ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана: Развитие культуры Подраздел: Традиционная культура казахского народа – наследие степной цивилизации | Школа: КГУ «Долматовская ОШ» | |||||||||||||||||||
Дата: | ФИО учителя: Куприна М.А. | |||||||||||||||||||
Класс: 10 | Участвовали: 9 | Отсутствовали: | ||||||||||||||||||
Тема урока | Памятники истории и культуры | |||||||||||||||||||
Исторический концепт | Значимость | |||||||||||||||||||
Учебные цели для достижения на этом уроке | 10.4.1.5 исследовать известные памятники истории и культуры степной цивилизации; 10.4.1.6 классифицировать памятники истории и культуры, учитывая их типологические особенности; | |||||||||||||||||||
Цель урока | Все: опишут и классифицируют памятники истории и культуры казахского народа, учитывая типологические особенности Большинство: нанесут на контурную карту памятники истории и культуры казахского народа по типологии Некоторые: оценить значимость памятников для казахского народа | |||||||||||||||||||
Критерий оценки | Все: распределят особенности памятников истории и культуры по типу Большинство: укажут на контурной карте памятники истории и культуры, их месторасположение, типологию, легенду карту (обозначение) Некоторые: оценят значение памятников для казахского народа | |||||||||||||||||||
Языковые цели | Умение слушать друг друга и дополнять ответы других. Читательские навыки в групповой работе. Понимание важности поддержки сохранения памятников для казахского народа Лексика и терминология: Мавзолей, мазар, Полезные выражения: -Я считаю… -Я думаю… | |||||||||||||||||||
Привитие ценностей | Патриотический акт «Мәңгілік ел» - единство истории, культуры и языка | |||||||||||||||||||
Межпредметная связь | Всемирная история, география | |||||||||||||||||||
Предшествующие знания по теме | Материальную культуру и прикладное искусство, традиционное мировоззрение казахского народа | |||||||||||||||||||
| Ход урока | |||||||||||||||||||
| Запланированные этапы урока | Виды запланированных упражнений на уроке | Ресурсы | |||||||||||||||||
| Начало урока 1 мин
2 мин | Позитивный настрой на урок Прием "Обмен настроением". - Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? (У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.) Проверка домашнего задания. Заполнить таблицу
Взаимооценивание по листам оценивания в парах Выход на тему урока. У. Что изображено на картинках? Определите тему нашего урока? ПСМ Прием: «Древо знаний» учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. По ходу изучения материала, записывают на листочках 5 вопросов, затем листочки сдают. Наиболее интересные оцениваются. Тема: Памятники истории и культуры Цель урока: *Деление класса на 3 группы, прием «Фигура» (учащиеся делятся на группы по геометрическим фигурам) | Карточка «Словарь настроений» Приложение 1 Лист оценивания | |||||||||||||||||
| Середина урока 10 мин 10 мин 10 мин | Задание для всех: Приём «Ментальная карта» (ГР) Описывают и классифицируют памятники истории и культуры казахского народа по типологическим особенностям Дескрипторы:
Каждая группа презентует свою работу в форме кластера Взаимооценивание: «Светофор» зеленый цвет: «Информация понятна» желтый цвет: «Возникли вопросы» красный цвет: «Надо еще поработать» Задание для большинства: Прием (ИР) нанесите на контурную карту памятники истории и культуры казахского народа Дескрипторы: Правильно отмечают на карте месторасположение памятников по типам:
Взаимооценивание В ПАРАХ на листах оценивания. Задание для некоторых: Написать эссе по формуле «ПОПС» на тему «Значение памятников истории и культуры для казахского народа» ПОПС - это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения: П-позиция, О-обоснование, П-пример, С-следствие. (ИР) оценят значение памятников для казахского народа Дескрипторы:
Самооценивание: Метод – «Кулак-ладонь» Используется 3 жеста: - раскрытая ладонь, если они уверены, что достигли цели и ожидаемого результата; - три пальца вверх, если они считают, что частично преуспели в достижении цели, но следует еще поработать; -кулак, если они считают, что сделали незначительные успехи | Раздаточный материал Приложение 2 Лист оценивания | |||||||||||||||||
| Конец урока 2 мин | Рефлексия учеников в конце урока:
| | |||||||||||||||||
| Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? | Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися? | Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности | |||||||||||||||||
| В течении урока дифференциация прослеживается в заданиях разного уровня сложности: (по Таксономии Блума: анализ, синтез, оценка). Тематическое понимание будет у всех учащихся, однако скрытая дифференциация проявится в том, что более успешные ученики покажут свой высокий уровень навыков применения, определяя значение памятников истории и культуры для казахского народа. Менее успешным ученикам будет оказана индивидуальная поддержка в групповом обсуждении задания, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Деление класса на группы будет проходить на основе учета индивидуальных особенностей учеников. | Взаимооценивание, приемы «Ментальная карта», «Светофор», «Кулак-ладонь», взаимооценивание в парах, | |
Приложение 1.
