Файл: 1. Изучить представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе комплекты методических материалов к занятиям Разговоры о важном.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм»
1. Изучить представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе комплекты методических материалов к занятиям «Разговоры о важном» .

2. Выбрать федеральное занятие, раскрывающее ценность патриотизма.

3. Разработать региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.

4. Проверит свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.
Практическая часть.

  1. Изучить представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе комплекты методических материалов к занятиям «Разговоры о важном» (далее – федеральные занятия).

Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Одна из основных ценностей: патриотизм — любовь к Родине.

Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина. Любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине. Патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.

Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.

В сфере патриотического воспитания занятия в рамках программы «Разговоры о важном» направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных результатов: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, техно- логиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и при- родному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

  1. Выбрать федеральное занятие, раскрывающее ценность патриотизма.

«День народного единства». 8-9 классы: «Мы — одна страна».
3. Разработать региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.
Классный час в 8 – в классе.

Тема: «День народного единства. Эвенкия – уникальный регион Российской Федерации»

Форма проведения:

 этическая беседа с элементами творческой деятельности.
Цель:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;

  • формировать ответственность за судьбу Родины;

  • развивать умение делать выводы, обобщать;

  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства;

  • формирование у обучающихся исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны.

Задачи:
- формировать ответственность за судьбу Родины; прививать любовь и уважение к Родине, испытывать чувство гордости за свою страну, проявлять уважение к одноклассникам;
- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г., познакомить с героями Отечества (Мининым и Пожарским);
- расширять кругозор учащихся;
- развивать умение делать выводы, обобщать):  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение формулировать познавательную цель;
- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Ход классного часа

1.Организационный этап:

Задача: собрать внимание детей, настроить их на работу

(слайд № 2. Карта Российской Федерации, отрывок стихотворения К. Симонова)

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткой меридианов,
Непобедима, широка, горда. (К. Симонов)

Видеоролик: https://razgovor.edsoo.ru/video/676/
II. Вступительное слово учителя.

2.Мотивационно-целевой этап.

Я хочу начать наш классный час с одного стихотворения. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какой теме посвящено это стихотворение?
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Итак, какой теме посвящено это стихотворение? (День единства)

3.Основной этап

Россия – многонациональная страна.
Государственная символика России.
История возникновения праздника.
В единстве – наша сила.

- Ребята, сегодня мы собрались на торжественное мероприятие, посвящённое празднику – Дню народного единства, который отмечают 4 ноября все граждане Российской Федерации. И мы начинаем с Гимна России.

(слайд № 2. Слова Гимна, Флаг и Герб Российской Федерации).

Звучит гимн России: первый куплет и припев.
(слайд № 3. «Карта Административно-территориального деления России»)

- Наша страна – Россия – это крупнейшее государство в мире. Когда на востоке говорят «Доброе утро!», на западе, люди, желают друг другу «Спокойной ночи!».

Наша Родина – это и самое многонациональное государство. На её просторах живут более 190 национальностей, народностей и этнических групп.

До недавнего времени административно-территориальное устройство страны насчитывает 85 субъектов: края, республики, области, автономные округа и города федерального значения. Но президент В.В. Путин 30 сентября 2022 года подписал вместе с руководством ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей договоры о вхождении их в РФ в качестве новых регионов.

В России теперь 89 регионов, ее население увеличилось почти на 6,2 млн человек и составляет более 152 млн человек. Площадь РФ увеличилась более чем на 100 тысяч квадратных километров.

Давайте все вместе подумаем, зачем объединились все эти народы в единое большое государство? Послушайте притчу об отце и сыновьях, и тогда я думаю, вам всё станет ясно.

(слайд № 4. Притча «Отец и сыновья»).

- У одного отца было три сына, и они постоянно ссорились друг с другом. Однажды отец призвал их к себе и взял веник. Он вытянул по прутику из веника, раздал их сыновьям и приказал: «Сломайте эти прутики!». Братья легко переломали каждый свой прутик. Отец крепко связал веник, и снова приказал сыновьям: «Переломите этот веник!». Сколько не старались братья – не смогли этого сделать. Тогда отец сказал своим сыновьям: «Так-то и вы, если в согласии и одной связке жить будете, никто вас не одолеет; а если ссориться, да всё делать врозь – вас всякий легко погубит!»

