Файл: Задача Ознакомиться с научной литературой по исследуемому вопросу. Записать комплименты в речи школьников.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОУ «Новодеревенская СОШ»
Касимовский муниципальный район
Рязанская область.
Исследовательский проект
по русскому языку
Комплименты вчера и сегодня
Работу выполнил обучающийся 9 класса
Гасымова Сафа Интигам кызы
Работу проверил учитель
Русского языка Игошина Л.И
д.Новая Деревня
2022 г.
Цель:
• Изучить историю комплимента.
• Выявить языковые особенности построения комплимента в современной речи.
Задача:
• Ознакомиться с научной литературой по исследуемому вопросу.
• Записать комплименты в речи школьников.
• Рассмотреть особенности построения комплиментов.
•Описать лингвистические приёмы;
языковые ситуации использования комплимента.
Теоретические основы исследования комплимента
• . Этимология слова комплимент
«Словарь современного русского литературного языка» даёт следующее толкование: «Комплимент – это похвала, вызванная стремлением сказать любезность или польстить кому-либо»
Развитие значений слова «комплимент» происходило в испанском языке. Затем они проникли во французский и посредством последнего вошли в массовое употребление в немецком языке.
Следует отметить, что комплимент как элемент речевого действия и воздействия был по достоинству оценён уже в 17 веке: в 1623 году в Германии появились первые письма-комплименты, а чуть позже и первый сборник комплиментов.
В начале 18 века лексема «комплимент» вошла в лексический состав русского языка и впервые появилась в бумагах Петра I 1701 – 1702
В начале 20 веков отождествление комплимента с поклоном, а затем и с приветствием, восходящими к испанскому языку, русским языком было утрачено и употреблялось только по традиции:
«При появлении нового гостя встают и делают комплимент и даже в том случае, когда вновь прибывший не замечает это, и повторяют этот поклон при ближайшей встрече с ним. Находясь с кем-нибудь в беседе, новому гостю кланяются оборотясь к нему всем корпусом, но никак не боком. При подобных комплиментах во всяком случае не становятся спиною к бывшему собеседнику»
Расхождение в толковании комплимента объясняется утратой некоторых значений лексемы, а именно “приветствие” и “поклон”, как следствие изменившихся этикетных норм поведения в обществе.
История изучения комплимента лексема “комплимент” в европейских языках появилась только в начале 17, а в России – в начале 18 века.
При произнесении похвалы особое внимание следует уделять тому, среди кого произносится похвала и восхвалять то свойство человека, которое наиболее ценится у людей данного класса.
В случае, если не находишь, что сказать о человеке самом по себе, Аристотель советует сравнить его с другими, но только с людьми знаменитыми, так как, «если он окажется лучше людей, достойных уважения, его достоинства от этого только выиграют».
При похвале допускается преувеличение, так как похвала имеет дело с понятием превосходства, которое является прекрасным.
В 19 веке сфера использования комплимента значительно расширилась. Он стал элементом устного этикетного общения и трактовался как особенная форма похвалы, знак склонности и привязанности.
На основе изученной литературы о светском этикете , можно четко выделить требования, предъявляемые к использованию этого речевого жанра в IX веке:
• В первую очередь, руководства по этикету советовали избегать говорить комплименты тем людям, с которыми мы знакомы лишь шапочно, или же быть в этом отношении очень осторожными и разборчивыми
• Делать комплименты барышне мужчина мог только тогда, когда «вполне уверился в расположении к себе девушки». Если же он не уверен в её симпатии к нему, «никогда не должен льстить ей, так как грубая похвала приводит девушку к убеждению, что она имеет дело с пустым человеком, слову которого нельзя верить»
• Молодым девушкам и женщинам из скромности запрещалось делать комплименты, «из опасения стать в неловкое положение».
После Октябрьской революции 1917 года в русском обществе произошла смена системы ценностей и в центре внимания оказались совсем иные идеалы. В результате этого вплоть до 80-х годов комплимент не являлся объектом пристального внимания и специального изучения.
Однако, уже начиная с 80-х годов, наблюдается рост интереса к данному речевому жанру. Начиная с этого же времени, сначала зарубежная лингвистика, а затем и современная русистика заинтересовались комплиментом с прагматической стороны.
К этому привела, очевидно, тенденция к предельному упрощению интересующего нас риторического жанра. В рамках прагматики комплимент рассматривается как одна из многочисленных речевых тактик. Её цель – установление контакта и поддержание добрых отношений.
В последние годы комплиментом в целях обучения искусству делового общения стала активно интересоваться практическая психология, риторика. Комплимент рассматривается как необходимый компонент создания доверительной тональности общения, способствующий его эффективности.
Речевая структура комплиментов позволяет нам выделить следующие типы комплиментов:
• Прямой комплимент
• Косвенный комплимент
• Комплимент – антитеза
• Комплимент - ответ
Прямой комплимент:
Построение прямого комплимента достаточно стандартно. Он в основном имеет трёхчастную композицию: обращение, собственно сообщение и мотивацию, т.е. детальную характеристику объекта:
- Лариса Ивановна, Вы на самом деле очень красивы. Ни у кого я не видела таких роскошных волос и выразительных глаз!
В качестве обращения могут выступать:
• Одночленная номинация, представленная именем адресата:
- Оксана, вы как всегда очаровательны!
• Двучленная номинация, состоящая из имени и отчества:
- Елена Сергеевна, Вы замечательный начальник!
• Подлежащее – местоимение:
- Ты сегодня здорово выглядишь.
