Файл: В досудебном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УНИВЕРСИТЕТА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М. А. ГРИГОРЬЕВА, Н. А. ДАНИЛОВА, В. С. ШАДРИН
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
2018

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УНИВЕРСИТЕТА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М. А. ГРИГОРЬЕВА, Н. А. ДАНИЛОВА, В. С. ШАДРИН
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
2018

УДК 343.163(075)
ББК 67.72я73
Г83
Р е ц е н з е н т ы
А. В. ЧУБЫКИН, заместитель прокурора Санкт-Петербурга,
кандидат юридических наук.
Н. А. ЕРМОЛАЕВА, советник судьи Конституционного Суда
Российской Федерации, кандидат юридических наук.
Григорьева, М. А.
Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве : учебное пособие / М. А. Григорье- ва, Н. А. Данилова, В. С. Шадрин. — Санкт-Петербург : Санкт-
Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. — 108 с.
В учебном пособии представлены результаты исследований, посвя- щенных вопросам уголовно-правовой регламентации и осуществлению прокурорского надзора в досудебном производстве, общим положениям анализа и оценки прокурором материалов уголовного дела, вопросам анализа и оценки прокурором материалов уголовных дел о преступлени- ях различных видов.
Учебное пособие предназначено для обучающихся по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации работ- ников органов прокуратуры, а также программам высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки
40.00.00 Юриспруденция.
УДК 343.163(075)
ББК 67.72я73

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал)
Университета прокуратуры
Российской Федерации, 2018
Г83

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4
Глава 1. Уголовно-процессуальная регламента-
ция и осуществление прокурорского надзора в до-
судебном производстве .....................................................

§ 1. Прокурорский надзор за исполнением зако- нов в стадии возбуждения уголовного дела ..................

§ 2. Прокурорский надзор за соблюдением общих условий предварительного расследования, законно- стью приостановления и прекращения следовате- лем, дознавателем уголовного дела .................................
15
§ 3. Действия и решения прокурора по уголовно- му делу с обвинительным заключением, обвини- тельным актом и обвинительным постановлением ....
24
II. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ..............
30
Глава 1. Общие положения анализа и оценки
прокурором материалов уголовного дела .................

§ 1. Анализ и оценка прокурором материалов проверки сообщения о преступлении ............................

§ 2. Анализ и оценка прокурором материалов уголовного дела ....................................................................
40
§ 3. Анализ и оценка прокурором результатов ис- пользования специальных знаний ..................................
45
Глава 2. Анализ и оценка прокурором материа-
лов уголовных дел о преступлениях различных
видов .......................................................................................
59
§ 1. Анализ и оценка прокурором материалов уголовного дела о невыплате заработной платы .........

§ 2. Анализ и оценка прокурором материалов уголовного дела о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ ...................................
74
§ 3. Анализ и оценка прокурором материалов уго- ловного дела о незаконном предпринимательстве .........
94
ЛИТЕРАТУРА ...............................................................
105


4
I. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Глава 1. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
§ 1. Прокурорский надзор
за исполнением законов в стадии
возбуждения уголовного дела
Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного
дела. Согласно ч. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации (УПК РФ) прокурор является должност- ным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, преду- смотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени госу- дарства уголовное преследование в ходе уголовного судопроиз- водства, а также надзор за процессуальной деятельностью орга- нов дознания и предварительного следствия.
Указанные основные полномочия прокурора конкретизиру- ются в ч. 2 ст. 37 УПК РФ применительно к отдельным этапам его участия в уголовном процессе. Так, исключительно в стадии возбуждения уголовного дела прокурор уполномочен: проверять исполнение требований федерального законода- тельства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1); выносить мотивированное постановление о направлении со- ответствующих материалов в следственный орган или орган до- знания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законо- дательства (п. 2).

5
Законодательная формулировка ряда иных основных полно- мочий прокурора обусловливает их использование как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования. К ним относятся полномочия: требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допу- щенных в ходе дознания и предварительного следствия. Хотя дознание и предварительное следствие являются формами ста- дии предварительного расследования, сложившаяся на сего- дняшний день прокурорская и следственная практика, при тол- ковании п. 3 ч. 2 ст. 37 УК РФ в совокупности с ч. 4 ст. 39
УПК РФ, допускает возможность реализации данного полномо- чия прокурора и в стадии возбуждения уголовного дела. Более того, Генеральный прокурор Российской Федерации предписы- вает всем нижестоящим прокурорам исходить из того, что руко- водитель следственного органа обязан рассматривать в срок не позднее пяти суток требование прокурора об устранении нару- шений федерального законодательства, допущенных в ходе до- судебного производства, которое начинается с момента получе- ния сообщения о преступлении
1
; истребовать и проверять законность и обоснованность ре- шений следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уго- ловного дела и принимать по ним решение в соответствии с
УПК РФ (п. 5.1); отменять незаконные и необоснованные постановления ниже- стоящего прокурора, а также незаконные необоснованные поста- новления органа дознания, начальника органа дознания, началь- ника подразделения дознания и дознавателя (п. 6); разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также самоот- воды (п. 9); передавать уголовное дело или материалы проверки сообще- ния о преступлении от одного органа предварительного рассле- дования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при
1
Пункт 1.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от
28 декабря 2016 года № 826 «Об организации прокурорского надзора за про- цессуальной деятельностью органов предварительного следствия».


