Файл: Практическая работа 9 Решение экспериментальных задач Цель работы Оборудование и реактивы Ход работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 9
Решение экспериментальных задач
Цель работы:
Оборудование и реактивы:
Ход работы
1. Инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянной посудой, химическими веществами. Оказание первой помощи при попадании щелочи или кислоты на кожу, глаза.
2. Выполните опыты
3. Оформите таблицу
Что делали | Наблюдения | Вывод Полное и сокращённое ионные уравнения реакции. |
Опыт 1. Осуществите реакции, схемы которых: Вариант 1. а) Ba2+ + CO32- ⟶ BaCO3↓; б) H+ + OH- ⟶ H2O; в) Fe0 ⟶ Fe2+ Вариант 2. а) CuO ⟶ Cu2+ ; б) 2H+ + CO32- ⟶ CO2↑ + H2O; в) Cu2+ + S2- ⟶ CuS↓ | | |
Опыт 2. Проделайте реакции между следующими веществами: а) сероводородной и хлорной водой; б) раствором иодида калия и хлорной водой; в) соляной кислотой и алюминием; г) концентрированной серной кислотой и медью (при нагревании). Составьте уравнения реакций | | |
Опыт 3. Пользуясь растворами и веществами, находящимися на столе, получите: Вариант 1:а) гидроксид железа (III); б) сульфид меди (II); в) оксид серы (IV); Вариант 2: а) карбонат магния; б) медь; в) аммиак. | | |
Вывод по работе: достигнута ли цель? Что именно изучено?
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
2.1. Освободите рабочее место от ненужных для работы предметов и материалов.
2.2. Четко определите порядок и правила безопасного проведения работы.
2.3. Проверьте наличие и надежность посуды, приборов, необходимых для выполнения задания.
2.4. Начинайте выполнять задание только с разрешения учителя.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Во время работы соблюдать тишину, работать сидя.
3.2. Особую осторожность соблюдайте при работе со щелочами и кислотами.
3.3. При пользовании склянкой с кислотой необходимо следить, чтобы на каждой склянке было четкое название кислоты. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание ее порчи оказывалась сверху.
3.4.При разбавлении или укреплении растворов кислот льют кислоту большей концентрации в сосуд с кислотой меньшей концентрации; при изготовлении смеси кислот необходимо вливать жидкость большей плотности в жидкость с меньшей плотностью.
3.5. Приливают кислоту по стеклянной палочке с предохранительным резиновым кольцом внизу. Налив определенную порцию кислоты, размешивают содержимое сосуда, в котором готовят раствор. Первые порции обычно делают небольшими. Во время растворения следят за температурой жидкости и не допускают перегрева, иначе сосуд может лопнуть.Растворение концентрированной кислоты в воде (особенно сульфатной)сопровождается сильным нагреванием и разбрызгиванием жидкости, что может привести к ожогам.
3.6. Во избежание ожогов полости рта, а также отравления, запрещается набирать растворы кислот, щелочей в пипетку ртом. Для засасывания этих веществ следует пользоваться пипеткой с различными ловушками и резиновой грушей.
3.7. Растворять щелочи необходимо в фарфоровой посуде, медленно добавляя в воду небольшие порции щелочи или непрерывным перемешиванием. Кусочки щелочи можно брать только пинцетом или щипцами.
3.8. Правильно нагревайте над пламенем спиртовой горелки в пробирке растворы кислот, щелочей. Нагревание выполняйте очень аккуратно. Нагревайте постепенно пробирку над пламенем горелки, далее нагревайте над верхней частью пламени, не дотрагиваясь дном пробирки к фитилю спиртовки, чтобы пробирка не лопнула.
3.9. Запрещается:
- использовать кислоты и щелочи не по назначению;
- переносить по кабинету посуду с кислотами и щелочами;
- нюхать и пробовать на вкус кислоты и щелочи;
- смешивать кислоты и щелочи без разрешения учителя.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В случае возникновения аварийной ситуации и несчастного случая учащиеся обязаны сообщить учителю.
4.2. При работе с кислотами и щелочами в кабинете химии возможны несчастныеслучаи: отравление, химические ожоги. Во всех случаях после оказания первой помощи следует обратиться в медицинское учреждение.
4.3. В случае пролива кислоты ее необходимо убрать. Лучший способ уборки засыпать лужусухим кварцевым песком. Его перемешивают на месте разлива, а затем, собрав в совок, выбрасывают или зарывают в землю. После уборки песка место разлива обрабатывают 10 - 15%-ым раствором соды, а затем моют водой.
4.4. При попадании раствора кислоты на руки, пораженный участок кожи промывают сильно скользящей струей холодной воды в течение 10—15 мин. После промывки на обожженное место накладывают пропитанную водным 2%-м раствором питьевой соды марлевую повязку или ватный тампон. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют влагу фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений.
4.5При попадании щелочи необходимо промыть пораженное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10—15 мин.) и тщательным. Для нейтрализации проникшей в поры кожи щелочи на пораженное место после промывания накладывают повязку из марли или ватный тампон, пропитанные 5%-мраствором уксусной кислоты. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют воду фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений.
4.6. При попадании капель кислоты в глаза их промывают проточной водой в течение 15 мин. после этого — 2%-м водным раствором питьевой соды. После этого пострадавшего отправляют в лечебное учреждение.
4.7. При попадании в глаз щелочи немедленно следует промыть их проточной водой из фонтанчика в течение 15-20 мин. После этого глаза ополаскивают 2%-м раствором борной кислоты и закапывают под веки альбуцид. После оказания первой помощи нужно незамедлительно обратиться к врачу-окулисту.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
5.1. После окончания выполнения опытов приведите свое рабочее место в порядок.
5.2. Сдайте лаборанту оборудование и реактивы.
5.3. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.
5.4.С разрешения учителя или лаборанта организованно покинуть кабинет