Файл: Русский язык и литература Тема урока Ю. О. Домбровский Хранитель древностей Педагог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2021-2022 учебный год



Модуль/ наименование дисциплины

Русский язык и литература

Тема урока

Ю.О. Домбровский «Хранитель древностей»

Педагог




Класс




Дата проведения урока




Тип урока

Практический

Цель урока или результаты обучения

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю.О.Домбровского  и с фрагментом романа «Хранитель древностей», его особенностями; развивать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения;воспитывать у учащихся  интерес к истории казахского народа; проанализировать фрагмент из романа с точки зрения изображения в нем мира природы и взаимоотношений человека и природы; развивать зрительную, слуховую память, внимание, восприятие;


Критерии оценивания

Отрабатывают навыки анализа эпического произведения, умеют ориентироваться в тексте; высказывают и правильно формулируют высказываемые суждения;


Перечень профессиональных умений, навыков, осваиваемых обучающимися в ходе учебных занятий.

Анализ, обобщение, оценка

Учебно-методические пособия, литература

презентация, раздаточный материал

Технические средства, материалы

Интерактивная доска, презентация

Ход урока

Этапы урока




1 Организационный момент:

2 мин.

-приветствие

-проверка посещаемости

- психологический настрой


2. Подготовительный этап к объяснению нового материала(прогнозирование новой темы) 2 мин.

Эпиграф урока: Когда спросят нас, что мы делаем,
мы ответим: мы вспоминаем.
Да, мы память человечества,
поэтому мы, в конце концов,
непременно победим;
когда-нибудь мы вспомним так много,
что выроем самую глубокую могилу в мире.
Р.Бредбери.


3. Объяснение нового материала 24 минут

Презентация

Биография и история создания романа.

Ю́рий О́сипович Домбро́вский (12 мая 1909, Москва — 29 мая 1978, там же) — советский прозаик, поэт, литературный критик. Действие романа "Хранитель древностей" происходит в 30-х годах, в Казахстане. Главный герой, Зыбин, приезжает в Алма-Ату и поступает хранителем в городской музей, разбирая и упорядочивая его коллекции.
В "Хранителе древностей" практически не происходит значимых событий, трудно выделить какой-то четкий сюжет (по прочтении на какое-то мгновение возникает вопрос: а о чем вообще был роман?) - в книге просто описывается размеренная, тихая повседневная жизнь героя и окружающих его людей, с отступлениями-размышлениями, как водится, и с интересными этнографическими зарисовками и упоминанием любопытных исторических деталей. Но очень быстро это ощущение непонимания пропадает - оказывается, не обязательно нужно лихо закручивать сюжет, чтобы сказать что-то очень важное. Весь ужас 37-го года станет понятен позднее, в продолжении - романе "Факультет ненужных вещей", а пока мы видим лишь предзнаменования будущего ада, всполохи грозы на горизонте. Но и от этих всполохов - когда к читателю приходит понимание происходящих в романе событий (оно и к героям приходит не сразу!) - становится не по себе.
И еще - роман нужно перечитывать: не все заметно с первого взгляда, нужно всматриваться пристальнее, Домбровский пишет очень глубоко, на несколько слоев. Зато - если вглядеться - можно получить колоссальное удовольствие! Приведу мой личный опыт: прочитав роман, спустя несколько дней открыл его снова, и на первой же странице обнаружил потрясающее - "Час стоял ранний, дорога предстояла дальняя. От станции до города меня довезли, а по городу надо было идти пешком. Но Алма-Ата спала, спросить дорогу было не у кого, и я двинулся наугад. Просто потому пошел, что лучше
все-таки идти, чем стоять". Это ли не гениально? "... лучше все-таки идти, чем стоять" - на моей памяти, навскидку, фразы такого уровня вспоминаются только у Гессе.
Особую изюминку роману придает его значительная автобиографичность: автор, как и герой, жил некоторое время в Казахстане; одна из героинь романа - девушка Клара, и жену Домбровского зовут Клара Фазулаевна; Юрий Осипович попал под лавину репрессий в конце тридцатых и сидел в лагерях - и главный герой Зыбин в продолжении романа, "Факультет ненужных вещей", повторит судьбу автора.
Чтение отрывка романа.


4. Закрепление нового материала

10 минут

–Чем отличается этот отрывок от «Робинзона Крузо»?

-Каким был город в 40-е годы

-Какие чувства он вызывает у писателя?

-Образы: перечислите. Запахи, слуховые, зрительные.

Тополь алматинский- пирамидальный.

Вывод: Каковы взаимоотношения человека и природы в

данном отрывке?

-Причинен ли вред природе строительством города?


5. Домашнее задание 2 мин.

Ч. Айтматов «И дольше века длится день».

6. Подведение итогов урока и рефлексия

5 мин.

Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» 

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с

пожеланиями соседу по парте и отправить.

- Чему научил вас урок?

- Какое впечатление осталось у вас от урока?