Файл: Древняя Русь, или Древнерусское государство (иногда его называют Киевской Русью), хронологически охватывает период примерно в 300 лет с середины ix в и до 1132 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
35-летнее княжение в Киеве Владимира Святославича (980-1015) явилось расцветом державы Рюриковичей. и оставило знаменательный след. Это был наивысший этап политического развития Древней Руси.
После смерти Святослава многие племена, по-видимому, вновь отказались подчиняться власти Киева. Владимиру пришлось совершить несколько походов в различные славянские земли для восстановления былого «единства» Древней Руси. Попутно шло и расширение ее границ.
Военными походами были заняты несколько первых лет княжения Владимира: на дулебов и волынян (бужан), на червенские города (Польша) и литовское племя ятвягов, на вятичей, радимичей, хорватов. Их результатом было укрепление связей между отдельными частями Древней Руси: Владимир везде заменял местных князей своими ставленниками — «посадниками».
Одной из важнейших задач киевских князей того времени была борьба против печенегов. Печенежские кочевья появились в южных степях в начале X в. Первые сведения о столкновениях их с русами относятся ко временам княжения Игоря, начало систематических столкновений — к середине века, широкое наступление на Русь — к концу X столетия. В постоянной опасности находился Киев. Всего день пути отделял его от печенегов, а их кочевья были раскинуты на месяц конного пути. С большим трудом княжеские дружины отбивались от наступления печенегов.
Владимир построил цепочку крепостей, создал оборонительные рубежи на границах Руси с печенегами по рекам Десне (Чернигов, Новгород-Северский), Остеру, Трубежу (Переяславль), Суле, Стугне (Василев) и др.
Но самым крупным и важнейшим по своим последствиям действием Владимира было принятие ок. 988 г. единой религии — христианства. Инициаторами выступили русы (варяги), а местное славянское население долго сопротивлялось этому. Язычество не желало уступать свои позиции. Крупные антихристианские выступления происходили в 1024 г. в Суздальской земле, в 1071 г. в Ростовской земле и Новгороде. Их руководителями чаще всего выступали местные волхвы.
После смерти Владимира (1015) снова вспыхивает княжеская междоусобица, начинают проявляться центробежные тенденции в державе Рюриковичей. Святополк (сын Ярополка или Владимира от вдовы Ярополка), ставший киевским князем, убивает своих братьев: древлянского князя Святослава, ростовского князя Бориса и муромского князя Глеба. В ходе последующей братоубийственной борьбы (наиболее крупные битвы: под Любечем в 1015 г. и на р. Альте в 1019 г.) Святополк погибает, а киевский княжеский стол оказывается в руках Ярослава Мудрого (1019-1054).
Вскоре после вокняжения Ярослава его племянник Брячислав Изяславич Полоцкий фактически перестал подчиняться великому князю и начал войну против Киева (1021-1024), которая приводит к обособлению Полоцкого княжества. Брат Ярослава тмутараканский князь Мстислав Владимирович также поднимается на борьбу против Киева, в ходе которой одерживает победу в решающей битве под Лиственом (1024) и через два года (в 1026 г.) добивается полной независимости от Киева, «отхватив» при этом почти половину территории — все Левобережье Днепра. Лишь через 10 лет (после смерти Мстислава в 1036 г.) Ярославу удалось восстановить относительное единство Руси, но для поддержания этого единства в том же году пришлось посадить в тюрьму другого брата, Судислава псковского (находился в темнице 23 года — до 1059 г.). Таким образом, при Ярославе (во всяком случае в первую половину его княжения, до 1036 г.) единой территории Киевской державы уже не существовало; в лучшем случае ее можно называть конфедерацией русских земель, но отнюдь не единым политическим образованием.
Нельзя не обратить внимания на то, что Ярослав Мудрый прилагал лихорадочные усилия для сохранения единства страны. В этом отношении особенно показательно его внимание к вопросам идеологии. Он поднимает значение христианской религии. При нем возводятся изумительный по красоте храм Святой Софии в Киеве, величественный Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, церковные сооружения в других городах. В стране возникают монастыри, которые становятся центрами духовной культуры и просвещения. В монастырских библиотеках концентрируются уникальные собрания религиозной и светской литературы.
В 1037 г. на Руси учреждается митрополия, во главе которой был поставлен греческий священнослужитель Феопемпт. В 1051 г. Ярослав делает попытку вывести русскую церковь из-под идеологического влияния и контроля Византии и назначает митрополитом русского священника Илариона, автора глубокого по содержанию философско-публицистического трактата «Слово о законе и благодати».