- Зачем же объединились народы в одно большое государство? (Ответы детей).
- 4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года- День народного единства.

Я немного расскажу вам об истории возникновения этого праздника.

(слайды № 5. «Семибоярщина»)

- Четыреста лет тому назад в Государстве Русском умер последний царь из рода Рюриковичей. Умер и не оставил наследников на престол. И тогда знаменитые боярские да дворянские династии захотели посадить на царский престол своих родственников. Пошла между ними распря великая.

(слайды № 6. «Смутное время»)

Вдобавок к этому несколько лет подряд был неурожай, пришёл большой голодомор и началось в России Смутное время. Некоторые бояре да дворяне, вместо того чтобы помочь своему народу, обратились к полякам, шведам и литовцам, чтобы те помогли им сесть на царский престол. А враги только и ждали момента, чтобы завоевать богатую землю русскую, погубить как можно больше народа и завладеть богатствами.

(слайд № 7. «Бесчинства захватчиков в России»)
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда! (Наталья Майданник)

- Пришли поляки, шведы, литовцы и стали бесчинствовать в наших землях и творить всякое беззаконие над людьми. Несколько лет изнемогал от их жестокости народ российский.

(слайд № 8. «Минин призывает к ополчению»)

- Но жил в Новгороде великий патриот и гражданин купеческого звания по имени Козьма Минин. Призвал он бедных людей создать ополчение народное и пойти на Москву, чтобы выбить оттуда захватчиков поганых, а богатых людей призвал собрать деньги на это великое дело. И многое множество людей откликнулось на его призыв. Сказал так же Козьма Минин, что есть в Москве полководец разумный по имени Дмитрий Пожарский и сможет он возглавить войско народное для борьбы с иноземцами.

(слайд № 9. «Пожарский возглавляет народное ополчение»)

- И двинулось ополчение народное на Москву из Новгорода. И в битвах жестоких одержал русский народ победу и изгнал иноземных захватчиков с земли российской.

(слайд № 10. «Сражения народного ополчения 1612 года»)

Посрамив врагов коварство,
В страшный для России год
Вместе Минин и Пожарский
В битву повели народ.
И отряды добровольцев,
Гневом праведным полны,
Злых поляков и литовцев
Прочь прогнали из страны. (Олеся Емельянова)

(слайд № 11. «Подвиг Иван Сусанина»)

- Многие люди в те дни далёкие дни совершали подвиги во имя освобождения родины. Слава одного героя дошла до наших дней. Жил крестьянин по имени Иван Сусанин. Однажды в его деревню пришли поляки и заставили его показать дорогу через лес, чтобы отступить и скрыться от народного ополчения. Крестьянин претворился, что согласен им помочь. Он завёл польское войско в леса с топкими болотами. Поляки догадались, что хитрый Сусанин их погубил. Они жестоко расправились с ним, но и сами не смогли выбраться: замёрзли или утонули в болотах.

Вот так, забыв все ссоры и обиды, объединившись, весь русский народ в едином порыве, отстоял родину и избавил её от разорения и унижения.

(слайд № 12. «Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади»)

- Памятник Минину и Пожарскому вот уже несколько столетий украшает Красную площадь и посвящен изгнанию из России польских интервентов. С 1990 года включен в список объектов всемирного наследия. В силу расположения является одним из обязательных пунктов экскурсионных маршрутов.

Идея установить памятник героям-ополченцам возникла в 1802 году, но Александр I ее не поддержал, так как не изыскал финансовой возможности. В 1808 году нижегородцы самостоятельно собрали деньги на памятник Минину и Пожарскому и вновь подняли вопрос о его отливке и установке. На этот раз Александр I дал свое согласие и разрешил начать конкурс эскизов. Однако отливку опять пришлось отложить из-за недостаточности финансовых средств. И только в 1811 году, когда набралась внушительная сумма в 136 000 рублей, Комитет министров дал «добро» на возведение памятника.

Работы над памятником Минину и Пожарскому начались в конце 1811 года и были закончены лишь в 1818 году. На нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Ребята, а теперь поиграем в онлайн-викторину посвященную Дню народного единства и проверим, кто больше запомнил фактов из истории возникновения праздника. (https://onlinetestpad.com/ru/test/557990-viktorina-den-narodnogo-edinstva).

