Файл: Пояснительная записка. Актуальность данной программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 им. В.П. Антонюка села Воронцовка муниципального образования Ейский район
Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 23 им. В.П. Антонюка с. Воронцовка ___________________ Т.В. Чукина «___» ________________ 2019 г. |
Индивидуальная программа
психолого-педагогического сопровождения
образования
ребенка – инвалида
(______________________________ )
Срок реализации: 2022-2023 учебный год
Составила:
педагог-психолог
Батаева Т.И.
Пояснительная записка. Актуальность данной программы.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей-инвалидов. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель данной программы: комплексная поддержка и помощь ребенку-инвалиду для ре-шения задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Задачи:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка-инвалида;
2) помощь (содействие) ребенку-инвалиду в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка-инвалида в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями.
4) психологическое обеспечение образовательных программ;
5) развитие учебной и познавательной мотивации;
6) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Структура программы: программа психолого-педагогического сопровождения образования ребёнка-инвалида включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:
-
Диагностический модуль. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексное обследование ребенка-инвалида и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; -
Коррекционно-развивающий модуль. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка - инвалида в условиях общеобразовательного учреждения; -
Социально-консультативный модуль. Социально-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка - инвалида и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; -
Предметно-образовательный модуль. Организация обучения ребенка - инвалида с учетом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития. Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения:
этап | содержание | сроки |
1этап | -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи; - координация действий всех участников сопровождения образования ребенка; -психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития; -определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи). | Сентябрь -октябрь |
2 этап | -реализация программы коррекционно-развивающих занятий; -оказание необходимой помощи родителям ребенка - инвалида (консультирование, беседы, обсуждения); -просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; -психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; -психологическая беседа по профессиональному самоопределению. -разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей. | ноябрь - май |
3 этап | -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; -анализ эффективности процесса и результатов сопровождения. | май |
Основные методы, средства и формы сопровождения:
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик: дискуссия, обсуждение, беседа, лекция; наблюдение; создание проблемной ситуации; консультирование; развивающие упражнения и задания; методы индивидуальной работы; проективные методы.
Основные воспитательные средства и формы: беседы; творческие конкурсы; праздники; социальные проекты; литературно-музыкальные композиции; театральные постановки; выставки; тренинги; наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.
В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: организационно - деятельностная и психологическая игра; собрание-диспут; семинар; тренинг для родителей; праздник и др.
Процедура и критерии оценки эффективности программы: Эффективность проделанной работы в ходе реализации данной индивидуальной программы можно определить по следующим критериям:
-
повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой; -
развитие личности учащегося; -
школьная успешность ребенка-инвалида; -
социализация ребенка-инвалида;
Оценить качество проводимой воспитательной деятельности и уровень сформи-рованности того или иного качества у обучающихся можно следующими методами: наблюдение; анкетирование обучающихся и родителей; сбор информации; социологический опрос; педагогические и психологические диагностики; мониторинг удовлетворенности (родители, педагоги).
Прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения; развитие познавательной и учебной мотивации; развитие творческих способностей; развитие самостоятельности и самоорганизации
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением внимания и восприятия. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка – инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию, т.к. семья является ближайшим окружением ребенка, и её включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому программа сопровождения направлена не только на ребенка, но и на семью, на её информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
План мероприятий,
посредством которых реализуется
индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения
Сроки | Наименование мероприятий | Ответственный за выполнение |
Сентябрь |
| ПМПк СОШ» Учителя предметники (кураторы) |
Октябрь |
| ПМПк СОШ», педагог-психолог, социальные педагоги, учителя предметники, кураторы |
Ноябрь |
| социальные педагоги, педагог-психолог социальные педагоги Педагог-психолог Учитель предметник (далее – куратор) ПМПк школы |
Декабрь |
| Социальные педагоги, Педагог-психолог соц. педагоги педагог-психолог, педагог-психолог кураторы |
Январь |
| Социальные педагоги, педагог-психолог кураторы медицинский работник, педагог-психолог |
Февраль |
| педагог-психолог социальные педагоги соц.педагоги, кураторы ПМПк медицинский работник, педагог-психолог |
Март |
| соц. педагоги педагог-психолог соц. педагоги кураторы медицинский работник, педагог-психолог |
Апрель |
| социальные педагоги педагог-психолог кураторы медицинский работник, педагог-психолог |
Май |
| Преподаватели социальные педагоги педагог-психолог кураторы кураторы, другие члены ПМПк |
Приложение 1.
Индивидуальный план психологического сопровождения
Фамилия, имя ребенка:
Дата рождения:
Выписка из заключения ПМПК:
Организационно-педагогические условия реализации индивидуального плана:
-
Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, кинезиологические упражнения; -
Инновационные технологии, методы и средства: библиотерапия, , музыкотерапия, арттерапия; -
Формы контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (ноябрь 2016 г.), итоговая диагностика (апрель 2017г)
Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 ноября
по 15мая. Периодичность занятий – 1 раза в неделю, длительностью 45 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.
№ п/п | Направление (вид) коррекционно-развивающей работы | Основные пути их решения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Диагностика уровня сформированности пси-хических процессов (памяти, внимания, мышления). Построение коррекционно-развива-ющей работы Коррекция учебной мотивации, удовлетво-ренности учебной деятельностью (коррек-циионно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации. Развитие познавательных навыков Формирование позна-вательных процессов Формирование адек-ватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы Развитие простран-ственного восприятия, творческих способностей Итоговая диагностика познавательной сферы детей-инвалидов. | Выявление актуального уровня развития психических функций для адекватного построения коррекционно-развивающей работы. (Ноябрь-Декабрь) Коррекционо-развивающие занятия, направленные на формирование учебной мотивации. Диагностика уровня школьной адаптации. ( Декабрь-Январь) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Январь) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Февраль) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы (Март) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие творческих способностей (Апрель) Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Подведение итогов работы за год (Май) |