Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 3790

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

medznate.ru
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации»


кафедра нервных болезней,

традиционной медицины

с курсом ПО


НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ


Сборник ситуационных задач с эталонами ответов

для внеаудиторной работы студентов 4 курса,

обучающихся по специальности

060103 - Педиатрия


Красноярск 2012 г.


УДК

ББК

И-


^ Нервные болезни: сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по спец. 060103 – Педиатрия/сост. Л.В. Боброва, Е.В. Шишкина. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2012. – с.203


Составители: к.м.н., доц. Боброва Л.В.,

к.м.н., асс. Шишкина Е.В.,

аспирант Варламов М.Н.


Ситуационные задачи с эталонами ответов полностью соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта ((2000) высшего профессионального образования по специальности 040200 – Педиатрия; адаптированы к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальности 040200 – Педиатрия.


Рецензенты: зав. кафедрой детских болезней с курсом ПО, д.м.н., профессор Ильенкова Н.А.


Профессор кафедры нейрохирургии, неврологии ИПО КрасГМУ им. проф. Войно – Ясенецкого д.м.н. С.А. Шетекаури


Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ (прокол №__от___.___.12г.)


КрасГМУ

2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………….4

^ Общая неврология:

Чувствительная сфера. Проводящие пути чувствительности. Виды, типы расстройств чувствительности ……………………………………………..6

Ответы……………………………………………………………………….11

Рефлекторно - двигательная сфера. Пирамидный путь. Центральный и периферический паралич. Симптомы поражения пирамидного пути на различных уровнях …………………………………………………………………………………...16

Ответы……………………………………………………………………….21

Координаторная сфера. Мозжечок, связи мозжечка, симптомы поражения, различные виды атаксий ……………………………………..26

Ответы……………………………………………………………………….31


Экстрапирамидная система, анатомия, физиология, связи, синдромы поражения …………………………………………………………………..37

Ответы……………………………………………………………………….42

Симптомы и синдромы поражения ствола мозга и черепных нервов (Часть 1,2) …………………………………………………………………..46

Ответы……………………………………………………………………….55

Кора головного мозга ……………………………………………………...65

Ответы……………………………………………………………………….70

Вегетативная нервная система …………………………………………….75

Ответы……………………………………………………………………….80

Ликвор. Синдром повышения внутричерепного давления. Менингеальный синдромокомплекс ……………………………………...89

Ответы……………………………………………………………………….95


^ ЧАСТНАЯ НЕВРОЛОГИЯ


Поражение нервной системы у новорожденных. Недоношенность и церебральные расстройства. Пренатальные и перинатальные поражения ЦНС…………………………………………………………………………102

Ответы……………………………………………………………………...108

Натальная церебральная и спинальная травма. Детский церебральный паралич. Поражения нервной системы при внутриутробном инфицировании (вирусом коревой краснухи, герпеса, цитомегаловирусом, хламидиями, токсоплазмозом). Аномалии развития НС. Гидроцефалия, микроцефалия………………………………………………………………113

Ответы………………………………………………………………………120

Первичные, вторичные, серозные и гнойные менингиты у детей ………127

Ответы……………………………………………………………………...132

Энцефалиты (клещевой, эпидемический, ревматический). Энцефалиты при экзантемных инфекциях……...……………………………………….140

Ответы……………………………………………………………………...145

Демиелинизирующие заболевания нервной системы: рассеянный склероз, лейкоэнцефалиты, лейкодистрофии. Заболевания периферической нервной системы: полиневриты, невриты, радикулиты, плекситы……………………………………………………………………154

Ответы……………………………………………………………………...158

Сосудистые заболевания головного мозга………………………………..165

Ответы……………………………………………………………………...172

Эпилепсия, судорожные пароксизмы в детском возрасте…...................180

Ответы……………………………………………………………………..186

Нервно - мышечные заболевания. Прогрессирующие мышечные дистрофии. Миастения. Клиника, диагностика и лечение. Особенности в детском возрасте…………………………………………………………..192

Ответы……………………………………………………………………..198




ВВЕДЕНИЕ


Сборник ситуационных задач, составленный кафедрой нервных болезней с курсом ПО, для студентов педиатрического факультета соответствует всем требованиям к обучению студентов для додипломного образования.

В сборник включены ситуационные задачи с эталонами ответов по всем темам общей и частной неврологии. Включает в себя следующие темы общей неврологии: по чувствительной, рефлекторно – двигательной, координаторной сфере, экстрапирамидной системе, симптомы и синдромы поражения ствола мозга и черепных нервов, симптомы поражения коры головного мозга и вегетативной нервной системы, синдром повышения внутричерепного давления. В разделе частной неврологии представлены следующие темы: поражение нервной системы у новорожденных, натальная церебральная и спинальная травма, детский церебральный паралич. Поражения нервной системы при внутриутробном инфицировании, менингиты и энцефалиты у детей, демиелинизирующие заболевания нервной системы, сосудистые заболевания головного мозга, эпилепсия, судорожные пароксизмы в детском возрасте, нервно - мышечные заболевания.

Составленные задачи включают в себя подробные описания жалоб, анамнеза, неврологического статуса, современных параклинических методов обследования. Что дает возможность студенту правильно сориентироваться в поставленных пяти вопросах задачи, сформулировать топический, затем клинический и дифференциальные диагнозы и соответственно назначить недостающие методы обследования и адекватное лечение. Применение в педагогическом процессе ситуационных задач имеет большое практическое значение и облегчает студентам усвоение учебного материала.


^ ОБЩАЯ НЕВРОЛОГИЯ


Тема№1: «Чувствительная сфера. Проводящие пути чувствительности. Виды, типы расстройств чувствительности».


Задача №1.