А теперь вспомним мудрые пословицы о Родине, о России, о патриотизме. (Ответы ребят)

(Родина — мать, умей за нее постоять.
На родной стороне и камешек знаком.
Своя земля и в горсти мила.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родину головой оберегают.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Любовь к родине сильнее смерти.
Своя сторона по шерстке гладит, чужая — насупротив.

Не временем годы долги, долги годы отлучкой с родной стороны.
На чужой стороне родина милей вдвойне.)

(слайд № 13. «Флаг и герб и карта Эвенкии»)








Поговорим о нашем родном крае Эвенкии.
Учитель. Россия - это наша Родина, состоящая из различных субъектов, территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами, этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – Эвенкия. 10 декабря у нашего края праздник - день его рождения, день его образования. Эвенкия расположена в живописной таежной зоне на правобережье реки Енисей в междуречье двух рек Нижней и Подкаменной Тунгуски, быстрых и своенравных, с порогами и перекатами, местами обрамленных угрюмыми скалами. Красота рек воспета в стихах и песнях местных поэтов.

Район относится к территории Крайнего Севера России. Климат здесь резко континентальный: температура июля доходит + 40°, января – ниже 50°. Большая часть территории находится в районе вечной мерзлоты.

Площадь Эвенкии огромна – 767,6 тыс. км2, она занимает треть территории края, что сравнимо с такими странами, как Турция и Чили. На этой площади могут разместиться 7 Бельгий, 8 Голландий, или Англия, Италия, Греция, Португалия вместе взятые. Эвенкия известна всему миру благодаря чуду, уникальному явлению нашей цивилизации, тайна которого не раскрыта по сей день

Эвенкия имеет свою символику – флаг, герб, гимн. Они необычны, т.к. отражают эвенкийские легенды. Три полотнища флага голубого, белого и синего цвета символизируют полярные день и ночь. А посередине – кумалан – эвенкийский меховой коврик, олицетворяющий солнце, взошедшее над Эвенкией.

Герб овальный, как шаманский бубен. В его центре мифическая птица гагара, которая, по легенде, помогла доброму духу Хэвэки создать землю.
Ученик 1: Мы рады сегодня пригласить вас в Страну загадок и чудес! Это страна край, в котором мы живем., Эвенкия богата природными ресурсами. Здесь под землей чуть ли не вся таблица Менделеева: алмазы, золото, нефть и газ и многое другое. До реформ здесь добывался графит хорошего качества, исландский шпат-минерал, необходимый в радиоэлектронике и космической технике. Согласно Восточной газовой программе к 2020 году Красноярский край станет одним из центров газодобычи России. Главное богатство Эвенкии – это лес, который занимает 70% ее территории. Стройные кедры и ели, великолепные сосны, белоствольные красавицы березы и, конечно, лиственницы – все можно встретить в Эвенкии.

Это – наше общее достижение. И наш общий вклад в стабильность России.
Ученик 2: Эвенки испокон веков занимались традиционными промыслами. И сейчас пушной промысел, оленеводство и рыболовство являются основой жизни. Охотничьи угодья в Эвенкии занимают почти 80% территории округа, а ныне района. По заключению ученых, регион является самым экологически чистым в России, а возможно, и в мире.

Ученик 3: У каждого из нас есть семья, маленькая ячейка, в которой протекает большая часть нашей жизни. Но все наши семьи объединяет место, в котором мы живем. А живем мы все в большом и богатом крае. Самый известный отрывок из стихотворения, который знают все дети Эвенкии:

… Эвенкия, Эвенкия, непролазные снега,

Но из всех земель на свете

Ты, как мать, мне дорога

Ты – мой дом, моя забота,

В сердце - вся, и в песне – вся…

Ученик 4: Здесь живут представители коренных малочисленных народов Севера – эвенки, кеты и особая группа ессейских якутов, а также потомки ангарских крестьян, прибывших сюда с 20х годов прошлого века и прибывающие сюда из разных мест России и из-за рубежа по всяким причинам люди. Эвенки – уникальный народ: они единственный в мире народ, освоивший (т.е. первыми прошли) такую огромную территорию с Камчатки до Тюменской области, свидетель тому – топонимика географических эвенкийских названий на всей этой территории. Поэтому небольшими группами эвенки живут во всех освоенных краях и областях. По последней переписи эвенков в России 39,9 тыс. в Эвенкии эвенков немного – около 3 тысяч.

