Файл: С евероказахстанская областная универсальная научная библиотека им. С. Муканова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Шоже - крупный мастер айтысов. Его слова «Хотя был слеп, но ни в чем не уступал семнадцати поэтам» свидетельсвуют о том, что он вступал в айтыс, в поэтическое состязание со многими известными поэтами своего времени.

Особенно популярны были айтысы Шоже Каржаубайулы с Орынбаем, Балта, Тезеком, Серали , Шортанбаем и другими, В состязаниях с Балта и Тезеком акын обличал несправедливости, чинимые феодальной верхушкой.

«Судья Желтоша, ты

И взятки берешь, и взятки даешь

Ты перед дверью стоишь рая и ада -

Еще неизвестно, куда попадешь,

Мздоимец, душа у тебя крива

Как смел ты сказать мне такие слова?»

Шоже сформировался под воздействием тех изменений, которые принес в казахские степи 19 век. Именно поэтому Ч.Ч.Валиханов считал его «новейшим певцом», который вводил в эпос новую стихотворную форму олена с упорядоченной строфой и рифмой, изменял содержание исконного запаса сказаний тематикой и сюжетами захожих дастанов «Они поют теперь Сеит-Байтола-ходжи и любовь Юсупа и Зюлейки, жизнь Ибрагима и прочее»,- писал Чокан Валиханов об Орынбае, Шоже и им подобных «новейших певцах».

Шоже был прекрасным исполнителем лиро-эпических поэм. Лучшие варианты народной поэмы «Козы Корпеш и Баян-Сулу» были записаны в 60-х годах 19 века из уст Шоже и один из них 5 марта 1864 года в Омске, на квартире Чокана Валиханова.

Во время лечения в ауле отца Чокан встречался с лучшими певцами того времени: Шоже, Орымбаем, Тогжаном, Арыстамбаем и другими. От них он записал весьма интересные образцы казахской народной литературы. Шоже он оценил как непревзойденного знатока лучших образцов устного народного творчества и народных летописей. В письме А.Н.Бекетову Чокан писал: «Занятия мои в степи идут успешно. Я собрал очень много сказок, эпических сказаний, песен и занимаюсь теперь изучением киргизских законов...» По оценке Ч.Валиханова, Шоже был непревзойденным знатоком лучших образцов устного народного творчества и народных летописей (родословной). А.Кунанбаев, С.Торайгыров высоко ценили поэтический талант Шоже, искренне уважали его за беззаветную память, смелость

Умер Шоже в 1895 году, похоронен там же, в Уалихановском районе.
Библиография
Большинство текстов его айтысов сохранилось, они опубликованы в сборниках:

Антология казахской поэзии.-М.,1958., Песни акынов, Степные ритмы:Стихи.-Алма-Ата, 1979.О нем можно прочитать в девятитомнике «Казахи».- Т.2,В статье Тайжанова Г.Е. М.О.Ауэзов о творчестве акына Шоже//Мухтар Ауэзов и современная литератураю-Алма-Ата, 1989.-С.212-217


265 лет со дня рождения Шал акына, подлинное имя Тлеуке Кулекеулы – народного акына, современника Абылая

(1748-1819 гг.)
Тлеуке Кулеке-улы (Шал-акын) родился в 1748 году близ нынешней железнодорожной станции Азат на территории Кокшетауской области (ныне Северо-Казахстанской области). Происходил из семьи крупного феодала. Отец будущего поэта - Кулеке-батыр был соратником хана Абылая и одним из самых уважаемых родовых старейшин в Среднем жузе. Примерно в 1755 - 1760 - х годах аул Кулеке-батыра перекочевывает из Кокчетава на берега реки Ишим, где и обосновывается навсегда. Вся сознательная жизнь акына проходит в этих краях - на территории нынешнего района Шал акына Северо-Казахстанской области.

Как поэт он прославился уже в 15 лет. В дальнейшем он целиком отдается поэзии и прозывается в народе Шал-акыном, т.е. острым, быстрым поэтом.

