Файл: Основные показатели эффективности инновационной деятельности.pdf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 235
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА
экономики предприятия природопользования и учётных систем
Реферат
По дисциплине: Инновационный бизнес
ТЕМА: Основные показатели эффективности инновационной деятельности
Выполнила: Терлецкая А.Д.
Студент №3 курса
Группа №ЭП-Б20-1
Преподаватель: Грибановская А.В.
Санкт-Петербург
2023
2
Содержание
Введение …………………………………………………………………………... 3 1. ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………. 4 2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИННОВАЦИЙ………………………………………………………………............ 9 3. ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………… 14
Заключение………………………………………………………………..................18
Список литературы………………………………………………………………… 19
3
ВВЕДЕНИЕ
Изучение инноваций напрямую связано с двумя близкими к науке областями: менеджментом и экономикой. Первый стремится понять внутренние аспекты инноваций, в то время как второй стремится понять последствия их эволюции внутри компаний.
Инновации могут принести преимущества, связанные с бизнесом, как внутренние, так и внешние, особенно за счет более динамичных и эффективных производственных процессов, создания новых продуктов и услуг или улучшения существующих [1].
Прежде всего рассматривая тему данного реферата " Основные показатели эффективности инновационной деятельности”, надо разобраться в том, какие существуют особенности для оценки эффективности инновационной деятельности. Надо понять, какие методы оценки эффективности применяются в настоящее время.
При этом в реферате будут изучены разграничения между инновациями и инвестициями, потому что, учитывая их тесную взаимосвязь, иногда для оценки эффективности инноваций и инвестиций используют одни и те же показатели, что не совсем правильно. Тема данной работы актуальна, так как оценка эффективности инноваций занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в инновационном бизнесе.
Цель моей работы - изучить основные показатели эффективности инновационной деятельности. Для реализации данной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить методологические особенности оценки эффективности инноваций
2. Проанализировать эффективности инноваций и инвестиций
3. Показать пример практического применения показателей эффективности инновационной деятельности.
4 1. ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка эффекта в инновационном менеджменте является важной составляющей не только самого процесса, но и необходимой функцией, которую следует рассмотреть более подробно. Тем не менее, в современной теории и практике инновационного менеджмента до сих пор не существует единой концепции оценки эффективности инноваций. Причина данной научно- практической проблемы состоит в принципиальном отличии инновационных проектов от инвестиционных, для которых разработана единая общепринятая система оценки на основе доходности. Данные отличия состоят в следующем:
1) Прибыльность многих инноваций носит отложенный стратегический характер. Например, управленческие инновации, такие как изменения в организационной структуре компании, приобретения и слияния, внедрение новых методов управления персоналом, переход на новые системы менеджмента качества и т.д., приносят свои плоды на большом временном интервале по отношению к периоду инвестирования. Прибыльность маркетинговых инноваций
- выхода на новые рынки, перемещения товаров, изменения стратегии продвижения и многих других - довольно непредсказуема и часто подлежит оценке только в контексте роста общей конкурентоспособности компании.
2) Инновационная деятельность осуществляется в условиях возрастающей неопределенности ириска, поскольку процесс разработки и реализации проектов занимает много времени, а внешняя среда меняется очень быстро. Это затрудняет для экспертов прогнозирование и оценку конечного результата инновации на ранней стадии.
Поэтому ошибочно оценивать эффективность инновации, копируя методологию оценки инноваций и инвестиционных проектов и прогнозирования инвестиций. Прежде всего, необходимо уточнить виды эффектов в инновациях.
5
Не менее важным является выбор показателей для расчетатого или иного вида эффекта.
Учитывая тот факт, что инновации являются важным фактором развития современного производства, очень важно получать различного рода результаты от внедрения инноваций. Оценка этих результатов важна как на уровне отдельных предприятий(организаций), так и на более высоком уровне управления экономикой.
В зависимости от результатов и расходов, которые учитываются в инновационной деятельности, выделяются следующие виды эффект [1]:
экономический — учитывают все виды результатов и затрат, возникающих в результате инновационной деятельности. Например, экономические выгоды –
это прибыль, полученная в результате лицензирования и применения изобретений, патентов и ноу-хау. К экономическим последствиям также относятся оборот, производительность труда, производительность капитала, оборачиваемость оборотных средств.
