжеской дружины, а также торговле. Норманны, несомненно, активизировали процесс складывания государственности на Руси, как и во многих странах Западной Европы. Но вместе с тем скандинавы пришли на славянскую почву, еще недостаточно подготовленную к государственному развитию, еще не вышедшую из рамок военной демократии.
Первые русские князья. О племенных старейшинах, князьях «дорюрикова периода» мы можем только догадываться. Первым исторически реальным русским князем считается Рюрик. Но и о нем говорить очень трудно, так как в источниках он отражается лишь в весьма туманных, легендарных и чаще всего спорных упоминаниях. Во всяком случае, по мнению раннего древнерусского летописца, правил он не в Киеве, а в Новгороде, который, несомненно, и является первым, наиболее древним центром Древней Руси. После смерти Рюрика (ок. 879 г.?) его сын Ингвар (Игорь) был, по утверждению того же летописца, «детеск вельми» (то есть весьма мал), и поэтому, считает летописец, власть в Новгороде перешла к варягу из близкого окружения князя — Олегу (Helgi).
Олег организовал поход по пути «из варяг в греки» (из Новгорода по речке Ловать и далее по Днепру), дошел до Киева и захватил там власть, предательски убив княживших там Аскольда и Дира (882). В последующие годы рядом новых походов он подчинил соседние славянские племена — древлян, северян и радимичей (северяне и радимичи платили до этого дань хазарам), воевал с хазарами, уличами и тиверцами.
Но наиболее крупное действие Олега — это победоносный (хотя и весьма спорный) поход на Византию в 907 г., последствием которого явился русско-византийский договор 911 г., по которому устанавливались: беспошлинная торговля, особое содержание русских купцов в Византии (предоставление им места для проживания в Константинополе, обеспечение их снастями, продуктами на обратный путь и т.д.).
Каких-либо документов о внутриполитической деятельности Олега, как и его предшественника Рюрика, не имеется, все сведения записаны через 200-250 лет и носят, как уже отмечено, легендарный, а часто и откровенно мифический характер.

Преемник Олега Игорь (912-945), якобы сын Рюрика, известен также несколькими политическими действиями: покорением древлян, которые после смерти Олега, видимо, прекратили уплату дани; походами на северян и радимичей; завершением подчинения уличей и тиверцев; началом борьбы с кочевыми племенами печенегов; двумя походами на Кавказ (до Баку и до Бердаа); борьбой с Византией (неудачный поход в 941 г. и поход 944 г., завершившийся новым мирным договором). В основном все эти действия Игоря очевидно были направлены на расширение территории своего господства в Восточной Европе и завоевание торговых путей.
После смерти Игоря, убитого восставшими против его господства древлянами, номинально киевским князем стал его сын Святослав (по-видимому, малолетний), но фактически власть сконцентрировалась в руках жены Игоря Ольги (ум. 969). Она впервые серьезно занялась внутренними делами на Руси: зафиксировала размер дани с подвластных Киеву племен и установила погосты — места ее сбора. В 957 г. Ольга посетила Константинополь (при императоре Константине Багрянородном), где приняла христианство. При ней Древняя Русь начала устанавливать контакты с западноевропейскими странами: одно из посольств было направлено к германскому императору Оттону I.
Активная деятельность ее сына Святослава охватывает вторую половину 60-х и начало 70-х гг. X в. Он показал себя деятельным военачальником, всю свою жизнь проведшим в военных походах с целью расширения подвластной ему территории. Святослав покорил вятичей (видимо, восставших после смерти Игоря), организовал походы в Среднее Поволжье (на Волжскую Булгарию), на Северный Кавказ (разгромил Хазарский каганат в 965 г.), совершил два похода на Балканы (в 968 г. взял Переяславец на Дунае и намеревался даже перевести туда свою столицу). Как видно, интересы Святослава, как, впрочем, и других русских князей того времени, сосредотачивались главным образом вокруг торговых путей.
В 70-е гг. X в. появляются первые признаки междоусобной борьбы за власть между князьями из дома «Рюрика». После смерти Святослава (972) его сын Ярополк, занявший великокняжеский стол, вступил в столкновение с братом Олегом, получившим в управление землю древлян. Оба брата погибли в ходе междоусобной борьбы, а на престоле оказался побочный сын Святослава (от ключницы Малуши) Владимир.
Древняя Русь в конце X — первой половине XI в. Это период великого княжения двух наиболее известных древнерусских князей — Владимира I Святославича и Ярослава Владимировича («Мудрого»).