Файл: 5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.Просвещение и педагогическая мысль в Византии.

Педагогическая мысль Византии одновременно следовала античной и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианско-православным мировоззрением. Подобный идеал сформировался как переходный от античного к средневековому.

Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5-7 лет попадали под присмотр учителя-наставника.

В дошедших до нас поучениях детям подчеркнута важность и необходимость книжного образования: «Читай много и узнаешь много».

Система образования состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.

Первой ступенью были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5—7-летнем возрасте и длилось два-три года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты.

Особых перемен в методах обучения счету, по сравнению с античной эпохой не произошло. По-прежнему учили с помощью пальцев и абаки.

В программу школ грамоты входило также церковное пение. Нерадивых школяров наказывали розгами.

Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Немногие продолжали учиться в учебных заведениях повышенного типа. Образование выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Обучались дети с 10-12-летнего до 16—17-летнего возраста.

6. Воспитание и сист. Образования в Западной Европе в период средневековья 5-13 вв.

В 476г. под натиском германских племен пала Римская (западная) империя. Эта дата- точка отсчета европейского средневековья кот. завершилось в 17в. Универсальной пед. идеей и практикой в Средневековье является ученичество.

В практике воспитания и обучения раннего Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Так, в Галлии, король остготов Теодорих (454-526) настоял на физическом образовании мальчиков в школе, обучению их военному делу.


Дом-семейное воспитание лучше всего сохраняло варварские традиции, кот. довольствовались абсолютное большинство Европы. При этом оно имело свои сословные черты и особенности. Оно представлялось в виде ученичества и рыцарского воспитания.

Уч-во являлось осн. формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную плату 1-2х учеников, которые становились его работниками. Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к рыцарскому воспитанию. Идеал рыцарского в-я включал жертвенность, послушание и личностную свободу. В феод, сфере было распространено презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на муз. инструменте. Прежде всего, юноши обучались военному иск-ву. Педагогами обычно служила придворная челядь. Приглашались для обучения поэты и музыканты. С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, будучи пажами при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, кот. были для них образцом силы, нравственности. К «началам любви» относились вежливость, великодушие, благородные манеры, речь, умение слагать стихи . «Началами войны» назывались воинские проф. умения. В 21 год происходило посвящение юноши в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физ, воинскую и нравственную зрелость в поединках, турнирах, пирах и др.

После распада Римской империи в школьном деле поначалу сущ. традиционные и сравнительно новые формы. К 1ым относились школы грамматиков и риторов, ко 2ым - церковные школы, обучение феодальной знати. Школы грамматиков и риторов поддерживались королем, поэтому исчезли они не сразу. Однако к 7в. античные школы полностью исчезли. Причины: постоянные воины, отсутствие кадров преподавателей, конкуренция церковных уч. заведений, но главное- потому, что распалось античное общество, которое обслуживали эти школы. дневековой Европы. Школы открывались при монастырях, епископских резиденциях и приходских церквях. Они были 2х категорий, внутренние- для мальчиков, готовившихся к пострижению в монахи, и внешние- для мирян. В школах, особенно соборных, учились дети дворян и реже именитых горожан. Приходские школы первоначально предназначались для детей священников, но когда в 11 в. был установлен целибат, эти школы становятся демократичными.



В 10-11вв. в связи с ростом городов возникает новое сословие- горожане, а вместе с ними и городские школы (магистратские, цеховые). Обучение велось на родном языке и носило прикладной х-р.

Основное содержание образования в средние века составляли так называемые семь свободных искусств, делящиеся на два цикла- тривиум (грам., риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Венцом наук считалось богословие, поэтому все названные предметы носили религиозно-мистический х-р. Во 2ой половине эпохи средневековья в рез-те расширения торговых связей, выросла потребность в повышении образ-я. Первый университет- юридическая школа в Болонье(Италия) -1088г, затем -в Падуе, также Сорбонна в Париже (1200). Его устав лег в основу Оксфордского(1206) и Кембриджского(1231) ун-тов в Англии, Неаполитанского в Италии, Лиссабонского в Португалии. Университеты имели 4 факультета: подготовительный, или артистический, где давались и закреплялись знания по семи свободным иск-вам в течение 6-7 лет, юридический, медицинский и богословский со сроком обучения 5-6 лет. Проучившись 2 года, студент имел право сдавать экзамен на бакалавра иск-в. Летом занимались по 10 часов с перерывом на два часа, зимой- 8 часов с перерывом на час. Длительность каждого занятия = астрономическому часу. Основная нагрузка ложилась на память. Заучить - вот осн. задача средневекового студента. Диктовать разрешалось только на праздники, чтобы «и студенческой памяти дать передышку». Для того чтобы наилучшим образом организовать запоминание, на протяжении определенного времени изучали только один предмет или родственные ему. Для лучшего запоминания правил, их часто рифмовали. После каждой лекции усвоение ее проверялось в процессе собеседований (коллоквиумов). Каждую субботу устраивались диспуты: в большом зале собирались студенты и преподаватели всего факультета. После того как один из магистров выдвигал какую-нибудь мысль, выступали другие преподаватели, опровергая его положение и выдвигая свое. Выступали также студенты-бакалавры под руководством преподавателей Т.о., каждый предмет усваивался тремя способами: лекции, коллоквиумы, диспуты.