Ученик 5: Мужчины эвенки – охотники и рыболовы. Частенько они уходят в тайгу на охоту на несколько дней. Также они занимаются рыболовством, оленеводством, сбором ягод, орех. Женщины, как правило, остаются дома с детьми, шьют одежду, украшая ее различными узорами и орнаментами.

Учитель. Мы, жители Эвенкии, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. Я предлагаю вам поучаствовать в нашей викторине “Мой край родной Эвенкия”. История совместного проживания людей разных национальностей, языков, культур и религий на Эвенкийской земле не знает случаев межнациональных и межрелигиозных конфликтов, характеризуется доверием, взаимопомощью, веротерпимостью и сплоченностью.

(слайд № 14. Великая Отечественная война, даты)

Эта сплоченность многонационального народа края особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны – многие воевали на фронте, другие обеспечивали фронт оружием, хлебом Великую Отечественную войну Эвенкия встретила с окрепшими хозяйствами, имея свои национальные кадры. Хотя правительство официально освободило северян от призыва на фронт, оставляя их в тылу в целях снабжения фронта мясом, рыбой, но разве можно было усидеть дома, если поднялся весь народ Советского Союза на борьбу с фашизмом?! А следопыты, попадавшие белке в глаз, были ценными воинами: разведчиками, снайперами, пулеметчиками. (Вспомните фильм «Тунгус»). Эвенкия вместе со всем советским народом сражалась на фронте и в тылу.

Сражались и ваши, ребята, деды и прадеды. Расскажите о них. (Учащиеся рассказывают о своих родственниках, сражавшихся в годы войны).

Стойко сражались на фронте все народы Советского Союза. И сыны тайги показали свою доблесть. У малочисленного эвенкийского народа 3 Героя Советского Союза. Один из них из Эвенкии. Вы знаете его имя. (Ребята могут рассказать об И.П. Увачане).


4.Заключение.

Будущее же нашего округа целиком и полностью находиться в ваших руках!!! Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение стихотворения учащимися
ПРИЗЫВНАЯ

  1. В День единства будем рядом,
    Будем вместе навсегда,
    Все народности России
    В дальних селах, городах!

  2. Вместе жить, работать, строить,
    Сеять хлеб, растить детей,
    Созидать, любить и спорить,
    Охранять покой людей,

  3. Предков чтить, дела их помнить,
    Войн, конфликтов избегать,
    Чтобы счастьем жизнь наполнить,
    Чтоб под мирным небом спать! (Наталья Майданник)

    5.Рефлексия

    Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом.
    Поощрение, беседа
    -Ребята, мы сегодня с вами хорошо поработали, мне очень понравилось. Я хотела бы, чтобы вы тоже оценили свою деятельность на классном часе.
    -Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале классного часа? О чем поговорили? Что мы узнали? Цель достигнута? Почему вы так считаете?
    -Что ты запомнил для себя? Что понравилось?
    - В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речёвку:

    Главное - вместе!
    Главное - дружно!
    Главное - с сердцем горящим в груди!
    Нам равнодушие не нужно!
    Злобу, обиду прочь гони!

    - Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго! - Всем спасибо за общение.

    4. Проверит свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.


  4. Критерии оценивания:

    Выполнение практической работы оценивается в соответствии
    с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
    В методической разработке учтены:

Критерий оценивания

Баллы

Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу

1

Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия


1

Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки:


1

- сценария

1

- интерактивных заданий для школьников

1

- оценочных средств (опросники, анкеты, др.)

1

- видеоролика

1

- методического описания

1

- презентации в формате ppt, pdf

1

Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер

1

Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся


1

Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными)

1

Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна

1

Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе

1

Итого

14


Интерпретация результатов:


0–4 балла


Разработанный региональный компонент требует серьезной доработки


5–9 баллов


Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям


10–14 баллов


Разработанный региональный компонент выполнен
на должном дидактическом и методическом уровне