На приеме ребенок 7-и лет с жалобами на сильные боли в правой руке, особенно в области кисти. 3 дня назад во время тренировки в спортивной секции упал на спину с резким отведением правой руки в сторону с ударом о пол.

Объективно: “обезьянья кисть” справа, невозможно сгибание кисти, сгибание I, II и частично III пальцев в проксимальных и дистальных фалангах, неможет сделать противопоставление I пальца. Гипестезия на все поверхностные виды чувствительности по наружной поверхности ладони, тыльной поверхности II, III, IV пальцев. Расстроено суставно-мышечное чувство на тыльной поверхности в области II, ПI и IVпальцев правой кисти.


1. Поставить и обосновать топический диагноз.

2. Как называется и чем характеризуется данный тип расстройств чувствительности?

3. Какие виды нарушения чувствительности существуют?

4. Какие симптомы отмечаются у больного при поражении задних корешков?

5. За какой вид чувствительности отвечают экстерорецепторы?


Задача №2.

В приемной обделение поступил мальчик 10 лет с жалобами на чувство онемение в дистальных отделах пальцев рук и стоп, отмечает слабость в кистях и стопах, изменение походки.

Из анамнеза: 8 дней назад катался на коньяках в холодную погоду, в течение последующих дней стала постепенно нарастать слабость в ногах, изменилась походка.

Объективно: снижена сила дистальных отделов рук и ног до 4-4,5 баллов. Гипотония, гипотрофия мышц кистей и стоп. Резко снижены сухожильные рефлексы на руках, ахилловы рефлексы abs. Выпадение всех видов чувствительности в дистальных отделах кистей и стоп. Походка типа «степпаж».

1. Поставить и обосновать топический диагноз.

2. Когда возникает и как называется описанный тип чувствительности?

3. Какие симптомы наиболее характерны для поражения задних корешков?

4. Какие симптомы натяжения существуют?

5. При поперечном поражении грудного отдела спинного мозга, какой вид нарушения чувствительности наблюдается?


Задача№3

На приеме мальчик 5 лет, с жалобами на отсутствие движений в левой руке.

Из анамнеза: 10 дней назад упал с высоты на левый бок, сильно ударил плече, отмечались гематомы в области левого плеча. После травмы появились боли, онемение, слабость в левой руке.

Объективно: левая рука висит «как плеть», отмечается расстройства глубокой и поверхностной чувствительности по всей поверхности руке, сила мышц в руке 0 баллов, гипотония, гипотрофия мышц левой руки, отсутствует биципитальный, триципитальный рефлексы.

1. Поставить топический диагноз.

2. Как называется описанный тип расстройства чувствительности? Что для него характерно?

3. При множественном поражении задних корешков, какой вид чувствительности нарушается?

4. Какие симптомы наиболее характерны для поражения заднего рога спинного мозга?

5.При каком заболевании чаще всего возникает поражение заднего рога спинного мозга?


Задачи №4

На прием обратилась девочка 11 лет. С жалобами: на стреляющую, опоясывающую боль, идущею от спины к передней стенки живота с права.

Объективно: отмечается боль, утрата всех видов чувствительности по типу широкого полупояса правой нижней части туловища от пупка до паховой складки, кожные брюшные рефлексы средний и нижний справа abs.


1. Поставить и обосновать топический диагноз.

2. Как называется и чем характеризуется описанный синдром?

3.Описать метод исследования симптома Дежерина.

4. Какие симптомы наиболее характерны для поражения передней белой спайки?

5.Дайте определение стереогностического чувства.


Задача №5

На приеме ребенок 10 лет с жалобами на слабость быструю утомляемость в левой руке, не чувствует этой рукой боль.

Из анамнеза: два дня назад во время тренировки (хоккей) неловко упал и ударился спиной.

Объективно: Кисть отечная, плотная. Утрата поверхностной чувствительности (болевой и температурной) в левой руке и правой верхней половине туловища до угла лопатки, глубокая чувствительность сохранена (мышечно-суставная и двумернопространственная) Сила мышц в левой руке снижена до 3 баллов. Сухожильные рефлексы на левой руке abs.

1. Где находится очаг поражения?

2.Как называется приведенный тип расстройства чувствительности?

3. Обосновать топический диагноз.

4. Описать метод исследования симптома Нери.

5. Какие симптомы наиболее характерны для поражения заднего канатика спинного мозга?


Задача №6

На приеме ребенок 8 лет жалуется на слабость в ногах, шаткость при ходьбе.

Из анамнеза: нарушение походки появилось 2 месяца тому назад. Мама стала замечать, что ребенок котралирует походку зрением и если отвлекается, падает.

Объективно: при исследовании чувствительности отмечается утрата тактильной, суставно-мышечной, вибрационной и двумернопространственной, с уровня Д 8-9 книзу по проводниковому типу. При закрывании глаз шаткость усиливается. В позе Ромберга падает в бок. Не удается выполнить коленно-пяточную пробу с обеих сторон из-за грубой интенции.

1. Определить место поражения ЦНС.

2.Обосновать топический диагноз.

3. К какому типу относится данное расстройство чувствительности?

4. Описать метод исследования симптома Лассега.

5. Дайте определение парестезии.


Задача №7

На приеме ребенок 9 лет с жалобами на подергивания мышц языка, снижение силы мышц в левой руке и ноге.

Объективно: лицо симметричное, атрофия и фибриллярные подёргивания мышц правой половины языка. Девиация языка при высовывании вправо. Повышение мышечного тонуса по спастическому типу в левой руке и ноге. Гиперрефлексия сухожильных рефлексов в левой руке и ноге, патологические стопные знаки слева (Бабинского, Россолимо). Гемигипестезией на все виды чувствительности в левых конечностях.