Файл: Памятники истории и культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Раздел долгосрочного плана: Развитие культуры
Подраздел: Традиционная культура казахского народа – наследие степной цивилизации


Школа: КГУ «Долматовская ОШ»

Дата:

ФИО учителя: Куприна М.А.

Класс: 10

Участвовали: 9

Отсутствовали:

Тема урока

Памятники истории и культуры

Исторический концепт

Значимость

Учебные цели для достижения на этом уроке

10.4.1.5 исследовать известные памятники истории и культуры степной цивилизации;

10.4.1.6 классифицировать памятники истории и культуры, учитывая их типологические особенности;

Цель урока

Все: опишут и классифицируют памятники истории и культуры казахского народа, учитывая типологические особенности

Большинство: нанесут на контурную карту памятники истории и культуры казахского народа по типологии

Некоторые: оценить значимость памятников для казахского народа

Критерий оценки

Все: распределят особенности памятников истории и культуры по типу

Большинство: укажут на контурной карте памятники истории и культуры, их месторасположение, типологию, легенду карту (обозначение)

Некоторые: оценят значение памятников для казахского народа

Языковые цели


Умение слушать друг друга и дополнять ответы других.

Читательские навыки в групповой работе.

Понимание важности поддержки сохранения памятников для казахского народа

Лексика и терминология:

Мавзолей, мазар,

Полезные выражения:

-Я считаю…

-Я думаю…

Привитие ценностей

Патриотический акт «Мәңгілік ел» - единство истории, культуры и языка

Межпредметная связь

Всемирная история, география

Предшествующие знания по теме

Материальную культуру и прикладное искусство, традиционное мировоззрение казахского народа




Ход урока




Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Ресурсы




Начало урока

1 мин


  1. мин



2 мин


Позитивный настрой на урок

Прием "Обмен настроением".

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

 (У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Проверка домашнего задания.

Заполнить таблицу

Традиция

Описание













Взаимооценивание по листам оценивания в парах

Выход на тему урока.

У. Что изображено на картинках? Определите тему нашего урока?





ПСМ

Прием: «Древо знаний» учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. По ходу изучения материала, записывают на листочках 5 вопросов, затем листочки сдают. Наиболее интересные оцениваются.

Тема: Памятники истории и культуры

Цель урока:

*Деление класса на 3 группы, прием «Фигура» (учащиеся делятся на группы по геометрическим фигурам)

Карточка «Словарь настроений»

Приложение 1

Лист оценивания




Середина урока

10 мин

10 мин


10 мин

Задание для всех:

Приём «Ментальная карта» (ГР)



Описывают и классифицируют памятники истории и культуры казахского народа по типологическим особенностям

Дескрипторы:

  1. классифицируют по типам: находят 1 тип памятников

  2. классифицируют по типам: находят 2 тип памятников

  3. обозначают месторасположение памятников

Каждая группа презентует свою работу в форме кластера

Взаимооценивание: «Светофор»

зеленый цвет: «Информация понятна»

желтый цвет: «Возникли вопросы»

красный цвет: «Надо еще поработать»

Задание для большинства:

Прием

(ИР) нанесите на контурную карту памятники истории и культуры казахского народа



Дескрипторы:

Правильно отмечают на карте месторасположение памятников по типам:

  1. Градостроительные: Туркестан, Сауран, Сыгнак, Сайрам, Сарайшык, Сузак.

  2. Культовые: мавзолеи Жанибек хана, Есим хана, пещера Кенесары, мавзолей Раимбек батыра, мавзолей Агыбай батыра, мавзолей Карасай и Агынтай батыров.

Взаимооценивание В ПАРАХ на листах оценивания.

Задание для некоторых:

Написать эссе по формуле «ПОПС» на тему «Значение памятников истории и культуры для казахского народа»

ПОПС - это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения: П-позиция, О-обоснование, П-пример, С-следствие.

(ИР) оценят значение памятников для казахского народа

Дескрипторы:

  1. Аргументирует значимость памятников для казахского народа

  2. Отмечает важность сохранения традиций народа

  3. Доказывает значение памятников истории и культуры для казахского народа


Самооценивание: Метод – «Кулак-ладонь»

Используется 3 жеста:

- раскрытая ладонь, если они уверены, что достигли цели и ожидаемого результата;

- три пальца вверх, если они считают, что частично преуспели в достижении цели, но следует еще поработать;

-кулак, если они считают, что сделали незначительные успехи


Раздаточный материал

Приложение 2

Лист оценивания





Конец урока

2 мин

Рефлексия учеников в конце урока:


Урок

Я на уроке

Итог

1.интересно

1.работал

1.понял материал

2.скучно

2.отдыхал

2.узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял









Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности








В течении урока дифференциация прослеживается в заданиях разного уровня сложности: (по Таксономии Блума: анализ, синтез, оценка).

