Файл: Евразийский национальный университет им. Л. Н. ГумилеваКафедра Экономика и предпринимательство.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Кафедра «Экономика и предпринимательство»
Дисциплина:
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 14. Внешние эффекты и
асимметрия информации
Лектор: к.э.н., ассоц. профессор
Сейтхожина
Джамиля Алибековна
Цель лекции:
исследовать отрицательные и положительные внешние эффекты и информацию как рыночный ресурс.
План лекции:
1. Внешние эффекты. Отрицательные и положительные внешние эффекты.
2. Корректирующие налоги (субсидии) и их роль в регулировании эффектов.
3. Теорема Коуза.
4. Асимметрия информации.
Методические указания к лекции:
Рассмотреть отрицательные и положительные внешние эффекты, корректирующие налоги (субсидии) и их роль в регулировании эффектов.
Изучить основные положения теоремы Коуза.
Понять, что такое асимметрия информации, как преодолеть асимметрию информации.
1. Внешние эффекты. Отрицательные и положительные
внешние эффекты
• Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме.
• При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц.
• Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо
отрицательный внешний эффект
для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен).
• Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо
положительный внешний
эффект.
• Под
внешними эффектами
, или экстерналиями, понимается влияние последствий сделки на благосостояние третьих лиц, т.е. на тех, кто не имеет к сделке никакого отношения, находится за рамками контракта.
• По характеру воздействия на третьих лиц экстерналии разделяются на положительные и отрицательные.
• В случае
положительных экстерналий
часть полезности производителя переходят на третьих лиц, на общество.
Поэтому, тот, чья деятельность порождает положительные внешние эффекты, недополучает часть предельной полезности, или выгоды, от создаваемого блага.
• Рассмотрим примеры создания положительных экстерналий.
Хрестоматийным является пример фермера, который сделал колодец, чтобы поить лошадей на пастбище или прорыл отвод реки к своему участку и теперь этой водой могут бесплатно воспользоваться его соседи. Они получают дополнительную полезность за счет фермера, который все издержки взял на себя.
• В случае
отрицательных экстерналий
фирмы перекладывают часть расходов на третьих лиц, уменьшая их благосостояние, и получают дополнительный выигрыш за их счет. Самый распространенный пример – загрязнение окружающей среды. Вредные выбросы в атмосферу из заводских или выхлопных труб ухудшают здоровье жителей города, вследствие чего они чаще болеют.
• Внешние эффекты
— это издержки или выгоды третьих лиц (не участвующих в производстве) от какой-либо активности.
• Однако проблема экстерналий заключается не только во влиянии результатов сделки на третьих лиц. Причина этого кроется в неэффективном распределении ресурсов или прав на их использование.
Внешние эффекты в экономике:
положительные
и
отрицательные
Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара - это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.
• Если цементный завод делает выбросы в атмосферу,
их объем зависит от объема производства (рис. а).
Предложение без учета цементным заводом отрицательного воздействия на окрестных жителей показано линией S
2
• Тогда как если бы его заставили оплатить все социальные издержки, то предложение было бы на меньшем уровне.
• Поскольку Q
2
> Q
1
имеет место перепроизводство благ, производство которых связано с отрицательными внешними эффектами. Если производителя заставить оплатить внешний эффект (перейти из точки равновесия
А в точку равновесия В), то цены возрастают, а объемы производства снижаются.
• Треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике от отрицательных внешних эффектов.
•
Если цементный завод делает
выбросы в атмосферу, их объем
зависит от объема производства
(рис. а). Предложение без учета цементным заводом отрицательного воздействия на окрестных жителей показано линией S2.
•
Тогда как если бы его заставили оплатить все социальные издержки, то предложение было бы на меньшем уровне.
•
Поскольку Q
2
> Q
1
имеет место перепроизводство благ, производство которых связано с отрицательными внешними эффектами. Если производителя заставить оплатить внешний эффект (перейти из точки равновесия А в точку равновесия В), то цены возрастают, а объемы производства снижаются.
•
Треугольник ABC показывает
снижение эффективности в
экономике от отрицательных
внешних эффектов.
• Если же завод строит дорогу (рис.б),
он приравнивает свои частные выгоды к предельным социальным издержкам, и объем производства устанавливается на уровне Q
1
, (в точке А).
• Однако если бы выгоды от положительных внешних эффектов были получены производителем, объем производства составил бы Q
2
(точка В).
Поскольку имеет место недопроизводство благ, производство которых связано с положительными внешними эффектами. Спрос на дороги у завода D
1 будет меньше спроса общества на дороги D
2
, и спрос общества не удовлетворяется, поскольку общество не мотивирует завод увеличить производство.
•
Если же завод строит дорогу
(рис.б),
он приравнивает свои частные выгоды к предельным социальным издержкам, и объем производства устанавливается на уровне Q
1
, (в точке А).
•
Однако если бы выгоды от положительных внешних эффектов были получены производителем, объем производства составил бы Q
2
(точка В). Поскольку имеет место недопроизводство благ, производство которых связано с положительными внешними эффектами. Спрос на дороги у завода D
1 будет меньше спроса общества на дороги D
2
, и спрос общества не удовлетворяется, поскольку общество не мотивирует завод увеличить производство.
• Треугольник ABC показывает снижение эффективности
в экономике в результате недопроизводства благ с
положительными внешними эффектами.
