Файл: Методические рекомендации и материалы для государственной итоговой аттестации по русскому языку в 11 классах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ДОШКОЛЬНОГО
И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР
ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ
ОБУЧЕНИЯ 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ташкент 2023

Запрещается распространять методические рекомендации и экзаменационные материалы в коммерческих целях.
Методические объединения общеобразовательных учреждений могут вносить в экзаменационные материалы до15-20% изменений.
Составитель:
Сардарян З. А. – методист русского языка Республиканского центра образования.
Рецензент:
Турсуналиева Б. У. – начальник отдела филологии Республиканского центра образования.

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА 11 КЛАСС
В 2022-2023 учебном году в качестве итоговой аттестации по русскому языку и литературе в 11 классе школ общего среднего образования с русским языком обучения проводится письменная работа (сочинение).
Выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, приобретённые на уроках русского языка и литературы, но и уровень компетентности гармонично развитой личности. Написание сочинения требует от учащегося 11 класса знания теории языка и норм его употребления, а также способности уместно использовать полученные знания. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает ссылку на тот или иной художественный текст и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Цель написания сочинения – выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

КРИТЕРИИ
Оценка
Содержание
5
Содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание работы излагается последовательно; текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций; достигнуты стилевое единство и выразительность текста; допускается
1 недочет в содержании.
4
Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы; имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью; допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
3
Имеются существенные отклонения от заявленной темы; работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки; допущено нарушение последовательности изложения; лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны; встречается неправильное употребление слов; стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна; допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов
2
Работа не соответствует теме; допущено много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; словарь крайне беден, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними; нарушено стилевое единство текста.
1
Учащийся не справился с заданием
Грамотность
5
Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка
4
Допускаются 2\2\3 1\3\3 0\4\3 ошибки
В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических – двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4».
3
Допускаются
0\5\7 1\4-7\4 2\3-6\4 4\4\4 3\5\4 ошибки
2
Допускаются 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; – 8 и более
1
Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ВАРИАНТ № 1
1. «Любовь бескорыстная, не ждущая награды» (по рассказу
А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
2. Вечные ценности в романе М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита»
3. Как путешествия могут изменить человека?
ВАРИАНТ № 2
1. Глубина поэтического мира С. А. Есенина
2. Деревенская проза В. Шукшина
3. Помощь другим – право или обязанность?
ВАРИАНТ № 3
1. Боль человеческая (по повести В.Распутина «Живи и помни»)
2. Хамид Алимджан и фольклор
3. Какие качества делают человека лидером?