Файл: Конспект урока. Цель и задачи урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока.

Цель и задачи урока: познакомить с процессом формирования еди­ных государств в Европе и России, его предпосылками и осо­бенностями; выявить роль церкви в становлении единого государства.

Тип урока: комбинированный с использованием технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «История России» под ред. А.В.Торкунова

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2.Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
Слайд 1. На Государственном гербе Российской Федерации на груди орла размещено изображение всадника. Появилось оно ещё в XVI веке. В то время существовало две государевых печати. Малая имела две стороны, на которых изображались орёл и всадник. Большая печать была односторонней. Поэтому появилась необходимость совместить два государственных символа. Впервые такое совмещение встречается на Большой печати Ивана Грозного.
Слайд 2. Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России?
Слайд 3. План урока:

  1. Предпосылки и особенности формирования единых государств в западной Европе и России

  2. «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России

  3. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия

  4. Роль сословий в европейских странах и России

  5. Военная революция в Европе


1. Предпосылки и особенности формирования единых государств в западной Европе и России

Слайд 4. Главной предпосылкой формирования единых государств в Европе было развитие рыночных отношений. После открытия морских торговых путей начался значительный рост производства в Западной Европе. Появлялись новые отрасли производства, ведущим среди которых было кораблестроение.
Слайд 5.
В городах развитие получило ремесленное производство. Готовые товары поступали на международный рынок. Города Европы нуждались в государственной поддержке.

Слайд 6. Заинтересованность в создании единых государств выказывало и дворянство. Крепкая центральная власть могла помочь феодалам в подавлении крестьянских восстаний.

Слайд 7. Крестьяне получали свободу, выкупая повинности у феодалов.

Таким образом, натуральное хозяйство перестало быть основой европейской экономики.
Слайд 8. Совсем другими были предпосылки создания единого государства в России. Основным фактором здесь стала борьба за освобождение от власти Орды.

Земельные владения великого князя росли. Начались поиски способов прикрепления крестьян к земле.

В отличие от Европы создание единого Российского государства происходило при преобладании натурального хозяйства и отсутствии хозяйственных связей между регионами.

2. «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России

Слайд 9. Создание единых европейских государств привело к расширению их функций. Это были «новые государства», которые отличались от прежних формой.

Была введена новая система управления, сформировано сословие чиновников, которые управляли от имени монархов.

Совместная деятельность правителей и чиновников влияла на увеличение производства и объёмов торговли. Создавались условия для развития единой экономики. Появились новые налоги. Государству принадлежало исключительное право на продажу продуктов, жизненно необходимых населению. Всё это привело к значительному росту доходов казны.

Слайд 10. Европейские монархи и главы римской католической церкви помогали деятелям искусства. Это способствовало расцвету культуры в Западной Европе.

Слайд 11. В Российском государстве власть правителя распространялась на очень большую территорию. Началось формирование такой власти уже в конце правления Ивана III. После появления в 1497 году Судебника было оформлено единое законодательство. Государство могло вмешиваться во все сферы жизни людей.



Слайд 12. Сформировалась и новая система управления, в которой были задействованы не только старомосковские бояре и удельные князья, а также литовские князья и татарские ханы, перешедшие под власть Ивана III.

Иван III отказался в 1489 году от королевского титула, предложенного императором Священной Римской империи. Он ответил послу: «Мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы… а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим». В официальных документах Иван III именовал себя государем и самодержцем.

Слайд 13. Гербом Российского государства в конце XV века стал двуглавый орёл, позаимствованный в Византийской империи. Он символизировал объединение огромного государства под властью Рюриковичей.

3. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия
Слайд 14. В XVI веке в Западной Европе стал формироваться абсолютизм – неограниченная власть одного монарха. Его основная идея заключалась в признании правителя помазанником Божьим, независимым от других.

Монархи вводили обязательные для всего государства законы и контролировали их исполнение. Помогали в этом многочисленные чиновники. Со временем правители стали отменять прежние законы и не согласовывали введение новых налогов с парламентом.

