Файл: Статья по теме Воспитание речевой культуры как способ предотвращения словесных конфликтов между школьниками учителя мбоу сош 99.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья по теме

«Воспитание речевой культуры как способ предотвращения словесных конфликтов между школьниками»

 учителя МБОУ « СОШ №99»

Индустриального района г. Барнаула

Колковой Елены Геннадьевны 

Конфликты. Без них не обходится жизнь ни в одном классе, ни в одной школе. Можно сказать, что школьный класс – это благоприятная среда для конфликтов. Ведь мы имеем дело не с добровольным сообществом. В отличие от дружеских компаний, клубов по интересам, школьники не выбирают себе товарищей по учебе. Тем не менее, нужно жить и работать вместе каждый день, несколько часов подряд.
 И конфликты при этом неизбежны. Всем, без сомнения, знакомы ситуации, описанные ниже.

...На уроке ученик постоянно мешает учителю. Он пытается показать себя, блеснуть «геройством» перед товарищами. В то время как учитель читает вслух, перебивает его довольно агрессивными замечаниями в адрес одноклассников, затевает словесную перепалку с товарищем. Раздается что-нибудь вроде: «Пошел ты...» и т.д. Ребенок то и дело провоцирует словами окружающих. После многократных увещеваний и замечаний учитель, в конце концов, вынужден вызвать родителей.
        ...После перемены учитель входит в класс и видит, что один ученик лежит на парте и плачет, другой дерется с девочкой, третий вдруг без видимой причины отпускает оплеуху сидящему на полу товарищу. Большинство учеников к уроку готово, но в целом обстановка возбужденная.

Есть ли объяснение причин возникновения подобных ситуаций? Если вдуматься и восстановить ход событий, то окажется, что источником ссоры, столкновения учащихся стало грубое, обидное, оскорбляющее слово, сказанное одним и вызвавшее ответную агрессию другого. Возник словесный конфликт, который может перерасти в драку. Он отвлекает от учебы, накаляет обстановку в классе. Как сказала поэтесса Наталья Туровая: «Слова для нас пустые звуки, но ведь бывают иногда 
Они убийственнее муки, и жизнь не в радость нам тогда…».

Можно ли научиться избегать словесных конфликтов или разрешать их с минимальным уроном для личности школьника?
Начнем с определения понятия конфликта. В «Популярном словаре русского языка» под редакцией А.П.Гуськовой дается следующее определение конфликта: «Столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие». В Педагогическом энциклопедическом словаре конфликт определяется как «предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями». Под термином «словесный конфликт» такие ученые-лингвисты как Л.В.Чайка подразумевают «нарушение процесса человеческого общения с помощью естественного языка, при котором один из общающихся не полностью понимает либо вообще не понимает другого, отрицательно относится к его манере речевого поведения, его словесно-понятийной базе». Словесный конфликт Л.В.Чайка называет вербальным конфликтом, от лат.verbalis (словесный).


Словесные конфликты между школьниками рассматривают такие исследователи как С.В.Кривцова, Д.И.Фельдштейн. Они выделяют в качестве основных причин возникновения подобных конфликтов следующие:

1. Стереотипные установки родителей, опасающихся, что их ребенку будет нелегко адаптироваться в «жестоком» мире, если он не будет агрессивен в общении. Эти установки выражаются в словесных шаблонах, отличающихся низкой речевой культурой, как, например, «дай ему в морду», «намыль ему шею», «начисти ему харю» и т.д.

2. Неудовлетворительное овладение некоторыми учащимися речевыми умениями и навыками из-за недостаточного внимания к речевой культуре в семье и отсутствия целенаправленного обучения этому в школе.

3. Отрицательный личный опыт речевого общения ребенка как следствие неблагополучной для общения среды в школьном коллективе (практикуемая система «прозвищ», желание «переспорить», «передразнить», навешивание словесных ярлыков и др.).