Церковь смотрела на универ. как на своего рода монастырь, стараясь держать в поле зрения каждый шаг студента. Универ-ты имели относительно демократичную организацию: в выборе ректора участвовали и профессоры, и студенты, он периодически публично отчитывался о работе, учитывались отзывы студентов.


1450г. В Германии Гуттенберг изобрел книгопечатание. Это оказало влияние не только на распространение университетского образ-я, но и на весь ход разв-я цивилизации в Европе.

7.Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения.

Позднее Средневековье было ознаменовано развитием новой прогрессивной к-ры. получившей название Возрождение. Захват в 1453г. турками Константинополя вызвал бегство оттуда ученых с их греческими рукописями в Италию, где они начали возрождать античный. Это означает, что В-е зародилось в Италии и затем распространилось по всей Европе. В 16в. оно окончательно превратилось в общеевропейское культурное движение. Особо важную роль в этом движении сыграла Флоренция. Другое название новой итальянской к-ры- гуманизм- в центре мировоззрения стоял ч-к. В настроениях людей преобладал оптимизм, вера в ч-ка, светлое будущее. Аскетизму не оставалось места: ч-кое тело, его страсти и потребности рассматривались как самое главное в жизни(« Я- ч-к. и нечто ч-кое мне не чуждо»). Земное сущ-е признавалось единственно реальным. Эпоха В-я особенно ярко запечатлела себя в иск-ве. Однако и пед. взгляды того времени были преобразованы. Многие деятели просвещения в Италии выдвинули идею гражданского воспитания, смысл кот. заключался в формировании члена общества, развитого и воспитанного в процессе трудовой д-ти. Представители «гражданского» гуманизма считали основной ф-цией воспитания формирование ч-ка, действующего на благо общества, а очагом воспитания- семью. Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физ. разв-е, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи- предвестники нового общества. Итальянские мыслители 15-16вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической греко-римской к-ры. Леонардо Бруни (1369-1444. Флоренция). создатель новой пед. с-мы. настаивал на воспитании не только духа, но и тела. Одним из первых потребовал организации светского женского образования.

Его современник и соотечественник Витторино да-Фельтре сделал первые шаги в практическом осуществлении новогуманистического образца воспитания. 15в. Открыл школу в Мантуе на Севере Италии под названием «Дом радости», которая располагалась в дворце, окруженном природой. В отличие от средневековых школ здесь было много воздуха и света. Учащиеся занимались физ-рой. изучали классические языки и лит-ру, математик), астрономию, совершали экскурсии в природу. Приоритет отдавался игровому методу.


Кроме детей герцога, в поместье которого и на ср-ва которого содержалась школа, в ней учились еще 70 неимущих. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени, Во Франции ярким представителем гуманистических идей в пед. был писатель Франсуа Рабле( 1494-1553)- обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, гл. цель которого - духовное и телесное разв-е личности. В романе «Гаргатюа и Пантагрюэль» показывает преимущества нового и недостатки старого подходов к образованию на примере воспитания Гаргантюа. Ученые-схоласты заставляли мальчика зазубривать весь материал наизусть. Мальчик выучил книги так, что МОГ пересказать их, в рез-тс чего лишь отупел. Увидев это, король выгнал учителей-схоластов и пригласил одного учителя-гуманиста, кот. начал делать из мальчика сильного, воспитанного и образованного ч-ка. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Делается это в игровой форме. Умственные занятия чередуются с играми, физ. упражнениями. Он занимается верховой ездой. фехтует, плавает.

Другим представителем фр. гуманизма является Мишель де Монтень(1533-1592), автор книги «Опыты», в кот, он рассматривает ч-ка как высшую ценность. Монтень верит в неисчерпаемые возможности ч-ка, «предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени». Монтень видит в ребенке не уменьшенного взрослого, как считалось в средневековой педагогике, а природную индивидуальность. Ребенок от рождения обладает природной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество. Ребенок превращается в личность, развив способность к критическим суждениям. Он рекомендует, чтобы ученик больше говорил. Необходимо приучить учащихся исследовать окр. мир. чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский (1466-1536). Одним из первых Э. заговорил о народном образовании и провозгласил отношение к труду критерием нравственности, что поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей этой эпохи Осн. пед. идеи ЭР. изложены в его работах «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам»( 1529). «О методе обучения»( 1511). В своем сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества- невежество, тщеславие, лицемерие. Эразм склонялся к свободе вероисповедания. Во всех своих сочинениях Э.Р. определяет необходимость сочетания античной и христианской традиции при выработке пед. Идеалов. С 7 летнего возраста ребенок, независимо от пола, готов к систематическому обучению и воспитанию. А до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Каких-либо особенностей воспитания девочек Э.Р, не признавал, считая, что спец. методы, приспосабливаемые к особенностям женского х-ра- капризам, любви к интригам - только усугубляют эти отрицательные качества. Однако, оговаривал, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме- естествонаучные знания. Высочайшая цель формирования ребенка - воспитание морального долга и религиозного послушания.