«Словарь настроений»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Городище Сузак
Древний город Сузак был первой столицей Казахского ханства с 1465 по 1469 годы. Второй раз этот титул ему достался с 1511 по 1521 годы. Сузак был ханской ставкой Жанибека и Керея – родоначальников ханства. Город имел важное экономическое и социальное значение. Однако в 17-18 столетиях Сузак был сильно разрушен джунгарами.
Сузакские мавзолеи пользуются широкой известностью как объекты паломничества. Наиболее почитаемым из них является мавзолей Кара-Бура. Этот памятник XIX в. установлен, согласно местному преданию, над могилой современника и близкого сподвижника Ходжи Ахмеда Яссави. По местным представлениям, к разряду священных относится и растущий рядом с могилой тополь. Вокруг мавзолея образовался большой некрополь, а в недавнее время построен современный мемориал и комплекс зданий для ритуального обслуживания паломников.
Где находится: в 180 километрах от Шымкента
Городище Сыганак VІ-ХІХ вв
Точных данных о том, когда этот город стал столицей Казахского ханства, нет. Первые упоминания о Сыгнаке датируются X веком. Это крупный торговый и ремесленный центр на караванном пути, проходившем от гор Тянь-Шаня вниз по Сырдарье и далее к северному побережью Каспия. В 1219 г. город разрушен монголами, но во второй половине XIII века возродился, поскольку в городе функционировал один из монетных дворов Золотой Орды.
Главные причины священности города для казахского народа: во-первых, за свою историю около 2 тысяч лет город являлся столицей канлы, Кипчакского ханства (XI-XII вв.), Белой Орды (XIII-XIV вв.), Абулхаирского ханства (XV в.), Казахского ханства (XVI в.), во-вторых, возрождение жизни, несмотря ни на какие нашествия.
Где находится: на востоке современной Кызылординской области, в 20 км севернее реки Сырдарьи, в 2 км северо-западнее аула Сунак-ата.
Городище Сарайшык ХІІІ –ХVI вв
Сарайшык был торговым центром Алтын Орды, святое место, где возник первый на западе религиозный центр ислама, очаг науки и культуры. В начале ХVІ века был столицей Казахского ханства. На этой земле жили и похоронены
казахские ханы и другие уважаемые люди, сейиды, шейхи, муллы, хаджи, хафизы, суфии, дауричи, которые считались потомками пророка Мухаммеда. Пантеон Сарайшык был святым местом для захоронения повелителей и знаменитых людей. Город сыграл большую роль в судьбе казахского народа.
В 1982 году указом Правительства КазССР развалины города Сарайчик были объявлены памятником истории и культуры и взяты под охрану. Где находится: в 50 километрах к северу от города Атырау
Сауран
Древний город Сауран находится в Южно-Казахстанской области в 32 километрах от Туркестана. Здесь археологи впервые в Казахстане нашли кяриз — подземную систему для орошения полей.
В исторических записях город описывается как мощное укрепление, которое окружают сады и возделанная земля. Вокруг Саурана была возведена стена высотой 7 и шириной 3 метра. Размер ворот впечатлял — 5–6 метров в ширину. Город получал провизию и воду, что позволяло выдерживать длительные осады.
В период XII–XVII веков Сауран являлся важным экономическим центром, который контролировал территорию от Сырдарьи до хребта Каратау. В XIV веке город перешел под контроль Белой Орды и стал центром государства, поэтому здесь похоронили хана Сасы Буга.
В лучшие годы в Сауране проживало 15 тысяч человек, но в XVII веке город практически опустел. Окончательно люди покинули его в середине XIX века. Благодаря этому древний город неплохо сохранился. С 2004 года Сауран исследуется по программе «Культурное наследие», а на его базе планируется открыть археологический парк.
Городище Сайрам
Историческое название города Сайрама, известного как родина великого суфия Ходжа Ахмета Яссауи – Исфиджаб. Один из крупных городов средневековья в Южном Казахстане. Город Сайрам с историей в 1,5 тысячи лет являетсяматериальным и духовным богатством казахского народа.