Вторую половину своей жизни Шал провел в нужде. Умер он в 1819 году во время летних кочевок. Похоронен под сопкой Аютас близ нынешнего поселка Сергеевка Северо-Казахстанской области.

Песни и жыры Шал-акына характеризуются философским осмыслением явлений жизни и психологии человека, сопоставлением справедливости и коварства, добра и зла, бедности и богатства.(«О джигите», «Если джигит всезнайством кичится», «О девушках»).

В песнях Шал акына афористически изображены морально - этические отношения людей, молодость и старость («О старости». «Тоска по прошедшей молодости») Он участник айтысов, в которых проявился его импровизаторский талант. Образность и меткость выражений, богатство мыслей, художественное совершенство превращали его выступления в подлинные праздники слова («Айтыс Шал акына и джигита.», Айтыс Шал акына и байбише»...) Некоторые тенденции того громадного поворота казахской поэзии, который завершился лишь много позже - в эпоху Абая, можно найти в поэзии Шала.

С 1999 года Сергеевский район Северо-Казахстанской области носит имя Шал акына.





100 лет назад (1923) в Петропавловском педагогическом техникуме организован первый в республике 4-х голосный хор (основатель и руководитель Иван Васильевич Коцык), для которого сам написал 50 обработанных казахских народных песен

В 1923 году был создан хор в казахском педагогическом техникума. Его организатором и руководителм стал Иван Васильевич Коцык. Он родился в Польше в 1891 году. Учился в классе композиции Варшавской консерватории. А в 1923 году приехал в Казахстан и впоследствии стал известен как советский композитор, хормейстер, один из основоположников казахского хорового искусства. Коцык участвовал в Первой мировой войне и на момент ее окончания оказался в Петропавловске. Как образованный человек, Коцык сразу стал востребован в молодой советской республике, где в первые же годы были открыты сотни школ и техникумов. В 1923 г. в Петропавловском педагогическом техникуме он организовал первый в республике 4-х голосный хор, для которого сам написал 50 обработок казахских народных песен. В 1933 совместно с режиссером Жуматом Тургунбаевичем Шаниным создал Казахский музыкальный театр (ныне Театр оперы и балета имени Абая). Сочинил музыку на основе народных мелодий к первым казахским спектаклям «Айман-Шопан», «Шуга». В 1936-1937 работал в Киргизском музыкально-драматическом театре во Фрунзе. В 1928 году директор педагогического техникума Абланов пригласил хор к себе и сообщил им потрясающую новость: петропавловцы поедут в Москву выступать. Но главное — петь будут именно казахские народные песни, чтобы во всей красе показать национальное хоровое искусство. С собой в поездку взяли не только национальные костюмы и музыкальные инструменты, но и предметы казахского быта: столик, кошму, ковры, посуду и т.д. Накануне отъезда хор устроил показательный концерт в актовом зале техникума (Романовское училище) при большом стечении горожан. 27 ноября 1928 года хор Коцыка поехал в столицу СССР. В Москве студентов сначала водили на экскурсии, а затем повезли в Кремль. Для Москвы хор из далекого Петропавловска стал совершенно удивительным событием, о котором потом долгое время писали газеты. — Хоровой коллектив под руководством Коцыка вёл активную концертную деятельность. В 1928 году хор Петропавловского педагогического техникума выступил в Москве, в Кремле, став первым казахским хором, выступавшим в России. Для Москвы казахский хор стал новостью, его слушали с необычайным вниманием и шумным одобрением. Выступление хора в Кремле явилось началом его московских гастролей, прошедших с грандиозным успехом. В репертуаре коллектива были в основном обработки казахских народных песен, — пишет в труде о становлении хорового пения в Казахстане М.М. Ахметова.

Источник: https://pkzsk.info/istoriya-odnojj-fotografii-petropavlovsk-1928-god/