Файл: Формирование благоприятного социально психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Кораблекрушение» Дети сидят в кругу. Учитель предлагает решить совместно следующую ситуацию: «Наш корабль потерпел крушение. Мы выброшены на необитаемый остров. Наша задача распределить обязанности для обеспечения жизни». Дети сообща решают, кто чем будет заниматься, какой вид деятельности будет выполнять. Учитель попутно получает информацию об увлечениях и интересах детей.

«Семья» Учитель предлагает детям представить, что ребята класса одна большая семья, к нам пришел фотограф. Наша задача распределить роли в семье и занять места для фотографии.

В данных играх дети приобретают опыт совместной деятельности, умению общаться между собой, находить выход из создавшейся ситуации, взаимодействуя между собой.

3 блок игр. Снятие барьера при знакомстве.

«Поём имя» Дети вместе с учителем садятся в круг. Инструкция: представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам необходимо друг с другом познакомиться. По порядку каждый пропоёт своё имя, а следом за каждым из вас имя пропоют хором.

«Ласковое имя» Дети сидят в кругу. Инструкция учителя: вспомните, как вас ласково зовут родные и близкие. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадает, называют одно или несколько своих ласковых имен, как называют вас дома родители. В итоге обучающиеся запоминают ласковые имена одноклассников. А учитель получает информацию об отношении родителей к ребенку. Как правило. Если в семье отношения неудовлетворительные, то ребенок затрудняется назвать свое ласковое имя.

Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение, каждому ученику хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию в школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего – глазами учителя. Отношение учителя к ученику – индикатор отношений к нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети. Корректно подхожу к оценке поведения ученика и его школьных неудач. Каждый ученик индивидуален, вне зависимости от их личностных характеристик, интеллектуального развития, психического состояния я не выделяю кого – то из них, не подчеркиваю чью – то привлекательность, не показываю, что кто – то нравится мне больше других. Бывает, что у учителей с первых дней выделяются «любимчики» они раздают и собирают тетради, ведут контроль над поведением и дежурством, выполняют другие поручения учителя. В результате происходит расслоение класса, которое отнюдь не способствует установлению дружеских взаимоотношений между учащимися. Важная цель воспитательной работы – привить ребенку чувство, что класс, школа не являются чужой группой людей. Задача учителя быть наглядным примером отзывчивого, готового прийти на помощь.


В создании благоприятного психологического климата в классном коллективе является труд – один из главных факторов приобщения детей к материальной культуре общества, средством их социальной ориентации по отношению к «взрослой» жизни. Из всех видов деятельности труд играет важную роль в сплочении и развитии детского коллектива. Совместная деятельность воспитывает у учащихся взаимопомощь, самостоятельность. Указываю ребятам на необходимость оказывать помощь слабым, учитываю темперамент и физические возможности при распределении заданий. Особое внимание при подведении итогов обращаю на то, что одному справится с работой намного труднее. В результате обучающиеся начинают осознавать важность совместной деятельности.

Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов. Это комплекс знаний по физиологии, психологии, гигиене, педагогике, это умение увидеть и понять в каждом то - особенное, индивидуальное, что отличает его от всех. И то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть.