ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная (экзаменационная) работа
(№ 2)
Дисциплина: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЭССЕ
Тема: «Система нормативных актов в России»
Выполнил (а):
ЮН5-1320(2)
Проверил (а):
5.06.2021г.
Омск 2021 г
«СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РОССИИ»
Актуальность данной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права Российского государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.
С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.
Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархическую систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.
Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.
Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. не обязательны для их адресатов.
Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.
К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.
Под источниками права понимаются источники права в материальном и формальном смысле. Под источником права в формальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права.
Система нормативных правовых актов имеет иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт находится в соподчиненности с другими актами. Рассмотрим подробнее виды нормативных правовых актов РФ и их место в иерархической системе.
Закон — нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы по вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношений. Законы РФ подразделяются на:
-
Конституцию РФ; -
федеральные конституционные законы; -
федеральные законы (в том числе, кодексы); -
указы Президента; -
постановления Правительства РФ; -
акты органов местного самоуправления.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ— основополагающий закон и правовая основа законодательства РФ, принята народом России 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря 1993 года.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Федеральный закон – нормативный правовой акт, изданный федеральным органом законодательной власти Российской Федерации и регламентирующий наиболее важные и основополагающие стороны общественных отношений и государственной жизни. Кодексы Российской Федерации, например, Уголовный, Гражданский или Трудовой - также являются федеральными законами.
Федеральный закон по юридической силе стоят выше всех иных нормативных актов Российской Федерации, за исключением Конституции, федеральных конституционных законов, а также норм международного права. Приставка «федеральный» означает то, что нормы федерального закона обязательны к исполнению на всей территории РФ, во всех её субъектах. Когда закон субъекта РФ противоречит федеральному закону - по юридической силе выше нормы федерального закона, за исключением случаев указанных в части 6 статьи 76 Конституции РФ.
Порядок принятия федерального закона называется законодательным процессом и регламентируется Конституцией Российской Федерации. Закон является принятым и вступившим в силу на территории РФ, когда он внесён на рассмотрение в обе палаты Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации), рассмотрен палатами, принят ими, и далее подписан и обнародован Президентом Российской Федерации.
Указы Президента - подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Указ не все является нормативным правовым актом. Зачастую Указы принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.
Постановление Правительства Российской Федерации - акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов президента РФ.
Постановление Правительства РФ подписывается председателем Правительства РФ. Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Постановление Правительства РФ может быть также признано не соответствующим Конституции РФ решением Конституционного суда РФ.
Таким образом, нормативно-правовые акты играют важнейшую роль в процессе реализации права. Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.