• Чтобы сократить перепроизводство благ с
отрицательными внешними эффектами и уменьшить
недопроизводство благ с положительными внешними
эффектами,
необходимо приблизить предельные частные издержки MPC (выгоды) к предельным социальным издержкам MSC (выгодам).
• Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий.
• Предельные общественные издержки (MSC) - это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек. MSC= MEC+ MPC
2. Корректирующие налоги (субсидии) и их роль в
регулировании эффектов.
Корректирующий налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов. При достижении размера корректирующего налога отрицательные внешние эффекты трансформируются во внутренние.
Корректирующая субсидия
— субсидия производителям экономических благ, приближающая
(за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов. При достижении размера корректирующей субсидии положительные внешние эффекты трансформируются во внутренние.
• Если индивидов по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно заставить оплатить полученный положительный внешний эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное.
• Чистое общественное благо
— благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от факта оплаты ими данного потребления.
• Чисто общественное благо обладает сразу двумя свойствами, которые лежат в основе невозможности или нецелесообразности принуждения к оплате: неизбирательностью в потреблении и неисключаемостью в потреблении.
• Неизбирательность
означает, что потребление блага одним человеком не снижает (значимо) возможность потребления данного блага другими людьми. Примером может стать регулировщик ГИБДД, производящий безопасность движения.
Сколько бы ни проезжало машин, они одинаково пользуются его услугой.
• Неисключаемость
означает, что невозможно (невыгодно) не допустить людей к потреблению блага, если они отказались платить. Примером могут стать услуги милиции. Даже если человек уклоняется от выплаты налогов, он имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов. Примером чисто общественного блага может стать оборона, которая обладает сразу двумя свойствами.
• Если потребители, получающие выгоду от потребления общественных благ, знают, что могут не платить за это благо (и соответственно не платят), возникает
проблема безбилетника.
В результате производство таких благ невыгодно для частных фирм, но необходимо для общества. Более того, эффективен свободный доступ к таким благам. Ведь увеличение потребления общественного блага не вызывает увеличения издержек, а общая полезность от потребления при этом увеличивается. Проблема безбилетника в большинстве
случаев решается государством через финансирование
производства или субсидирование потребления
общественных благ за счет средств, поступивших от
налогообложения.
3. Теорема Коуза
• Теорема Коуза гласит: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности».
Теорема Коуза-Стиглера
• Теорема Коуза
— утверждение о том, что если частные стороны имеют возможность прийти к соглашению не неся дополнительных издержек по распределению ресурсов, они в состоянии решить и проблему внешних эффектов.
• Насколько эффективно справляется частный рынок с
проблемами внешних эффектов?
• Теорема Коуза
(названная в честь ее автора экономиста
Рональда Коуза) утверждает, что в некоторых случаях он может быть очень эффективным. Если частные стороны имеют возможность прийти к соглашению не неся излишних издержек по распределению ресурсов, частный рынок всегда решит проблему внешних эффектов и эффективно распределит ресурсы.
• Чтобы убедиться в справедливости теоремы Коуза,
рассмотрим
пример. Предположим, что у Дика есть собака по кличке Спот. Спот лает и мешает Джейн, соседке Дика. Дик извлекает выгоду из того, что держит собаку, которая создает отрицательный внешний эффект для Джейн. Должен ли Дик
побить Спота и заставить его замолчать или Джейн должна
страдать из-за несдержанности Спота?
• Сделаем вывод:
теорема Коуза утверждает, что отдельные
экономические агенты имеют
возможность самостоятельно
решить проблему, связанную
с внешними эффектами.
• Каким бы ни было первоначальное распределение прав, заинтересованные стороны всегда могут заключить взаимовыгодную сделку и достичь эффективного результата.
• Итак, внешние эффекты могут быть устранены, если права собственности на ресурсы четко определены и есть возможность свободно обмениваться ими.
Данная идея получила название теоремы Коуза.
• Условие выполнения теоремы Коуза, а именно количество участников переговоров по устранению внешних эффектов, определяется правилом рационального поведения: МС = МU.
• Распространение положительных экстерналий можно приравнивать к созданию общественного блага, а отрицательные экстерналии – рассматривать как общественное антиблаго. Решение проблем с общественными благами занимается государство.
• Если за устранение отрицательных экстерналий берется государство, оно может действовать двумя способами.
• Во-первых,
облагать создателей негативных внешних эффектов корректирующими налогами.
• Во-вторых,
разработать нормы допустимого воздействия на внешнюю среду, экологические стандарты либо напрямую обязать фирмы применять очистительные сооружения и технологии, использовать относительно чистые, незагрязняющие способы производства.
4. Асимметрия информации
• Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.
Неблагоприятный отбор
• Если бы асимметрия информации и порождаемые ею эффекты сказывались только на рынках подержанных вещей, едва ли она заслуживала бы того внимания, которое сегодня уделяется ей в экономической науке.
• Но в действительности она распространена весьма широко; вероятно, не будет преувеличением сказать, что в той или иной мере асимметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других - весьма значительно. В примере, рассмотренном в предыдущем разделе, продавцы располагали конкретной информацией о товаре, покупатели оценивали его статистически. Такая ситуация характерна для товарных рынков, но не только для них.