Файл: Практическое задание 56.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 399

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»



(наименование института полностью)

Гуманитарно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.04.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Клиническая психология

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №_5-6
по учебному курс

«Типология нарушений (изменений) психических процессов, свойств и состояний и клинико-психологический подход к их изучению »

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

В.А.ФРОЛОВ







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХмвд-2204а













Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022



Практическое задание 5



Раздел 3. Типология нарушений (изменений) психических процессов, свойств и состояний и клинико-психологический подход к их изучению

Формулировка задания 5

Вопрос №5

Изучите и письменно изложите проблему разграничения психологических феноменов и патопсихологических симптомов с учетом концепции К. Ясперса. Дайте характеристику каждому критерию психического здоровья по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Ответ:

Наиболее удачное решение этой проблемы было предложено К. Ясперсом в начале XX в. . Опираясь на феноменологическую философию Э. Гуссерля, он предложил использовать феноменологический подход в клинической практике. Любое психическое состояние К. Ясперс рассматривал как феномен, т. е. как целостное переживание текущего момента, в котором можно выделить два неразрывно связанных между собой аспекта: сознание окружающего мира (предметное сознание) и сознание себя (самосознание). Поэтому у врача и психолога есть два пути оценки психического состояния пациента, оба из которых являются исключительно субъективными:

а) представление себя на месте другого (в чувствование, достигаемое через перечисление ряда внешних признаков психического состояния);

б) рассмотрение условий, в которых эти признаки оказываются связанными между собой в определенной последовательности.

Для разграничения психологических феноменов и психопатологических процессов важно обнаружить логику, по которой пациентом строятся причинно-следственные связи в предметном сознании (как он видит реальность) и между предметным сознанием и самосознанием (что считает необходимым делать в так понимаемой реальности). Из этого указания К. Ясперса Куртом Шнайдером был выведен первый принцип разграничения :

Психопатологическим симптомом признается лишь то, что может быть доказано таковым.

Доказательство строится на основе общепринятых законов логики (закон тождества, закон достаточного основания, закон исключенного третьего) с применением критерия достоверности (убедительности) и вероятности (с применением рассуждения по аналогии). При таком подходе существенным в доказательстве будет не нелепость утверждения, а распределение спектра вероятности правильного умозаключения пациента на основании имеющихся фактов и социокультурных условий. Согласно принципу К. Шнайдера, всегда необходимо сравнивать две логики: внешнюю логику поведения пациента и логику объяснения этого поведения самим пациентом. Тогда перед психологом ставится одна задача: доказать, на основании каких признаков он признает субъективную логику пациента идущей вразрез с внешней логикой объяснения поведения.



Одной из наиболее широко применяемых для разрешения этой задачи является модель дедуктивно-логических объяснений событий. Нормальное объяснение событий должно удовлетворять так называемым условиям адекватности:

— аргументы (основания, на которые опирается психолог или пациент), объясняющие состояние и поведение пациента, должны быть логически корректны (т. е. не должны нарушать формальных законов логики);

— события, описываемые пациентом, должны иметь эмпирическое содержание (или быть вероятными событиями при определенных допустимых обстоятельствах; степень вероятности в клинической психологии часто определяется по принципу аналогии — событие тем вероятнее, чем больше сходства видит психолог в том, о чем рассказывает пациент, с тем, что бывает с большинством других людей, а также с тем, что ему уже известно о рассказываемых вещах);

— утверждения пациента должны быть убедительно доказаны.

Как видно из характеристики условий адекватности, в клинической практике трудно найти людей, утверждения которых могли бы удовлетворять последнему требованию — убедительности. Кроме того, серьезным ограничением является указание на то, что оценка адекватности привязана к наличному знанию о каких-то вещах, поскольку знание часто является неполным и постоянно изменяемым, конструируемым (т. е. ситуативно-условным, а не абсолютным).

Согласно критерию психического здоровья по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

  1. осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

  1. чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

  1. критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

  1. соответствие (адекватность) психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

  1. способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

  1. способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать запланированное;

  1. способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Психическую болезнь, расстройство или аномалию следует рассматривать как сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья.