научные и технические эффекты характеризуются новизной, простотой, полезностью, практичностью. Например, это количество зарегистрированных патентов или повышение коэффициента автоматизации производства, труда, конкурентоспособности сырьевых товаров;
финансовые они основываются на результатах финансовых показателей;
ресурсный — отображает влияние инноваций на производство и потребление определенного типа ресурса;
социальный – основан на социальных результатах осуществления инноваций.
Например, это увеличение доходов работников, степени удовлетворенности потребностей работников, улучшение условий труда и отдыха, качество жизни;
6
экологический – здесь рассматривается влияние инноваций на окружающую среду. Например, это шум, магнитные волные, яркость, вибрации. Он проявляется в снижении вредных выбросов, сокращение объема отходов, повышение экологичности товаров.
этническо-культурный – он рассматривает, какой побочный эффект дает новый образ жизни, влияют ли в результате адаптации к быстрым изменениям новые технологии, формируют ли они культуру в будущей жизни, систему ценностей, вкусы, нормы поведения.
Их можно представить в виде схемы. Она изображена на рисунки 1.
Рисунок 1 – виды экономических эффектов [6]
Помимо этого, показатели эффективности воздействия инноваций можно разделить по следующим признакам [3]:
место получения:
местный (локальный) уровень;
национальный уровень;
по цели определения:
7
абсолютный;
сравнительный;
по степени увеличения:
одноразовый;
мультипликационный;
по времени учету результатов и расходов:
расчетный период;
годовой период.
Локальный эффект - это результат инновационной деятельности на уровне предприятия или другого любого хозяйствующего субъекта.
Национальный эффект - это общий эффект в области производства и использования инноваций.
Абсолютный эффект – это общий результат, который получает предприятие от инновационных мер в определенный период времени.
Сравнительные эффект – это результат сравнения возможных альтернатив новаторских мер и выбор лучших из них.
Одноразовый эффект – это общий результат (первичный), который получает предприятие от инновационной деятельности.
Мультипликационный эффект - это все результаты инновационной деятельности, которые охватывают не только компании, но и другие отрасли.
Поэтому и возникает мультипликационный эффект, то есть ее умножение.
Продолжительность времени, который принимают во внимание при расчете инновационного эффекта в расчетном периоде, зависит от таких факторов:
срок инноваций;
срок использования объекта инноваций;
степень достоверности источника информации;
8
требования инвесторов.
Общий принцип оценки эффективности инновационной деятельности заключается в сравнение эффекта (результата) от применения инноваций и затрат на их разработку, производство и потребление. Эффект от применения инноваций может охарактеризовать норма прибыли, которая, с одной стороны, может состоять из экономии от сокращения расходов, а с другой - от повышения цен в результате нового качества инновационных продуктов.
Как упоминалось выше, показатели эффективности выбираются для оценки эффективности инноваций. В целом, проблема определения эффективности и выбора наиболее выгодных вариантов внедрения инноваций требует, во-первых, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, производство и внедрение инноваций, и, во-вторых, сравнения результатов, полученных от этого результата, с результатами от использования другой аналогичной инновации варианты. Необходимость быстрой оценки и правильного выбора инновационных вариантов особенно остра в компаниях, использующих быструю амортизацию, для которых необходимо значительно сократить время, необходимое для замены существующих машин и оборудования на новые.
9 2.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИННОВАЦИЙ
Основными показателями экономической эффективности инновационных проектов чаще всего выступают прибыль, период окупаемости, чистый приведенный доход, индекс рентабельности (прибыльности), внутренняя норма прибыли [2].
Норма прибыли — это коэффициент, который рассчитывается как отношение среднегодовой прибыли от инновации к единовременному первоначальному капиталу, который используется для внедрения инновации. Этот показатель по своей экономической сути близок к другому показателю - сроку окупаемости.
Период окупаемости — термин, характеризующий возврат средств за счет внедрения инноваций и получаемую в результате прибыль. Кроме того, срок окупаемости может быть использован для сравнения с банковскими процентами в качестве макроэкономического критерия эффективности распределения инвестиционных ресурсов.
Однако недооценка фактора времени делает эти показатели (прибыль и рентабельность) недостаточно точными, и их использование, в частности, дает приблизительные оценки эффективности инновационного продукта. Следует свести результаты и затраты к одному временному моменту, поскольку стоимость средств варьируется в разные годы, в зависимости от степени отдаленности предполагаемого года, для которого рассчитан эффект. Для этого используйте следующие индикаторы.