В XV-XVIII вв., в периоды Казахского ханства, Сайрам являлся крупным городом в Южном Казахстане, центром торговли, рукоделия и веры. Находился на юго-востоке нынешнего села Сайрам, в 12 километрах от г. Шымкента. Округ Исфиджаб охватывал города Кедер, Сыганак, Сауран и Янгикент – на побережье Сырдарьи, города Баладж и Берукей– на северном склоне гор Каратау, города Тараз, Кулан, Мирки (Мерке), Суяб– в Жетысу.
Для своего века город был укреплен очень хорошо.
Туркестан
Поселение на месте современного города Туркестана, расположенного на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы на север, появилось около 500 г. н. э.
В X веке — Шавгар (Шавагар), с XII века — Ясы (Яссы). В средневековье Ясы был городом-крепостью. В XII веке здесь жил суфийский поэт, философ Ходжа Ахмед Ясави, который был похоронен тут же. Тамерлан, в состав империи которого входил и Ясы, в 1396—1398 годах рядом с мавзолеем Ясави стал строить мечеть: приобрёл известность в мусульманском мире как религиозный центр — Азрет султан (Хазрет султан).
Первые упоминания нового названия города — Туркестан относятся к XV веку.
Столица Казахского ханства в XVI—XVIII веках. Значительная историческая часть города около Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави была разрушена в период Казахско-джунгарских войн.
Мавзолей Жанибек хана
Более пятисот лет назад в центре казахских степей, на реке Нура был построен мавзолей, не уступающий по красоте шедеврам Тимуридской архитектуры. Для сооружения его было изготовлено более 50 000 кирпичей. Искусные мастера и ремесленники, согнанные из городов Средней Азии, в специальных печах обжигали резную терракоту и многослойную майолику. Это было величественное здание, стоявшее на вершине сопки и видное издалека. Голубой купол сливался с синевой неба, бирюзовые стены оттенялись золотом окружающего степного пространства. Вне сомнения, оно было воздвигнуто в честь известной исторической личности. Находится в 100 км южнее Астаны.
Мавзолей Есим-Хана XVII века. Расположен на территории средневекового туркестанского некрополя, в 12 метрах, к югу от западного минарета ханаки Ахмеда Яссави. Мавзолей сохранился лишь в руинах.
Мавзолей являлся, как усыпальница хана Есима (умер в 1628 году) - крупного политического деятеля Казахстана периода позднего средневековья, мавзолей локализован условно на основании письменных источников и указаний местных информаторов.
Архитектурно-археологическое обследование мавзолея также позволяет датировать постройку XVII веком. Разрушение ее, по-видимому, произошло в конце XVIII - начале XIX вв. С середины XIX века памятник уже был погребен под стенами кокандской крепости.
Мавзолей представляет собой небольшую постройку с квадратным в плане помещением.
Пещера Кенесары-хана (Бурабайский район)
В северной части Бурабая расположено большое озеро. Берега его покрыты зеленым покрывалом. Это ставка великого хана Абылая, а озеро называют - ханским.
Кенесары Касымулы - казахский хан, избранный в 1841 году на собрании казахской знати, лидер национально - освободительного движения 1837-47 годов, охватившего весь Казахстан, внук великого Абылай-хана и последний из потомков ханов-чингизидов. Хан Кене продолжил борьбу своего отца, Касым-султана, против царской колонизации, строительства российских крепостей и притеснения казахского населения.
Мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров был открыт 15 октября 1999 года в селе Мадениет Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Архитекторы комплекса — Бек Ибраев и Садвокас Агитаев.
Мемориальный комплекс композиционно развивает традиции древнетюркских ставок каганов. Весь комплекс ориентирован своей главной осью на Мекку, куда направлен выступ михраба мечети. Вход в круг, ограждённый кирпичным забором, выделен двумя башнями и ведёт на площадку перед мавзолеями, предназначенную для моления и принесения в жертву барана. В углах площадки на гранитных основаниях установлены, как символы воинской доблести, перекрещённые копья из металлического профиля с бронзовыми накладками.
Габариты основных элементов комплекса: высота мавзолеев — 16 м, мечети — 12 м; размеры сооружения в плане — 19×13,5 м; диаметр окружности ограждения — 27 м[1].
Мавзоле́й Райымбе́к Батыра (каз. Райымбек батыр кесенесі) — мавзолей великого казахского батыра Раимбека, сражавшегося за свободу казахов от джунгарских захватчиков, он расположен в городе Алматы вдоль одноимённого проспекта Райымбека. В ходе гражданской войны 1918—1922 годов могилу Раимбека разрушили.
В 1981 году на месте захоронения батыра установили гранитную стелу.