Файл: Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока.
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Учитель:Иванова Г.В.
Базовый учебник: авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова. 2014 г. М., «Просвещение»
Тема:Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Цель урока: подвести обучающихся к осмыслению правильного написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени , развивать навыки морфемного разбора
Задачи:
- обучающие: формировать умение строить рассуждение, работать над пополнением словарного запаса;
- развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать исходный материал, развивать навыки работы в парах, группах, содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности;
- воспитательные: создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей, воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты.
предметные: с помощью различных приемов помочь учащимся осознать важность изучения причастий, суффиксов причастий
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы:индивидуальная, работа в парах, группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||
1. | Организационный момент | Приветственное слово учителя: Добрый день! Сегодня нам предстоит потрудиться, чтобы узнать много нового. - Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих)). | Приветствуют учителя | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – вовлечение учащихся в учебную деятельность | ||||
2 | Актуализация знаний | 1.Этимологическая страница. Работа со словарями (толковым, этимологическим). На доске записаны слова РЕСТАВРАЦИЯ – РЕСТОРАН (РЕСТОРАЦИЯ В 19 веке). Вопрос к ученикам: есть ли что-нибудь общее в значении этих слов? Ученики высказывают мнения, те, кто работал со словарями, зачитывают словарную статью. Слова «реставрация» и «ресторан» происходят от лат «восстановление». Реставрация – восстановление первоначального вила вещи, предмета искусства. Ресторан – восстановление сил проголодавшего. Ученики составляют с одним из слов предложение, включив в него причастный оборот, определяют разряд и время причастия. Например: Мы познакомились с художниками, реставрирующими (действ.,наст. вр., ) старинный храм. 2. Индивидуальная работа . Задание (карточки) на тему «Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени» 3. Задание классу( повторение разрядов причастий) На экране задание для 1 и 2 варианта. Выписать из предложенных вариантов только страдательные причастия с существительными. Последующая взаимопроверка (правильные ответы учащиеся могут увидеть на экране)
| Работа со словарем. Работа у доски Работа со словарями Индивидуальная работа Работа по вариантам Работа в парах | Регулятивные (контроль, коррекция знаний, выявление уровня знаний, определение типичных недостатков Выявление качества усвоения учениками материала Развитие способности к оценочной деятельности | ||||
3. | Введение в тему | Ученикам предлагается составить кластер по теме «Суффиксы причастий» Например: Суффиксы причастий Действительные Страдательные наст. прош наст Прош 1 -ущ- (ющ-) -вш- 2. –ащ-(-ящ-) -ш- Вопрос к учащимся: какую часть таблицы нам необходимо заполнить? Ответы учеников: страдательные причастия настоящего времени. | Ученики предлагают свои варианты. | УУД: Регулятивные выделение информации Предметные: выделения общих признаков. Познавательные: умение строить высказывание, выражение собственного мнения. | ||||
4. | Определение темы и целей урока. | - Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Как мы можем сформулировать тему нашего урока? Учитель: Правильно, вы верно сформулировали тему нашего урока. | Формулируют тему и цель урока. | УУД: Регулятивные: формулировать тему и цель урока | ||||
5. | Открытие нового знания. | 1. Объяснение новой темы. Ученикам предлагается на основе наблюдений сформулировать условия написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени. ВЕТЕР, КОЛЕБЛ…ЩИЙ ЛИСТЬЯ (ДЕЙСТ. , НАСТ. ВР) ЛИСТЬЯ, КОЛЕБЛ…МЫЕ ВЕТРОМ (СТРАД., НАСТ ВР) СТРЕЛОК, ВИД..ЩИЙ ЦЕЛЬ. (ДЕЙСТ., НАСТ ВР) ЦЕЛЬ, ВИД,,МАЯ СТРЕЛКОМ (СТРАД., НАСТ ВР) Учащиеся делают вывод, что страдательные причастия, образованные от глаголов 1 спр, имют суффиксы –ОМ, -ЕМ, от глаголов 2 спр – ИМ-. Ученики заполняют оставшуюся часть кластера «Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени» | Ученики определяют условия выбора правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени | УУД Познавательные наблюдение, поиск информации | ||||
| | 2. Работа с текстом учебника. Посмотрим теперь, как учебник даёт определение выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 7класс). | Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы. | Познавательные (наблюдение, поиск информации). | ||||
6. | Закрепление знания |
(слайд презентации) | Выполняют задание с последующей самопроверкой. | Развивать навыки связной речи Регулятивные: проверка уровня усвоения материала | ||||
7 | Физминутка | | . | Коммуникативные | ||||
| | Верное или неверное утверждение: 1.Морфология изучает звуки речи.
времени 5. Причастия не имеют будущего времени. | Выполняют задания с последующим комментированием | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения) | ||||
8. | Контроль усвоения материала | Упражнение учебника 121 , последующая самостоятельная работа ( определение суф. причастий). ЗАДАНИЕ ЕГЭ. Найдите ошибку в употреблении причастного оборота ЧИТАЕМАЯ КНИГА МАЛЬЧИКОМ БЫЛА ИНТЕРЕСНОЙ. КНИГА, ЧИТАЕМАЯ МАЛЬЧИКОМ, БЫЛА ИНТЕРЕСНОЙ ( в причастный оборот не может входить определяемое существительное) | Работают по заданию учебника. Учащиеся исправляют предложение, комментируют | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) | ||||
9. | Итог урока | Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. | Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные самооценка | ||||
10. | Рефлексия | СИНКВЕЙН (Работают в группах, 1 группа защищает синквейн, остальные корректируют) Подобрать слова помогает § учебника 1.ПРИЧАСТИЕ 2. Действительное Страдательное 3. Склоняется Образует Украшает 4. Союз прилагательного и глагола 5. Знание ИЛИ НАПИСАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ О РОЛИ ПРИЧАСТИЯ: Со мною все предметы красивы и приметны. Мир чувств, понятий и вещей, Природный мир и мир людей Могу окрасить в яркий цвет, Такой, что лучше в свете нет. Меня вам надобно беречь – Богатой делаю я речь. Ученикам предлагается отправить телеграмму учителю, о том, -Что знали -Что узнали нового -Что хотели бы узнать Ученики должны кратко сформулировать свою мысль | Составляют, защищают каждое слово. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка) Коммуникативные: выражение своих мыслей Личностные: понимание причин успеха/неуспеха деятельности на уроке | ||||
11 | Домашнее задание | Упражнение 122, орф №50 | Записывают домашнее задание | Личностные Развитие у учащихся творческого мышления |