● Чистый приведенный доход или совокупный экономический эффект рассчитывается как текущая стоимость денежных потоков за весь период службы инноваций, уменьшенная на текущую стоимость инвестиционных затрат за тот же период.
10
●
Индекс рентабельности или чистая приведенная стоимость определяется как отношение текущей стоимости прибыли за период инновационного проекта на объем инвестиций в этот проект. Этот проект является эффективным если индекс более единицы.
●
Внутренняя норма доходности (прибыльности, рентабельности) — это ставка дисконтирования, согласно которой чистая приведенная стоимость инноваций равна нулю, т.е. дисконтированные денежные потоки инвестиционных затрат и прибыли одинаковы. Модель использования этого показателя при выборе вариантов для инновационных проектов такова: чем он больше, тем выше эффективность проекта. Если внутренняя норма доходности инновационного проекта выше принятой ставки дисконтирования, такой проект будет экономически эффективным и обеспечит положительный объем чистого нового дохода. Кроме того, преимуществом этого показателя является возможность установить "запас прочности" для инновационного проекта.
Внутренняя норма доходности определяется в процентах и сравнивается с максимально допустимым размером. Этот показатель часто используется в качестве первого шага в инвестиционном анализе. Для дальнейшего анализа отбираются инновационные проекты, в которых рентабельность составляет не менее 15-20%.
В практике абсолютная эффективность измеряется по таким показателям
[1]:
1) коэффициент экономической эффективности капитальных затрат:
EP= П/K, где p — это общее количество прибыли при вложении в модернизацию, техническое перевооружение, новые объекты, руб.
П – увеличение прибыли в результате осуществления этого мероприятия, по сравнению с вариантом базового, руб.
K - общая сумма инвестиций, руб.
11
Вычисленное значение коэффициента должно быть сравниваемым с нормативным коеффициентом Ен (порог). Он может быть принятым по аналогу, устанавливаемом ранее централизованно Министерством экономики:
0,15 – при внедрении новой технологии,
0,12 – при строительстве и расширении предприятий.
Часто его субъекты хозяйственной деятельности устанавливают в пределах от
0,06 до 0,25 в зависимости от типа проекта, периода его эксплуатации, финансового состояние самого субъекта. Проект считается эффективным, если Eр больше Ен.
2) срок окупаемости капиталовложений – период времени, когда капитальные вложения окупаются за счет полученного дополнительного дохода
(экономия расходов). Рассчитывается по формуле:
Tp = 1 /Ер.
Срок окупаемости так же сравнивается с нормативным Tн. Проект считается эффективным, если Тр меньше Tн.
3) годовой экономический эффект от реализации проекта:
E = П - Ен * K,
Стоимость инвестиций умножается на стандартный коэффициент экономической эффективности, чтобы достичь тех же значений с течением времени, поскольку прибыль определяется на один год, а инвестиции окупаются в течение нескольких лет. Нормативный коэффициент показывает, какая доля инвестиций должна быть выплачена за год.
Чтобы выбрать наилучший вариант коммерческого решения в процессе реализации инноваций, используются показатели сравнительной экономической эффективности:
12 1) Приведенные затраты:
З=Сі+Ен*Кі,
где Сі, Кі –соответственно ежегодные эксплуатационные расходы и инвестиции для іго варианта. Условием для выбора наилучшего варианта является наименьшее значение затрат. Разница приведенных расходов по двум вариантам характеризует сравнительный эффект от внедрения более эффективного.
В условиях разного объема производства при выборе лучшего варианта определяют долю приведенных затрат (т.е. на единицу производства):
З1=С1+Ен*К1,
где c1 — затраты на единицу продукции, руб.
K1 –доля капиталовложений, руб.
Отличительной чертой современности является оценка социальных результатов инновационной деятельности предприятия. Этот показатель используется непосредственно при расчете экономической эффективности инновационных проектов. Социальный результат инновационного продукта, оцениваемый экономическим показателем, выступает как явление социальное и экономическое одновременно, поскольку удовлетворяет как экономические, так и социальные потребности общества. На практике экономическая оценка социальных результатов касалась оценки параметров среды обитания человека
(промышленной или природной). Существует два способа оценки социальных результатов:
первый — определяют потери от загрязнения окружающей среды;
второй — сравнивают расходы, связанные с реализацией варианта инновационного проекта, от которого загрязняют окружающую среду (нужно добавить расходы, связанные с соблюдением норм окружающей среды), и что не загрязняет окружающую среду.