Файл: Развитие самоконтроля на уроках географии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опыт работы учителя географии Н. С. Калиновской

по теме: «Развитие самоконтроля на уроках географии»

(2008-2009 учебный год)

Одной из форм организации контроля учебной деятельности учащихся является самоконтроль учащихся. Самоконтроль обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение информации о полноте и качестве изучения материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самоконтроль имеет большое психологическое значение, стимулирует учебную деятельность. Учащиеся убеждаются в том, как они овладели знаниями, проверяют правильность выполнения работы. Формирование навыка самоконтроля способствует повышению успеваемости.

В октябре была проведена стартовая работа по составлению плана в 6-х классах с целью отслеживания и проверки степени сформированности умений самоконтроля. Была проведена вводная беседа, выявляющая умения ребят составлять план к прочитанному тексту. Ребятам были даны рекомендации по составлению плана текста и даны нормы оценок самоконтроля. Данную работу ребята выполняли под контролем учителя.

При данной работе использовались следующие приемы:

  1. Прочитывание текста и составление общего представления о содержании прочитанного текста;

  2. Выделение основных вопросов, рассматриваемых в тексте и их озаглавливание;

  3. Проверка правильности работы, нахождение ошибок и их исправление.

В ходе данной работы были получены следующие результаты:

класс

Всего учеников в классе, чел.

Всего писало работу, чел.

Количество учеников, написавших работу на 4 и 5,чел.

Количество учеников, написавших работу на 4 и 5, в %

6 «А»

22

22

15

68

6 «Б»

24

24

17

70

6 «В»

25

25

11

44

6 «Г»

21

21

11

52


Результаты в 6 «В» и 6»Г» классах оказались низкими, поэтому возникла необходимость уделить внимание выработке навыка самоконтроля. В течение ноября работали над развитием навыков самоконтроля, следили за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности и способы устранения обнаруживаемых пробелов. Данную работу ребята отрабатывали не только при составлении плана, но и при закреплении учебного материала или при проверке домашнего задания. Например, при проверке географической номенклатуры или при написании определений ученики самостоятельно оценивали свои знания и выставляли себе оценку. Учителю необходимо было контролировать выставленные оценки с целью проверки и отслеживания правильности выставления оценок.

В декабре был проведен срез с целью оценки результатов учеников относительно установленной нормы. Ученики составляли план и выставляли себе оценку. Каждому на парту был дан примерный план, который необходимо было составить к данному учебному материалу и нормы оценок самоконтроля.

Тема: Рельеф дна Мирового океана

План.

1. Изобретение эхолота позволило начать систематическое изучение рельефа дна Мирового океана;

2. Первые попытки измерения глубин Мирового океана;

3. Получение полного представления о рельефе дна Мирового океана;

4. Материковая отмель- часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200 м;

5. Материковый склон – часть дна Мирового океана, соединяющая материковую отмель и ложе океана;

6. Материковые острова – это острова, расположенные на подводной окраине материков;

7. Глубоководные океанические желоба – особые формы рельефа;

8. Котловины – равнины ложа океана;

9. Срединно-океанические хребты - важнейшее открытие в конце 50-х гг. 20 века;

10. Вулканические острова – это вулканы, поднявшиеся над водой;

11. Атоллы – коралловые острова;

12. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Нормы оценок самоконтроля:

оценка 5 – нет ошибок или найдены все ошибки;

оценка 4 – не найдены 1-2 ошибки;

оценка 3 – не найдены 3-4 ошибки;

оценка 2 – не выполнен объем работ.


Ученики сверяли выданный текст с написанной ими работой, проверяли правильность выполнения, исправляли, если были допущены ошибки, и выставляли себе оценку.

класс

Всего учеников в классе, чел.

Всего писало работу, чел.

Количество учеников, написавших работу на «4» и «5»

Количество учеников, написавших работу на 4 и 5, в %

6 «А»

22

20

16

72

6 «Б»

24

24

16

66

6 «В»

25

25

12

48

6 «Г»

21

21

12

57

В январе проводился этап коррекции. При домашней подготовке задавалась работа по составлению плана прочитанного учебного материала. В классе проверяли работу, находили допущенные ошибки, их исправляли.

В феврале был проведен срез с целью оценки результатов школьника относительно других учащихся.

класс

Всего учеников в классе, чел.

Всего писало работу, чел.

Средний балл

Количество учеников, написавших работу выше среднего балла

Количество учеников, написавших работу на 4 и 5, в %

6 «А»

22

19

4,4

10

53

6 «Б»

24

21

4,3

11

52

6 «В»

25

20

3,5

10

50

6 «Г»

21

20

3,5

9

45

Во всех 6 классах половина класса выполнили работу выше среднего балла.

В марте был проведен срез оценки сегодняшних результатов школьника относительно предыдущих.

класс

Всего учеников в классе, чел.

На начало года написало работу на 4 и 5, чел.

Количество учеников, написавших работу на 4 и 5 в начале года, в %

На конец года написало работу на 4 и 5, чел.

Количество учеников, написавших работу на 4 и 5 в конце года, в %

Стабильное положение или рост, чел.

Снизили результат на конец года, чел.

6«А»

22

15

68

16

72

21

1

6«Б»

24

17

70

17

70

22

2

6«В»

25

11

44

13

52

23

2

6«Г»

21

11

52

12

57

17

4


На начало учебного года на 4 и 5 написало работу 53 чел из 92, что составляет 57%, а в конце учебного года – 58 чел. (63%).



Вывод: результаты самоконтроля по сравнению с началом года изменились незначительно, но все-таки положительная динамика наблюдается. Поэтому целесообразно продолжать работу над формированием навыков самоконтроля в последующих классах.