В исследованиях С.В.Кривцовой, Д.И.Фельдштейна не содержится прямых рекомендаций по предотвращению словесных конфликтов между школьниками и их разрешению, есть только примечание, что данная проблема недостаточно изучена отечественной наукой.

Рассмотрим возможные способы реагирования школы на словесные конфликты за рубежом. В Дании, Германии, Финляндии и США во многих школах существует школьная медиация. Медиация – это процесс, в котором независимая третья сторона руководит общением и переговорами по поводу возможных решений спора или конфликта на базе консенсуса. Медиация проводится взрослыми и учениками в качестве медиаторов. Принимая во внимание важность непосредственного вовлечения подростков в урегулирование конфликтов, в школах создана медиация ровесников. Медиация ровесников – это способ разрешения конфликтов, в том числе и словесных, при котором старшие ученики проводят медиацию с младшими. С тех пор, как начала использоваться медиация ровесников, количество конфликтов между учениками снизилось, так как многие проблемные ситуации разрешаются с помощью медиации ещё до того, как они перерастут из словесного конфликта в драку.

Таким образом, словесный конфликт возникает из-за нарушения норм общения, иногда сознательного, с целью вызвать негативные эмоции у товарища. Причинами появления установки на словесный конфликт являются низкая речевая культура семьи, школьного окружения; стремление казаться агрессивным в целях самозащиты; отсутствие целенаправленного обучения речевой культуре в школе. В настоящий момент достаточно актуальным является исследование характеристики словесных конфликтов между школьниками с целью разработки рекомендаций по их предотвращению и урегулированию, поскольку это поможет создать благоприятную атмосферу в классах для совместного обучения и сотрудничества.



Не секрет, что у подростков наблюдается высокий уровень вербальной (словесной) агрессии. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов. Что же провоцирует агрессивность? Наиболее часто причиной ссор и столкновений являются словесные оскорбления, на втором месте глупые и грубые шутки, на третьем месте – неуважение со стороны одноклассника, которое выражается в словесной форме.

Включенное наблюдение позволили автору статьи собрать языковой материал, провоцирующий словесные конфликты. Весь языковой материал был распределен на три тематические группы.

  • Грубое выражение своего желания: категорические требования (Заткнитесь! Кирюха, замри! Вали отсюда, я сказал! Рот завали! Уткнись, утырок! Засохни, плесень! Гуляй отсюда!); намерение наказать, отомстить (Я тебя сейчас убью, Петров! Я тебя сейчас урою, урод! Ты у меня сейчас довякаешься!); запрещение (Все! Чтобы больше не вякал тут!).

  • Выражение оценки в формах: насмешки (Димон! Кто это говорит: ты или мокрая курица); оскорбления (Ну, что такой тормоз-то? Ты совсем обалдел, что ли? Ты заколебал уже! Ты что, больной что ли? Во всю голову раненый! Ну ты осел тупорылый! Ах ты, овца безрогая!); иронических замечаний (Руку всю изрисовал, папуас. Что ты заладил, как попугай! Ну, заквакала, лягушка!).

  • Угроза: явная, с прямым указанием на последствия в случае невыполнения приказа (Если сейчас кто откроет рот, получит по рогам!); скрытая (Я больше предупреждать не буду! Ты понял или нет? Потом пеняй на себя!).

В целом лексика агрессивных высказываний состоит из слов с прямым значением, но также встречаются случаи употребления слов в переносном значении: Вы что, больные что ли? Отмечается использование оскорбительных сравнений, таких как: Ты что как идиот? Что орешь как козел? Что носишься как угорелый?

Речевое агрессивное поведение проявляется в использовании фразеологизмов: «Одна нога здесь, другая – там, иначе получишь в глаз!»,«Олег, кончай дурака валять?», «Ты что несешь бред сивой кобылы!», «Стоишь тут, уши развесил, пошел вон!»