Тематическое понимание будет у всех учащихся, однако скрытая дифференциация проявится в том, что более успешные ученики покажут свой высокий уровень навыков применения, определяя значение памятников истории и культуры для казахского народа. Менее успешным ученикам будет оказана индивидуальная поддержка в групповом обсуждении задания, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников.

Деление класса на группы будет проходить на основе учета индивидуальных особенностей учеников.

Взаимооценивание, приемы «Ментальная карта», «Светофор», «Кулак-ладонь», взаимооценивание в парах,





Приложение 1.
«Словарь настроений»


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Городище Сузак
Древний город Сузак был первой столицей Казахского ханства с 1465 по 1469 годы. Второй раз этот титул ему достался с 1511 по 1521 годы. Сузак был ханской ставкой Жанибека и Керея – родоначальников ханства. Город имел важное экономическое и социальное значение. Однако в 17-18 столетиях Сузак был сильно разрушен джунгарами.

Сузакские мавзолеи пользуются широкой известностью как объекты паломничества. Наиболее почитаемым из них является мавзолей Кара-Бура. Этот памятник XIX в. установлен, согласно местному преданию, над могилой современника и близкого сподвижника Ходжи Ахмеда Яссави. По местным представлениям, к разряду священных относится и растущий рядом с могилой тополь. Вокруг мавзолея образовался большой некрополь, а в недавнее время построен современный мемориал и комплекс зданий для ритуального обслуживания паломников.

Где находится: в 180 километрах от Шымкента



Городище Сыганак VІ-ХІХ вв
Точных данных о том, когда этот город стал столицей Казахского ханства, нет. Первые упоминания о Сыгнаке датируются X веком. Это крупный торговый и ремесленный центр на караванном пути, проходившем от гор Тянь-Шаня вниз по Сырдарье и далее к северному побережью Каспия. В 1219 г. город разрушен монголами, но во второй половине XIII века возродился, поскольку в городе функционировал один из монетных дворов Золотой Орды.

Главные причины священности города для казахского народа: во-первых, за свою историю около 2 тысяч лет город являлся столицей канлы, Кипчакского ханства (XI-XII вв.), Белой Орды (XIII-XIV вв.), Абулхаирского ханства (XV в.), Казахского ханства (XVI в.), во-вторых, возрождение жизни, несмотря ни на какие нашествия.

Где находится: на востоке современной Кызылординской области, в 20 км севернее реки Сырдарьи, в 2 км северо-западнее аула Сунак-ата.




Городище Сарайшык ХІІІ –ХVI вв
Сарайшык был торговым центром Алтын Орды, святое место, где возник первый на западе религиозный центр ислама, очаг науки и культуры. В начале ХVІ века был столицей Казахского ханства. На этой земле жили и похоронены

казахские ханы и другие уважаемые люди, сейиды, шейхи, муллы, хаджи, хафизы, суфии, дауричи, которые считались потомками пророка Мухаммеда. Пантеон Сарайшык был святым местом для захоронения повелителей и знаменитых людей. Город сыграл большую роль в судьбе казахского народа.

В 1982 году указом Правительства КазССР развалины города Сарайчик были объявлены памятником истории и культуры и взяты под охрану. Где находится: в 50 километрах к северу от города Атырау




Сауран

Древний город Сауран находится в Южно-Казахстанской области в 32 километрах от Туркестана. Здесь археологи впервые в Казахстане нашли кяриз — подземную систему для орошения полей.

В исторических записях город описывается как мощное укрепление, которое окружают сады и возделанная земля. Вокруг Саурана была возведена стена высотой 7 и шириной 3 метра. Размер ворот впечатлял — 5–6 метров в ширину. Город получал провизию и воду, что позволяло выдерживать длительные осады.

В период XII–XVII веков Сауран являлся важным экономическим центром, который контролировал территорию от Сырдарьи до хребта Каратау. В XIV веке город перешел под контроль Белой Орды и стал центром государства, поэтому здесь похоронили хана Сасы Буга.

В лучшие годы в Сауране проживало 15 тысяч человек, но в XVII веке город практически опустел. Окончательно люди покинули его в середине XIX века. Благодаря этому древний город неплохо сохранился. С 2004 года Сауран исследуется по программе «Культурное наследие», а на его базе планируется открыть археологический парк.
Городище Сайрам

Историческое название города Сайрама, известного как родина великого суфия Ходжа Ахмета Яссауи – Исфиджаб. Один из крупных городов средневековья в Южном Казахстане. Город Сайрам с историей в 1,5 тысячи лет являетсяматериальным и духовным богатством казахского народа.