6 федеральном органе исполнительной власти) и передавать его
(их) следователю Следственного комитета Российской Федера- ции с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12).
Часть 2.1 ст. 37 УПК РФ предусматривает: «по мотивирован- ному письменному запросу прокурора ему предоставляется воз- можность знакомиться с материалами находящегося в производ- стве уголовного дела», что в практике осуществления прокурор- ского надзора рассматривается как юридическое основание для истребования материалов проверки сообщения о преступлении.
Генеральный прокурор Российской Федерации в категорической форме адресует прокурорским работникам требование «органи- зовать незамедлительное представление в прокуратуру материа- лов проверки сообщения о преступлении по поступившему по- становлению об отказе в возбуждении уголовного дела»
2
Непосредственно в разделе VII УПК РФ «Возбуждение уго- ловного дела» содержится ряд законодательных положений, свя- занных с деятельностью прокурора в данной стадии уголовного процесса. В частности, упомянутое в п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ по- становление прокурора о направлении соответствующих матери- алов в орган предварительного расследования для решения во- проса об уголовном преследовании в настоящее время служит поводом для возбуждения уголовного дела (п. 4 ч. 1 ст. 140
УПК РФ), что не бесспорно. Как справедливо отмечается в юри- дической литературе, постановление прокурора и материалы прокурорской проверки, на которых оно основывается, не могут рассматриваться только лишь как информация о преступлении. В них отражаются основания для возбуждения уголовного дела
3
Вынесение такого постановления означает инициирование про- курором начала уголовного преследования, которое, как исхо- дящее от прокурора в качестве главы обвинительной власти, должно являться обязательным для органов дознания и предва- рительного следствия.
Наделение прокурора полномочием выносить указанное по- становление призвано, видимо, как-то компенсировать лишение его в 2007 году права возбуждать уголовные дела. Однако такого
2
Там же. Указанное требование вытекает также из пп. 5, 6 приказа Гене- рального прокурора Российской Федерации от 26 сентября 2017 года № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».
3
Химичева Г. П. Уточнить процедуру доследственной проверки // Уголов- ное судопроизводство. 2012. № 1. С. 18.

7 рода компенсация может рассматриваться лишь в качестве неко- го «утешительного приза», не способного в должной мере обес- печить своевременность, законность и обоснованность возбуж- дения уголовных дел. Результаты анкетирования прокурорских работников показывают: 65 % опрошенных полагают, что пол- номочия прокурора недостаточны для эффективного осуществ- ления надзора за законностью в стадии возбуждения уголовного дела; 79,2 % респондентов считают необходимым вернуть про- курору право возбуждать уголовные дела
4
Ряд важных полномочий прокурора по надзору за исполнени- ем требований закона органами дознания и предварительного следствия в начальной стадии уголовного процесса предусмот- рены главой 20 УПК РФ «Порядок возбуждения уголовного де- ла». Но к ним представляется целесообразным обратиться, уде- лив сначала внимание первому из предусматриваемых в ч. 2 ст. 37 УПК РФ полномочий, в силу своей специфики заслужива- ющего отдельного рассмотрения.
Особенности правовой регламентации деятельности
прокурора по надзору за приемом, регистрацией и рассмот-
рением сообщений о преступлениях. Хотя в уголовно- процессуальном законе говорится о полномочии прокурора проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях
(п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), следует иметь в виду, что в настоящее время специального федерального закона, содержащего такие требования, не существует. Определение конкретных условий реализации правил приема и разрешения сообщений о преступ- лениях, предусмотренных УПК РФ, регулирование их реги- страции осуществляется посредством издания ведомственных нормативных актов.
Сейчас действует утвержденное межведомственным право- вым актом Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, требования которого в досудебном производстве распространя- ется на органы предварительного следствия, органы дознания, прокуроров, следователей, дознавателей, сотрудников опера- тивных подразделений органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, иных должностных лиц, уполномо-
4
См.: Чубыкин А. В. Процессуальный статус прокурора в стадии возбуж- дения уголовного дела : дис. … канд. юрид. наук. М., 2014. С. 66.


