Файл: Русский язык и литература Тема урока Ю. О. Домбровский Хранитель древностей Педагог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2021-2022 учебный год
Модуль/ наименование дисциплины | Русский язык и литература |
Тема урока | Ю.О. Домбровский «Хранитель древностей» |
Педагог | |
Класс | |
Дата проведения урока | |
Тип урока | Практический |
Цель урока или результаты обучения | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю.О.Домбровского и с фрагментом романа «Хранитель древностей», его особенностями; развивать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения;воспитывать у учащихся интерес к истории казахского народа; проанализировать фрагмент из романа с точки зрения изображения в нем мира природы и взаимоотношений человека и природы; развивать зрительную, слуховую память, внимание, восприятие; |
Критерии оценивания | Отрабатывают навыки анализа эпического произведения, умеют ориентироваться в тексте; высказывают и правильно формулируют высказываемые суждения; |
Перечень профессиональных умений, навыков, осваиваемых обучающимися в ходе учебных занятий. | Анализ, обобщение, оценка |
Учебно-методические пособия, литература | презентация, раздаточный материал |
Технические средства, материалы | Интерактивная доска, презентация |
Ход урока | |
Этапы урока | |
1 Организационный момент: 2 мин. | -приветствие -проверка посещаемости - психологический настрой |
2. Подготовительный этап к объяснению нового материала(прогнозирование новой темы) 2 мин. | Эпиграф урока: Когда спросят нас, что мы делаем, мы ответим: мы вспоминаем. Да, мы память человечества, поэтому мы, в конце концов, непременно победим; когда-нибудь мы вспомним так много, что выроем самую глубокую могилу в мире. Р.Бредбери. |
3. Объяснение нового материала 24 минут | Презентация Биография и история создания романа. Ю́рий О́сипович Домбро́вский (12 мая 1909, Москва — 29 мая 1978, там же) — советский прозаик, поэт, литературный критик. Действие романа "Хранитель древностей" происходит в 30-х годах, в Казахстане. Главный герой, Зыбин, приезжает в Алма-Ату и поступает хранителем в городской музей, разбирая и упорядочивая его коллекции. В "Хранителе древностей" практически не происходит значимых событий, трудно выделить какой-то четкий сюжет (по прочтении на какое-то мгновение возникает вопрос: а о чем вообще был роман?) - в книге просто описывается размеренная, тихая повседневная жизнь героя и окружающих его людей, с отступлениями-размышлениями, как водится, и с интересными этнографическими зарисовками и упоминанием любопытных исторических деталей. Но очень быстро это ощущение непонимания пропадает - оказывается, не обязательно нужно лихо закручивать сюжет, чтобы сказать что-то очень важное. Весь ужас 37-го года станет понятен позднее, в продолжении - романе "Факультет ненужных вещей", а пока мы видим лишь предзнаменования будущего ада, всполохи грозы на горизонте. Но и от этих всполохов - когда к читателю приходит понимание происходящих в романе событий (оно и к героям приходит не сразу!) - становится не по себе. И еще - роман нужно перечитывать: не все заметно с первого взгляда, нужно всматриваться пристальнее, Домбровский пишет очень глубоко, на несколько слоев. Зато - если вглядеться - можно получить колоссальное удовольствие! Приведу мой личный опыт: прочитав роман, спустя несколько дней открыл его снова, и на первой же странице обнаружил потрясающее - "Час стоял ранний, дорога предстояла дальняя. От станции до города меня довезли, а по городу надо было идти пешком. Но Алма-Ата спала, спросить дорогу было не у кого, и я двинулся наугад. Просто потому пошел, что лучше все-таки идти, чем стоять". Это ли не гениально? "... лучше все-таки идти, чем стоять" - на моей памяти, навскидку, фразы такого уровня вспоминаются только у Гессе. Особую изюминку роману придает его значительная автобиографичность: автор, как и герой, жил некоторое время в Казахстане; одна из героинь романа - девушка Клара, и жену Домбровского зовут Клара Фазулаевна; Юрий Осипович попал под лавину репрессий в конце тридцатых и сидел в лагерях - и главный герой Зыбин в продолжении романа, "Факультет ненужных вещей", повторит судьбу автора. Чтение отрывка романа. |
4. Закрепление нового материала 10 минут | –Чем отличается этот отрывок от «Робинзона Крузо»? -Каким был город в 40-е годы -Какие чувства он вызывает у писателя? -Образы: перечислите. Запахи, слуховые, зрительные. Тополь алматинский- пирамидальный. Вывод: Каковы взаимоотношения человека и природы в данном отрывке? -Причинен ли вред природе строительством города? |
5. Домашнее задание 2 мин. | Ч. Айтматов «И дольше века длится день». |
6. Подведение итогов урока и рефлексия 5 мин. | Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. - Чему научил вас урок? - Какое впечатление осталось у вас от урока? |