Европейским феодалам запретили чеканить монеты, осуществлять суд, издавать законы, вступать в переговоры с представителями других государств. При малейшем подозрении в государственной измене собственность феодала могла быть изъята.

Несмотря на всё перечисленное, абсолютная власть имела и свои пределы. Монархи соблюдали традиции, введённые их предшественниками. Изменяя законы, они должны были являться примерами их исполнения.

Слайд 15. Процесс образования единого Русского государства был связан с формированием самодержавной власти.

Самодержавие – это монархическая форма правления в России, при которой государю принадлежало верховное право в принятии законов, управлении, руководстве армией, определении направлений внутренней и внешней политики.


Самодержавие имело общие черты с европейским абсолютизмом. Это были: значительная роль церкви в государственных делах; зарождение сословного представительства; усиление роли правителя в экономических вопросах.

Слайд 16. Однако были между ними и различия. Главным из них стало то, что в Европе абсолютизм сформировался в условиях отмирания натурального хозяйства. В то время как в России самодержавие возникло в процессе складывания крепостного права – формы зависимости крестьян, предполагавшей прикрепление их к земле и подчинение судебной власти владельца этой земли.

Иван III следовал византийскому принципу, по которому силу закона имело всё, что угодно императору. Иван III говорил: «Мы вольны жаловать своих холопов, но вольны их и казнить».  В России на тот момент холопами считались все, кто был ниже государя по положению.

Слайд 17. Также в Европе долгое время монархи находились под контролем папы римского. От имени Бога он давал оценку их действиям.

В Русском же государстве церковь являлась одной из основ власти государя.

4. Роль сословий в европейских странах и России

Слайд 18. Задание:

Прочитать п. 4 «Роль сословий в европейских странах и России» стр. 24, занести в таблицу особенности формирование единых государств.

роль сословий

Западная Европа

Россия

  • Высокая плотность населения и отсутствие свободных территорий приводило к острым противоречиям между сословиями и давлению на монарха с целью закрепления привилегий и прав этих сословий + система вассалитета.

  • При Иване III - рост территорий в 5 раз, усиление власти правителя, не ощущались противоречия между сословиями.

  • Система гос. подданства (отсутствие закрепленных в законе прав и привилегий сословий).




  1. Военная революция в Европе

Слайд 19. В XVI веке изменился характер войн в Европе. Они становились всё более долгими и жестокими. В войнах участвовали союзы государств.

Появление колониальных империй привело к тому, что военные конфликты вышли за пределы Европы. Теперь они охватывали все известные части света.


В военном деле важную роль играли достижения науки и техники. Было усовершенствовано стрелковое оружие, активно использовалась артиллерия. В боях применялись ружья, пистолеты и карабины.

В XVI веке в Европе ополчение сменилось регулярными армиями.

Слайд 20. При строительстве крепостей возводили бастионы – укрепления по углам крепостной ограды. Они позволяли отражать атаки врага со всех сторон.

Европейские государства, которые имели выход к морю, создавали военный флот.

Военная революция во многом способствовала формированию единых государств в Европе и укреплению сильной центральной власти.

Слайд 21.
Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.

  • Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России?

  1. Формирование единых государств в Западной Европе и России имело как общие черты, так и различия.

  2. Одновременно в Западной Европе и России шёл процесс укрепления абсолютной монархической власти.

  3. В России происходило постепенное формирование самодержавия - национальной формы абсолютизма, при которой монархическая власть не была ограничена выборным представительным органом и опирались лишь на приближённых великого князя, образующих аппарат управления единым государством.

В Западной Европе и России одновременно шёл процесс укрепления абсолютной монархической власти.

В России в XVI веке происходило формирование самодержавия.

Единые государства в Европе складывались на фоне отмирания натурального хозяйства, а в России происходило закрепощение крестьянства.



  1. Обсуждение домашнего задания


Слайд 21. Домашнее задание:

Параграф 3