8 ченных в соответствии с порядком, установленным УПК РФ и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях. Согласно п. 3 данного Типового положения федеральные органы, его утвердившие, с учетом специфики и особенностей своей дея- тельности вправе издавать ведомственные инструкции по во- просам приема, регистрации, проверки сообщений о преступ- лениях и контроля за этой деятельностью
5
. Таким образом, по- добные инструкции изданы и используются в Министерстве внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Мини- стерстве Российской Федерации по делам гражданской оборо- ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти- хийных бедствий (МЧС России), федеральной службе безопас- ности Российской Федерации (ФСБ России) и другими право- охранительными органами
6
Генеральный прокурор Российской Федерации предписывает всем прокурорам в целях определения полноты регистрации со- общений о преступлениях, выявления нарушений законов, свя- занных с укрытием преступлений от регистрации и учета:
5
Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 39, МВД Рос- сии № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780,
Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 года
«О едином учете преступлений». (Вместе с Типовым положением о едином по- рядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях,
Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступле- ний, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов.)
6
Приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Ин- струкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных орга- нах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообще- ний о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшестви- ях»; приказ ФСБ России от 16 мая 2006 года № 205 «Об утверждении Инструк- ции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, реги- страции и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступ- лениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности»; приказ
ФСКН России от 9 марта 2006 года № 75 «О реализации Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста Рос- сии, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря
2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399 “О едином учете преступлений”».
(Вместе с Инструкцией о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве- ществ сообщений о преступлениях.); приказ Следственного комитета России от
11 октября 2012 года № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделе- ниях) системы Следственного комитета Российской Федерации».


9 ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учет- ной документацией, а также с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контроли- рующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах (в том числе, контрольно-счетных палатах субъектов Российской Феде- рации), подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы, комендантских службах гарнизонов и иных организациях документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний; систематически анализировать содержание информационных программ радио, телевидения, иных электронных средств массо- вой информации, различных публикаций в печатных изданиях, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов надзорных проверок; добиваться привлечения виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением по- рядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступ- лениях, к ответственности; при наличии оснований выносить постановления о направле- нии материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления
7
Актуальность проблемы соблюдения учетно-регистрационной дисциплины остается достаточно высокой вследствие склонно- сти работников правоохранительных органов к серьезным нару- шениям в данной сфере деятельности, требующим адекватного прокурорского реагирования. В качестве иллюстрации к сказан- ному можно привести пример из прокурорской практики.
Прокуратурой Кировского района Санкт-Петербурга уста- новлено, что в 8 отделе полиции УМВД России по Кировско- му району в КУСП-17798 зарегистрирован рапорт старшего инспектора ДПС ОГИБДД УМВД России по факту обнаруже- ния признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327
УК РФ, в действиях Я. В тот же день в отношении Я. возбуж-
7
Пункт 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сен- тября 2011 года № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнени- ем законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

10 дено уголовное дело № <...>. Прокуратурой района решение о возбуждении уголовного дела признано законным и обосно- ванным, карточка по форме № 1 подписана заместителем про- курора района. После чего заместитель начальника ОД УМВД
России по Кировскому району М. составила и подписала от своего имени заведомо незаконный и не предусмотренный действующим законодательством рапорт о снятии с регистра- ционного учета № <...>, ранее присвоенного уголовному делу, и предоставила данный рапорт в штаб УМВД России по Ки- ровскому району. Затем в целях сокрытия факта снятия с ре- гистрационного учета возбужденного уголовного дела в от- ношении Я. вышеуказанный номер был присвоен иному уго- ловному делу, а материалы уголовного дела в отношении Я. направлены в 8 отдел полиции УМВД России по Кировскому району как материалы доследственной проверки для органи- зации дополнительной проверки, после которой по данному материалу было вынесено постановление об отказе в возбуж- дении уголовного дела. По результатам рассмотрения направ- ленных прокуратурой Кировского района материалов в поряд- ке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в СО по Кировскому району
ГСУ СК России по Санкт-Петербургу в отношении заместите- ля начальника ОД УМВД России по Кировскому району М. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ
8
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении предпола- гает его проверку, в ходе которой допускается проведение об- ширного комплекса процессуальных действий. Вследствие при- нятия Федерального закона от 4 марта 2013 года № 23-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос- сийской Федерации» порядок рассмотрения сообщения о пре- ступлении, предусматриваемый ст. 144 УПК РФ, был не просто усовершенствован, а серьезно модернизирован введением норм, способных оказывать существенное влияние на стадию возбуж- дения уголовного дела в целом.
В настоящее время в ходе проверки сообщения о преступле- нии дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для
8
См.: Чубыкин А. В. Указ. соч. С. 107—108.