В классификации МКБ-10 понятие «психическая болезнь» заменяется термином «расстройство», поскольку термины «болезнь» и «заболевание» вызывают при их использовании большие сложности. «Расстройство» не является точным термином, но под ним подразумевается клинически определенная группа симптомов или поведенческих признаков, которые в большинстве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному функционированию. Изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств.

Литература.

Фролова А.В., Минуллина А.Ф.

Ф.91 Клиническая психология: Методическое пособие.- Казань: ФГАО УВПО

«Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2013.- 158с.

Практическое задание 6
Раздел 3. Типология нарушений (изменений) психических процессов, свойств и состояний и клинико-психологический подход к их изучению.

Формулировка задания 6

Вопрос:

Изучите и дайте письменную характеристику особенностям нарушения познавательных процессов при олигофрении, эпилепсии, шизофрении, органических поражениях мозга с учетом влияния эндогенных и экзогенных факторов.

Ответ:

ОЛИГОФРЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.
Олигофрения (с греч. «oligophrenia» – малоумие, врожденное слабоумие, умственная отсталость) – группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности. В первую очередь психическое недоразвитие проявляется в интеллектуальной недостаточности и характеризуется синдромом относительно стабильного, непрогрессирующего слабоумия.

У олигофренов отмечается недоразвитие и других свойств – эмоциональности, моторики, восприятия, внимания.

Наиболее распространенным является подразделение олигофрении по степени интеллектуального дефекта, которое имеет важное практическое значение для решения вопросов социальной адаптации и в особенности для определения возможности и типа обучения умственно отсталых. Обычно выделяют три степени глубины умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотию.


Дебильность – легкая степень умственной отсталости (интеллектуальный коэффициент IQ находится в диапазоне от 50 до 70 стандартных баллов), характеризующаяся достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке

По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью. Благодаря относительно более высокому, чем при других степенях олигофрении, темпу психического развития у больных с дебильностью во многих случаях отмечается удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. В связи с широким диапазоном интеллектуальной недостаточности при дебильности нередко в практических целях выделяют ее выраженную, среднюю и легкую степени

Имбецильность – средняя степень умственной отсталости (IQ в диапазоне от 20 до 49 стандартных баллов) – отличается выраженной конкретностью и ситуационным характером мышления, неспособностью к образованию отвлеченных понятий, недостаточным развитием речи с аграмматизмами и косноязычием, общей моторной недостаточностью. Имбецилы не могут обучаться по программам вспомогательных школ для умственно отсталых. Вместе с тем им доступны навыки самообслуживания, а нередко и элементарные трудовые навыки. Темп психического развития при имбецильности резко замедлен.

Идиотия – самая глубокая степень психического недоразвития (IQ менее 20 стандартных баллов), при которой мышление и речь почти не развиты, восприятие слабо дифференцировано, реакции на внешние раздражители резко снижены и часто неадекватны; эмоции ограничены чувствами удовольствия и недовольства; любая осмысленная деятельность, включая навыки самообслуживания, недоступна; больные часто 31 неопрятны. Значительно недоразвиты локомоторные функции, в связи с чем многие больные не могут самостоятельно стоять и ходить. Поведение в одних случаях отличается вялостью, малоподвижностью, в других – склонностью к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (раскачивания туловищем, взмахи руками, хлопанье в ладоши), а у некоторых больных с периодическими проявлениями агрессии и аутоагрессии (могут внезапно ударить, укусить окружающих, царапать себя, наносить себе удары). Часто встречается извращение влечений – больные упорно онанируют, поедают нечистоты. В большинстве случаев имеют место выраженные неврологические нарушения и соматические аномалии. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, проходит на уровне инстинкта. При всем разнообразии клинических проявлений различных форм олигофрении общим для всех, во-первых, является наличие тотального недоразвития психики, включая недоразвитие познавательных способностей и личности в целом, и, во-вторых, ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности высших сторон познавательной деятельности, прежде всего абстрактного мышления, при относительно удовлетворительном уровне развития эволюционно более древних компонентов личности, таких, как темперамент, потребности, связанные с инстинктами, низшая аффективность. Олигофренический патопсихологический симптомокомплекс