ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опыт работы учителя географии Н. С. Калиновской
по теме: «Развитие самоконтроля на уроках географии»
(2008-2009 учебный год)
Одной из форм организации контроля учебной деятельности учащихся является самоконтроль учащихся. Самоконтроль обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение информации о полноте и качестве изучения материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самоконтроль имеет большое психологическое значение, стимулирует учебную деятельность. Учащиеся убеждаются в том, как они овладели знаниями, проверяют правильность выполнения работы. Формирование навыка самоконтроля способствует повышению успеваемости.
В октябре была проведена стартовая работа по составлению плана в 6-х классах с целью отслеживания и проверки степени сформированности умений самоконтроля. Была проведена вводная беседа, выявляющая умения ребят составлять план к прочитанному тексту. Ребятам были даны рекомендации по составлению плана текста и даны нормы оценок самоконтроля. Данную работу ребята выполняли под контролем учителя.
При данной работе использовались следующие приемы:
-
Прочитывание текста и составление общего представления о содержании прочитанного текста; -
Выделение основных вопросов, рассматриваемых в тексте и их озаглавливание; -
Проверка правильности работы, нахождение ошибок и их исправление.
В ходе данной работы были получены следующие результаты:
класс | Всего учеников в классе, чел. | Всего писало работу, чел. | Количество учеников, написавших работу на 4 и 5,чел. | Количество учеников, написавших работу на 4 и 5, в % | |
6 «А» | 22 | 22 | 15 | 68 | |
6 «Б» | 24 | 24 | 17 | 70 | |
6 «В» | 25 | 25 | 11 | 44 | |
6 «Г» | 21 | 21 | 11 | 52 |
Результаты в 6 «В» и 6»Г» классах оказались низкими, поэтому возникла необходимость уделить внимание выработке навыка самоконтроля. В течение ноября работали над развитием навыков самоконтроля, следили за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности и способы устранения обнаруживаемых пробелов. Данную работу ребята отрабатывали не только при составлении плана, но и при закреплении учебного материала или при проверке домашнего задания. Например, при проверке географической номенклатуры или при написании определений ученики самостоятельно оценивали свои знания и выставляли себе оценку. Учителю необходимо было контролировать выставленные оценки с целью проверки и отслеживания правильности выставления оценок.
В декабре был проведен срез с целью оценки результатов учеников относительно установленной нормы. Ученики составляли план и выставляли себе оценку. Каждому на парту был дан примерный план, который необходимо было составить к данному учебному материалу и нормы оценок самоконтроля.
Тема: Рельеф дна Мирового океана
План.
1. Изобретение эхолота позволило начать систематическое изучение рельефа дна Мирового океана;
2. Первые попытки измерения глубин Мирового океана;
3. Получение полного представления о рельефе дна Мирового океана;
4. Материковая отмель- часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200 м;
5. Материковый склон – часть дна Мирового океана, соединяющая материковую отмель и ложе океана;
6. Материковые острова – это острова, расположенные на подводной окраине материков;
7. Глубоководные океанические желоба – особые формы рельефа;
8. Котловины – равнины ложа океана;
9. Срединно-океанические хребты - важнейшее открытие в конце 50-х гг. 20 века;
10. Вулканические острова – это вулканы, поднявшиеся над водой;
11. Атоллы – коралловые острова;
12. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Нормы оценок самоконтроля:
оценка 5 – нет ошибок или найдены все ошибки;
оценка 4 – не найдены 1-2 ошибки;
оценка 3 – не найдены 3-4 ошибки;
оценка 2 – не выполнен объем работ.
Ученики сверяли выданный текст с написанной ими работой, проверяли правильность выполнения, исправляли, если были допущены ошибки, и выставляли себе оценку.
класс | Всего учеников в классе, чел. | Всего писало работу, чел. | Количество учеников, написавших работу на «4» и «5» | Количество учеников, написавших работу на 4 и 5, в % |
6 «А» | 22 | 20 | 16 | 72 |
6 «Б» | 24 | 24 | 16 | 66 |
6 «В» | 25 | 25 | 12 | 48 |
6 «Г» | 21 | 21 | 12 | 57 |
В январе проводился этап коррекции. При домашней подготовке задавалась работа по составлению плана прочитанного учебного материала. В классе проверяли работу, находили допущенные ошибки, их исправляли.
В феврале был проведен срез с целью оценки результатов школьника относительно других учащихся.
класс | Всего учеников в классе, чел. | Всего писало работу, чел. | Средний балл | Количество учеников, написавших работу выше среднего балла | Количество учеников, написавших работу на 4 и 5, в % |
6 «А» | 22 | 19 | 4,4 | 10 | 53 |
6 «Б» | 24 | 21 | 4,3 | 11 | 52 |
6 «В» | 25 | 20 | 3,5 | 10 | 50 |
6 «Г» | 21 | 20 | 3,5 | 9 | 45 |
Во всех 6 классах половина класса выполнили работу выше среднего балла.
В марте был проведен срез оценки сегодняшних результатов школьника относительно предыдущих.
класс | Всего учеников в классе, чел. | На начало года написало работу на 4 и 5, чел. | Количество учеников, написавших работу на 4 и 5 в начале года, в % | На конец года написало работу на 4 и 5, чел. | Количество учеников, написавших работу на 4 и 5 в конце года, в % | Стабильное положение или рост, чел. | Снизили результат на конец года, чел. |
6«А» | 22 | 15 | 68 | 16 | 72 | 21 | 1 |
6«Б» | 24 | 17 | 70 | 17 | 70 | 22 | 2 |
6«В» | 25 | 11 | 44 | 13 | 52 | 23 | 2 |
6«Г» | 21 | 11 | 52 | 12 | 57 | 17 | 4 |
На начало учебного года на 4 и 5 написало работу 53 чел из 92, что составляет 57%, а в конце учебного года – 58 чел. (63%).
Вывод: результаты самоконтроля по сравнению с началом года изменились незначительно, но все-таки положительная динамика наблюдается. Поэтому целесообразно продолжать работу над формированием навыков самоконтроля в последующих классах.