Не желая ни в чем уступать Константинополю, Ярослав украшает столицу так называемыми Золотыми воротами, подобными константинопольским. Он стремится укрепить династические связи с королевскими домами Швеции, Норвегии, Франции, Германии, Венгрии, Польши и Византии.
Вместе с тем характерно, что князья в X и первой половины XI в. еще не стремились к обладанию земельной собственностью, а термин боярин впервые появляется не ранее второй половины XI в. До середины XI в. борьба на Руси шла исключительно за политическую власть, но отнюдь не за землю как таковую. Феодального землевладения как основы производственных отношений еще не существовало. Князья заинтересованы во владении наиболее важными в стратегическом отношении областями. При этом они не «привязывают» себя к определенной территории, они «бродят» по восточнославянским племенным центрам.
Об этом очень четко говорит так называемый лествичный принцип (порядок) престолонаследия. Он состоял в следующем: после смерти великого князя наследником становился не сын его, а следующий по старшинству рождения брат; когда прекращалось поколение братьев, престол наследовал сын того старшего брата, который имел ранее титул великого князя; после его смерти и смерти его братьев власть переходила к следующему поколению и т.д. Все те князья, которые по лествичному принципу престолонаследия потеряли право на занятие великого киевского княжеского стола (то есть князья, отцы которых не успели при жизни получить великое княжение), становились изгоями, выбывали из порядка наследников.
Важным свидетельством государственности при Ярославле стало создание «Русской правды» — первого в отечественной истории свода законов. Начальные статьи этого свода («Правда Ярослава») были посвящены регулированию (точнее, ограничению) кровной мести и мерам по защите личности и имущества, причем уже в этой древнейшей части четко прослеживается социальное расслоение общества. Позднее свод законов дополнялся при сыновьях Ярослава («Правда Ярославичей») и особенно во время княжения Владимира Мономаха, когда появился «Устав Владимира Всеволодовича». «Русская правда» известна в трех редакциях — Краткой, Пространной и Сокращенной. Она широко применялась в судебной практике плоть до XV в. Этот уникальный документ Древней Руси дает ценнейшую информацию о социальной структуре общества, эволюции правовых представлений в XI-XII вв., процессе судопроизводства, экономическом развитии, и, наряду с летописями, является важнейшим источником по истории Древней Руси.
Обострение социально-политических противоречий. По завещанию Ярослава Мудрого Русская земля была поделена между его сыновьями следующим образом: Киев получил старший из живых (к моменту смерти Ярослава) Изяслав, Чернигов достался Святославу, Всеволод получил княжение в Переяславле, младшие сыновья Вячеслав и Игорь владели соответственно Смоленской и Владимиро-Волынской землями.
Великокняжеский стол один за другим занимали старшие сыновья Ярослава: Изяслав (1054-1073), Святослав (1073-1076), Всеволод (1076), вновь Изяслав (1076-1078) и вновь Всеволод (1078-1093).
После очень неустойчивого политического «равновесия» и мира в первые десять лет правления Изяслава с 1064 г. начинается период ожесточенной междоусобной борьбы, который с небольшими перерывами продолжается до окончательного развала «единой» державы Рюриковичей в 30-50-е гг. XII в. Борьбу начинает племянник Ярославичей князь-изгой Ростислав Владимирович. В 1064 г. он изгоняет из Тмутаракани своего двоюродного брата Глеба Святославича (сына Святослава Ярославича). Ярославичи заступаются за Глеба и начинается война, в ходе которой в 1067 г. Ростислав умер (возможно, как предполагают, был отравлен).
Одновременно в 1065 г. возникает война с полоцким князем Всеславом Брячиславичем (двоюродным племянником Ярославичей). Всеслав терпит поражение (1067) и оказывается в плену (заключен в киевскую тюрьму), но вскоре (во время восстания киевских горожан в 1068 г.) народ провозглашает его своим князем. При приближении дружины великого киевского князя Изяслава, поддержанного поляками, Всеслав уходит в Полоцк и почти полностью разрывает связи с Киевом.
Восстание киевлян в 1068 г., несомненно, носит на себе отпечаток внутрисоциальной борьбы. Она еще не ярко выражена, социальные противоречия, видимо, только начинают ощущаться, но они уже есть. Поводом к началу восстания послужило поражение Ярославичей в битве с половцами на р. Альте и последующий отказ великого князя Изяслава подчиниться решению киевского веча: выдать народу оружие для подготовки к защите города от кочевников. Видимо, киевский князь не без основания боялся собственного народа больше, чем половецкого нашествия.
