ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 349
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Петушки Владимирской области»
Индивидуальный проект
Тема: «Эпоха правления Екатерины 2»
Выполнила: ученица 9 «А» класса Климова Ольга
Руководитель: учитель истории и обществознания
Сорокина Людмила Николаевна
г. Петушки, 2021 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 3-4
ГЛАВА 1. Теоретическая часть……………………………………………. 5-15
1.1. Происхождение Екатерины 2. Путь к трону ………………………….. 5-6
1.2 Реформы императрицы - Екатерины 2 ………………………………… 6-7
1.3. Внутренняя политика Екатерины 2 ……………………………………..7-9
1.4. Внешняя политика Екатерины 2 ………………………………………..9-11
1.5. Общее состояние страны ……………………………………………….11-15 ГЛАВА 2. Практическая часть ……………………………………………16-17 2.1. Анкетирование ………………………………………………………….16-17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 18-19
Список литературы……………………………………………………………...20
Приложения…………………………………………………………………. 21-23
Введение
Династия Романовых является для нашей страны символом и гордостью. Эта династия правила с 1613 года, целых 305 лет и в период ее правления сформировалась русская народность, четко оформилась русская государственность, вышла на мировую арену русская культура.
Жизнь и деятельность Екатерины II во все времена привлекала внимание общественности. В период подготовки и проведения крупных реформ преобразования, проведённые императрицей, становятся объектом повышенного интереса. Сама же Екатерина написала: «Слава страны - создает мою славу. Вот мое правило». Так было в 60-70-е гг. XIX в., на рубеже XIX-XX вв. Огромен интерес к этой личности и в наше время.
Изучая на уроках историю династии Романовых, меня тоже очень заинтересовали вопросы с жизнью и деятельностью Екатерины 2.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, мы как граждане нашей страны должны изучать деятельность исторических личностей для более глубокого осмысления прошлого нашего Отечества.
Цель работы - познакомиться с политической деятельностью Екатерины II.
Гипотеза: правление и достижение Екатерины 2 оказало значительное влияние на ход отечественной и мировой истории.
Предмет исследования: политика Екатерины 2 по организации взаимоотношений между государством и обществом с целью укрепления престижа верховной власти, проводимые императрицей реформы.
Задачи:
-
Изучить личность Екатерины 2. -
Проанализировать политику Екатерины 2 и современность. -
Сравнить политику Екатерины 2. -
Сделать вывод на основе собранного материала.
Методы исследования:
-
Анализ литературы; -
Сравнение, сопоставление -
Опросный
Объект исследования: правление Екатерины 2.
Практическая значимость:
1. Выступление перед одноклассниками на уроке истории
2. Изучение исторического прошлого нашей Родины
3. Опрос учащихся 8 и 9 классов
Глава 1. Теоретическая часть
-
Происхождение Екатерины 2. Путь к трону
Существуют знаменитые слова: «Из грязи в князи».
Эта фраза приходит на ум, когда читаешь об Екатерине II, единственной императрицей, рожденной за границей.
Екатерина II — императрица, которая правила в России 34 года (1762-1796). Происходила из мелкого северогерманского княжеского рода. Получила домашнее образование. Умная и честолюбивая, она воспитывалась в строгости, и природная ее гордость всячески подавлялась.
В 1744 Екатерина II приехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны. Приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны, в 1745 вступила в брак с великим князем Петром Федоровичем, впоследствии Петром III.
Придворные развлечения скоро наскучили молодой женщине, муж стал равнодушным. Однажды она забрела в дворцовую библиотеку, поразилась количеству книг и начала постигать мир. Чтение книг так увлекло Екатерину, что это стало для нее ежедневной потребностью до конца жизни. Она начала с любовных романов, потом читала труды французских просветителей. Екатерина стала прекрасно разбираться во многих вопросах государственной власти. Она подмечала все ошибки и промахи, совершаемые императрицей Елизаветой Петровной, просчитывала ситуации и предполагала, как бы она поступила в том или ином случае. Екатерина делала все, чтобы нравиться придворным своей набожностью, щедростью, умом и добротой. Слухи о ее добродетели распространились далеко за пределы дворца.
В 1754 Екатерина II родила сына, будущего императора Павла I. Болезнь Елизаветы Петровны и нелюбовь мужа делали возможной высылку Екатерины II из России или заточение в монастырь. После воцарения Петра III, относившегося к ней все более враждебно, ее положение стало шатким. Опираясь на гвардейские полки, 28 июня 1762 Екатерина II совершила бескровный переворот и стала самодержавной императрицей, так как около 12 лет формировала основу своей власти, искала сторонников среди гвардейских офицеров, придворных, духовенства, и простого народа. Петербург ликовал, когда узнал о свершившемся перевороте. Екатерине присягнули, как императрице. Ей оставалось только доказать, что она достойна короны и той огромной страны, за жизнь которой она теперь была в ответе.