К сожалению, проявление словесной агрессии в речи современных школьников - довольно обычное явление. Это серьезная проблема, так как усвоение норм речевого поведения происходит именно в школьном возрасте, и потом сложно избавиться от закрепившейся речевой манеры. А ведь она провоцирует окружающих на словесный конфликт, затрудняет эффективное речевое общение, полноценный обмен информацией, а значит и жизнь в обществе в целом.


Именно поэтому всестороннее исследование проблемы словесных конфликтов и составление практических рекомендаций по их предотвращению и разрешению являются необходимым условием, обеспечивающим успешность образовательного процесса и повышающим речевую культуру школьников.

В качестве рекомендации по предупреждению и разрешению словесных конфликтов среди школьников может быть следующее.

В зарубежной воспитательной практике для предупреждения и разрешения словесных конфликтов используют медиаторов-школьников. Однако не во всех отечественных школах есть возможности для внедрения этого опыта. Возможны поиски альтернативы, например, создать при Совете старшеклассников общество под девизом: «За чистоту русского языка и культуру общения». Целью этого общества будет повышение культуры общения школьников через беседы, тематические игры, а в случае возникновения словесного конфликта – через его культурное разрешение. Вот примерный сценарий беседы под названием: «Зеркало словесного конфликта» для учащихся 6-7 классов.

«Зеркало словесного конфликта»

Цель: создать условия для осознания ненормальности речевой агрессии и словесных конфликтов в поведении культурного человека; пробудить желание совершенствовать культуру своей речи.

Оборудование: слайды с собранным в ходе наблюдения за словесными конфликтами языковым материалом, зеркало на парте каждого участника, чистый лист бумаги, ручка.

Ведущий: В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из вашей школьной жизни.

Собеседование по вопросам: По каким признакам можно судить о культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы правил вежливости в общении с людьми?

Практикум: Ребята, сейчас вы увидите на слайдах слова, которые употребляются вами, когда вы ссоритесь, хотите обидеть друг друга. Возьмите в руки зеркало и по очереди произносите эти выражения вслух, наблюдая за своим лицом. Что вы заметили? Нравитесь ли вы себе сейчас?


Я хочу прочитать вам стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Близнецы»:

Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.

Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.

Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:

— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко.

Поделитесь впечатлениями от услышанного. Почему автору стало жутко смотреть на близнецов? А ведь произнося грубые слова, вы тоже становитесь похожи друг на друга некрасивым выражением лица, кривящимися от злобы его чертами. Скажите честно, хочется ли вам быть красивыми в глазах одноклассников, уважаемыми в классе людьми? А что для этого нужно?

Я попрошу вас взять в руки ручки и придвинуть к себе лист бумаги. Напишите «перевод» на язык уважающих себя, культурных людей тех слов, что вы видите на слайде. Пусть это станет первой страничкой «Словарика культурного человека», которым вы станете пользоваться в общении с одноклассниками. Если затрудняетесь, давайте все вместе проделаем эту работу.

Ребята, давайте встретимся снова, и вы скажете мне, уменьшилось ли количество ссор слов в вашем классе из-за грубых и обидных слов.

Итак, словесный конфликт возникает из-за нарушения речевых норм, которое осуществляется говорящим намеренно, с целью затруднить общение или вызвать негативные эмоции. Словесные конфликты являются неотъемлемой частью школьной жизни. Причины их возникновения кроются в низкой речевой культуре семьи, школьного окружения; стремлении казаться агрессивным в целях самозащиты; отсутствии целенаправленного обучения речевой культуре в школе. О наличии словесного конфликта свидетельствует агрессивная манера общения в классе, общая атмосфера подавленности, неблагополучия. Дети неуютно чувствуют себя в классе, им сложнее учиться, общаться, реализовывать свои способности. Преодолеть негативное влияние словесных конфликтов, снизить частоту их возникновения можно, целенаправленно повышая культуру речи, речевого общения учащихся, очищая их словарь от сниженной лексики.