В XV-XVIII вв., в периоды Казахского ханства, Сайрам являлся крупным городом в Южном Казахстане, центром торговли, рукоделия и веры. Находился на юго-востоке нынешнего села Сайрам, в 12 километрах от г. Шымкента. Округ Исфиджаб охватывал города Кедер, Сыганак, Сауран и Янгикент – на побережье Сырдарьи, города Баладж и Берукей– на северном склоне гор Каратау, города Тараз, Кулан, Мирки (Мерке), Суяб– в Жетысу.


Для своего века город был укреплен очень хорошо.


Туркестан

Поселение на месте современного города Туркестана, расположенного на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы на север, появилось около 500 г. н. э.

В X веке — Шавгар (Шавагар), с XII века — Ясы (Яссы). В средневековье Ясы был городом-крепостью. В XII веке здесь жил суфийский поэт, философ Ходжа Ахмед Ясави, который был похоронен тут же. Тамерлан, в состав империи которого входил и Ясы, в 1396—1398 годах рядом с мавзолеем Ясави стал строить мечеть: приобрёл известность в мусульманском мире как религиозный центр — Азрет султан (Хазрет султан).

Первые упоминания нового названия города — Туркестан относятся к XV веку.

Столица Казахского ханства в XVI—XVIII веках. Значительная историческая часть города около Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави была разрушена в период Казахско-джунгарских войн.
Мавзолей Жанибек хана

Более пятисот лет назад в центре казахских степей, на реке Нура был построен мавзолей, не уступающий по красоте шедеврам Тимуридской архитектуры. Для сооружения его было изготовлено более 50 000 кирпичей. Искусные мастера и ремесленники, согнанные из городов Средней Азии, в специальных печах обжигали резную терракоту и многослойную майолику. Это было величественное здание, стоявшее на вершине сопки и видное издалека. Голубой купол сливался с синевой неба, бирюзовые стены оттенялись золотом окружающего степного пространства. Вне сомнения, оно было воздвигнуто в честь известной исторической личности. Находится в 100 км южнее Астаны.
Мавзолей Есим-Хана XVII века. Расположен на территории средневекового туркестанского некрополя, в 12 метрах, к югу от западного минарета ханаки Ахмеда Яссави. Мавзолей сохранился лишь в руинах.
Мавзолей являлся, как усыпальница хана Есима (умер в 1628 году) - крупного политического деятеля Казахстана периода позднего средневековья, мавзолей локализован условно на основании письменных источников и указаний местных информаторов.
Архитектурно-археологическое обследование мавзолея также позволяет датировать постройку XVII веком. Разрушение ее, по-видимому, произошло в конце XVIII - начале XIX вв. С середины XIX века памятник уже был погребен под стенами кокандской крепости.

Мавзолей представляет собой небольшую постройку с квадратным в плане помещением.


Пещера Кенесары-хана (Бурабайский район)

В северной части Бурабая расположено большое озеро. Берега его покрыты зеленым покрывалом. Это ставка великого хана Абылая, а озеро называют - ханским.

Кенесары Касымулы - казахский хан, избранный в 1841 году на собрании казахской знати, лидер национально - освободительного движения 1837-47 годов,  охватившего  весь  Казахстан, внук великого Абылай-хана и последний из потомков ханов-чингизидов. Хан Кене продолжил борьбу своего отца, Касым-султана, против царской колонизации, строительства российских крепостей и притеснения казахского населения.


Мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров был открыт 15 октября 1999 года в селе Мадениет Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Архитекторы комплекса — Бек Ибраев и Садвокас Агитаев.

Мемориальный комплекс композиционно развивает традиции древнетюркских ставок каганов. Весь комплекс ориентирован своей главной осью на Мекку, куда направлен выступ михраба мечети. Вход в круг, ограждённый кирпичным забором, выделен двумя башнями и ведёт на площадку перед мавзолеями, предназначенную для моления и принесения в жертву барана. В углах площадки на гранитных основаниях установлены, как символы воинской доблести, перекрещённые копья из металлического профиля с бронзовыми накладками.

Габариты основных элементов комплекса: высота мавзолеев — 16 м, мечети — 12 м; размеры сооружения в плане — 19×13,5 м; диаметр окружности ограждения — 27 м[1].

Мавзоле́й Райымбе́к Батыра (каз. Райымбек батыр кесенесі) — мавзолей великого казахского батыра Раимбека, сражавшегося за свободу казахов от джунгарских захватчиков, он расположен в городе Алматы вдоль одноимённого проспекта Райымбека. В ходе гражданской войны 1918—1922 годов могилу Раимбека разрушили.

В 1981 году на месте захоронения батыра установили гранитную стелу.