Вслед за Киевом народные восстания в конце 60-х и начале 70-х гг. XI в. произошли в Ростово-Суздальской земле и Новгороде. Идеология восставших еще очень нечетко выражена, но несомненно, что своим знаменем народ избрал язычество.
Одновременно в 70-е гг. происходит новый взрыв междукняжеской борьбы. В ходе нарастания амбициозных противоречий между членами княжеской семьи распадается союз трех Ярославичей. В 1072 г. они в последний раз собираются вместе в Вышгороде (недалеко от Киева) по случаю перенесения мощей канонизированных князей Бориса и Глеба. На этой встрече, скорее всего, составляется и «Правда Ярославичей», одна из важнейших частей «Русской Правды».
Сразу же после съезда 1072 г. начинается борьба между самими Ярославичами. Святослав (видимо, при содействии Всеволода) изгоняет своего старшего брата Изяслава из Киева и занимает княжеский стол. После смерти Святослава в 1076 г. княжеский стол захватывает Всеволод, но вскоре он был вынужден возвратить его Изяславу.
После смерти Святослава, который фактически был великим князем, но формально не имел права занимать престол ранее смерти старшего брата Изяслава, в борьбу за власть вступают его сыновья. Их положение становится двусмысленным: с одной стороны, они дети великого князя и наследники власти, а с другой — формально превращаются в изгоев. Наибольшую активность в этой борьбе проявляет один из старших Святославичей, Олег (в дальнейшем получивший прозвище «Гориславич»).
Олег Святославич возглавляет выступление против своего дяди Всеволода,
который был ранее князем переяславским, а после смерти Святослава и возвращения киевского великого княжения Изяславу занял «освободившийся» черниговский стол. Всеволод действует с учетом обычного права лествичного передвижения князей по городам (землям). Но Святославичи уже не признают этот древний принцип политического права. На основании завещания Ярослава Мудрого они рассматривают Чернигов как свой удел, свое родовое владение. Начинает побеждать идеология феодального землевладения.
К Святославичам присоединяется их двоюродный брат Борис Вячеславич, который после смерти своего отца Вячеслава Ярославича (1057) потерял принадлежащий тому (по завещанию Ярослава) Смоленск (в 1073 г. Смоленском овладел Всеволод Ярославич, который затем передал его своему сыну Владимиру Мономаху). Таким образом, с 70-х годов начинает вестись борьба за обладание конкретными землями.
В 1078 г. Олег и Роман Святославичи месте с Борисом Вячеславичем (фактически тоже изгоем) двинулись против Всеволода и изгнали его из Чернигова. На защиту интересов Всеволода выступил великий киевский князь Изяслав. Враждующие стороны в октябре 1078 г. встретились в битве на Нежатиной Ниве (около Чернигова), в ходе которой погиб великий князь Изяслав Ярославич.
Во второй половине XI в. в Древней Руси происходят важные социально-экономические изменения, активно идет процесс формирования феодальных отношений, углубляется социальное неравенство. На это очень четко указывает «Русская Правда». В это время на Руси уже существует княжеское, а частично и боярское землевладение. Борьба Святославичей за Чернигов является наглядным тому подтверждением. Развитие феодальной земельной собственности углубляет социальное расслоение общества.
Все население делилось на свободное, полусвободное и зависимое. К свободной части общества относились «мужи» (бояре и другие представители господствующих слоев), а также «люди» (простолюдины, члены древнеславянских общин). Полусвободная часть общества состояла из ряда категорий (смерды, рядовичи, закупы). Несвободное (зависимое) население было представлено широко развитым холопством и другими слоями, собирательно называемыми челядью и тиунами.
Хозяйство владельцев вотчин (князей, бояр) было натуральным и включало в свой состав пашни, луга, бортные и другие угодья. Население вотчины, судя по величине штрафа за убийство, делилось на три основные категории: 1) огнищане, подъездные, старшие («старые») конюхи; 2) ратайные и сельские старосты; 3) смерды, рядовичи, холопы. В обязанности огнищанина входило общее управление вотчиной, подъездной ведал сбором налогов, старый конюх (конюший) — княжескими лошадьми, старосты организовывали производство, тиуны (слуги) различных категорий выполняли отдельные поручения как по вопросам управления, так и по наблюдению за работой непосредственных производителей. Челядь обслуживала двор феодала, а смерды, рядовичи, закупы и другие группы были заняты на пашне, изготовлении ремесленных изделий, обслуживании различных угодий.