• Дополнение – местоимение:
- Вам к лицу этот цвет
Косвенный комплимент:
В косвенном комплименте реализуется способность адресанта к нестандартному мышлению и его адекватной вербализации.
В этой группе комплиментов можно выделить несколько подвидов.
• Адресант хвалит не самого адресата, но то, что ему дорого:
- Какие у Вас красивые дети! Своими голубыми глазками и светлыми кудряшками они удивительно напоминают ангелочков!
• Похвала относится к адресату опосредованно:
- Рядом с Вами я особенно остро ощущаю, сколько у меня недостатков!
• Адресант отмечает то положительное воздействие, которое оказывает на него адресат:
- Ваше присутствие оказывает на меня благоприятное воздействие!
Для косвенных комплиментов характерно использование тех же тропов, что и в прямых комплиментах: градации, сравнений, гипербол.
Градация:
- Я люблю бывать в Вашем доме. У Вас всегда так чисто, уютно, спокойно!
Гиперболизация:
- Ни за что бы со всем этим не справилась, если бы не ты!
Комплимент-антитеза:
Так же, как и в косвенном комплименты, здесь реализуется способность адресанта к нестандартному мышлению и его адекватной вербализации.
Комплименты этого типа строятся на антитезе.
- Знаете, мне Вас искренне жаль.… Наверное, нелегко быть такой красивой женщиной?!
Этот вид комплиментов психологии считают самым эмоциональным и запоминающимся. Однако «минус» ни в коем случае не должен перевесить «плюс», иначе результат может оказаться обратным тому, на который рассчитывал адресант.
Подобные комплименты довольно редко содержат мотивацию, поскольку это может придать ему напыщенность и лишить искренности, и состоят из обращения и собственного сообщения:
- Когда я читала вашу книгу, то жалела только об одном… Что её написала не я!
Обращение в таких комплиментах может быть представлено по-разному:
• именем адресата;
• его именем и отчеством;
• местоимением – подлежащим;
• местоимением – определением.
- Знаете, Наташенька, я не могу назвать Вас симпатичной только потому, что Вы на самом деле красивы.
Из всех тропов наиболее частотной в комплиментах – антитезах является использование гиперболы.
Комплимент-ответ:
Комплименты – ответы довольно однотипны. Они редко содержат обращение и мотивацию и состоят в основном, из сообщения о положительном качестве собеседника. В большинстве случаев это сообщение является косвенным комплиментом:
- Вы замечательно танцуете!
- Ну что Вы! С вами это совсем не трудно!
Среди комплиментов – ответов можно выделить два подвида.
• Комплимент является выражением несогласия адресата с заниженной самооценкой собеседника:
- Я такая неуклюжая!
- Я бы этого не сказал.
• Собственно комплимент – ответ, который, в основном, строится по следующей структурной схеме: «То же самое могу сказать и о Вас (тебе)»:
- Ты хорошо выглядишь.
- Спасибо. Взаимно!
Следует сказать о том, что комплименты этого типа рассматриваются адресатом в основном только как этикетная норма и всерьёз воспринимаются крайне редко.
Комплименты в речи современных школьников:
Нам показалось интересным рассмотреть комплимент в речи старших школьников. В комплименте школьника используются восклицательные слова:
- Какой отпад!
В словообразовании встречается использование уменьшительно-ласкательных суффиксов:
- Какой классный прикид!
- Ничего прикидик! Тебе идёт!
Используется жаргонная, сленговая лексика:
- Вау! Стильный прикид!
- Отпадный макияж!
- Ты выглядишь на все сто!
В синтаксисе предложений используются, чаще, всего, короткие односоставные предложения:
- Отпад!
Мы выяснили, что основными тропами, использующимися в комплиментах, являются гиперболы, градации, сравнения, реже – антитезы.
- Ну, ты крутой!
- Ты офигенно выглядишь!
- Зашибатая кофточка!
В построении комплимента наблюдается переход в вопрос:
- Вау, смотри какой классный маникюр!
- Где сделала? В салоне?
Так же комплимент строится как шутка, и редко воспринимается всерьёз:
- Извините, не подскажете дорогу к вашему сердцу?
Как мы заметили, старшие школьники тоже используют разные типы комплиментов. И всё-таки чаще всего используются прямые комплименты:
- Наташа, ты так здорово выглядишь!
- Саня, ты супер!
Косвенный комплимент представлен в речи современных школьников небольшим количеством примеров. В основном тогда, когда речь заходит о родителях, друзьях или родственниках:
- Блин, у тебя такая клевая мама!
- Твоя мама так молодо выглядит! Ни за что на свете не поверила бы, что ей 40 лет!
- У тебя такой классный друг! Неудивительно, что вы так близки.
У учеников встречаются такие комплименты-ответы, где комплимент является выражением несогласия адресата с заниженной самооценкой собеседника:
- Ох, мне кажется я в этом вопросе тупее бревна!
- Ну, я бы так не сказал.
- Последнее время у меня совсем ничего не получается.
- Ты пошутила что ли? Тебе в этом деле нет равных!
Комплимент-антитеза отсутствует в речи современных школьников ввиду того, что для речи современных школьников характерна лаконичность, краткость речи.
В речи современных школьников нет той изысканности комплимента, которая существовала в 18-19 веках. Чем грубее звучит комплимент, тем адекватнее он воспринимается школьником. Возможно, это объясняется потребностью в самовыражении подростка.
По речевой структуре комплименты можно классифицировать следующим образом:
• Прямые.
• Косвенные.
• Комплименты – антитезы.
• Комплименты – ответы.
Как правило, речевая структура комплимента содержит обращение и собственно сообщение. Гораздо реже включается мотивация.