Её муж — Петр 3 был Российским государем всего 186 дней.
1.2. Реформы императрицы - Екатерины 2
С самого начала своего царствования Екатерина II принялась за реформирование государственного аппарата, что было необходимо в связи со значительно выросшей со времен Петра Великого территорией страны. Несколько лет императрица работала над знаменитым «Наказом», целью которого было ввести в русское общество европейские законы.
В 1766г. для составления проектов новых законов в Москву собрались выборные представители всех сословий (естественно за исключением крестьян). Однако создать свод новых законов Комиссии не удалось, и уже через год она была распущенна под предлогом войны с Турцией.
Однако, не смотря на эти неудачи, в 1775г. Екатерина предприняла губернскую реформу. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система просуществовала до Великих реформ 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917г.
7 ноября 1775г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии.
При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная плата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного презрения (призирать – присматривать, опекать, заботиться).
Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Каждое сословие получало свой суд. Все суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным Ораном становился Сенат, а в губерниях – палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда.
В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль.
После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегии перешли к губернским органам. В 1775г. Были ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков перешли на Кубань.
1.3. Внутренняя политика Екатерины 2
В новых условиях решала задачу укрепления власть дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, Яицкое казачество – в Уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.
В 1773г. был принят закон о веротерпимости, а еще раньше, в 1764г., Екатерина правела объявленную еще Петром III секуляризацию монастырских земель (одновременно был установлен штат и оплата священнослужителей, а монастырские крестьяне перешли под власть государства).
Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.
Со времен Петра I образование в России носило целиком практический характер (получение необходимых знаний для военной и государственной службы). Екатерина первая из русских правителей, о воспитательном значении образования. «Один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина», - писала императрица. К числу таких учебных заведений, открывшихся еще в период царствования, относятся Московский воспитательный дом для детей – сирот (1764г.), Санкт-Петербургский Смольный институт благородных девиц (1764г.), а так же несколько благородных пансионов. По всей стране возникли духовные семинарии, медицинские, горные и коммерческие школы. По уставу 1786г. предусматривалось открытие в губернских городах 4-классных училищ, а в уездных центрах – 2-классных.
В 1763г. в России была учреждена Медицинская комиссия, в задачу которой входил надзор за медициной во всей империи. Было постановлено, что в каждом городе должны находиться врачи, отвечающие за здоровье не только горожан, на и всех уездных жителей. Перед городскими властями была поставлена задача создание госпиталей, больниц, приютов для умалишенных. Открывались аптеки, строились фабрики по производству хирургических инструментов. В медицинских школах шло обучение своих докторов, также врачей приглашали из-за границы.
1.4. Внешняя политика Екатерины 2
При Екатерине II были организованны научные экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепёхина, в результате которых появились подробные описания природы и культуры народов Поволжья, Урала, Сибири. Продолжала развиваться историческая наука (начатая трудами В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова): появились крупные работы М.М. Щербатова, и И.Н. Болдина. Новый территориальный рост России начинается с воцарением Екатерины II. После первой турецкой войны Россия приобретает в 1774 году важные пункты в устьях Днепра, Дона и в Керченском проливе (Кинбурн, Азов, Керчь, Еникале). Затем, в 1783 году присоединяется Балта, Крым и Кубанская область. Вторая турецкая война оканчивается приобретением прибрежной полосы между Бугом и Днестром (1791 г.).
Благодаря всем этим приобретениям, Россия становится твёрдой ногой на Чёрном море. В то же время польские разделы отдают России западную Русь. По первому из них в 1773 году Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская); по второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила области: Минскую, Волынскую и Подольскую; по третьему (1795—1797 гг.) — литовские губернии (Виленскую, Ковенскую и Гродненскую), Чёрную Русь, верхнее течение Припяти и западную часть Волыни. Одновременно с третьим разделом присоединено было к России и герцогство Курляндское (акт отречения герцога Бирона )
Оценивая правление Екатерины II, прежде всего следует сказать, что и внутренняя, и внешняя политика России в целом отвечала потребностям общества. Именно это и обеспечивало внутриполитическую стабильность екатерининского царствования.
Последовательная, без резких колебаний политика императрицы более импонировала дворянству и городским состояниям. Введенные ею сословные суды, как и органы местного самоуправления, были поставлены под контроль дворянства. Екатерина осуществила административную реформу, укрепившую начала законности в управленческих структурах. Качественно иным стало при Екатерине II народное образование: к концу XVIII столетия в стране насчитывалось 193 народных училища, в которых обучалось около 14тыс. человек. Этим было положено начало созданию системы общеобразовательной школы. Всего к началу XIX в. В стране существовало около 500 различных светского характера учебных заведений с 45-48 тыс. учащихся и 66 духовных семинарий и школ с более чем 20 тыс. семинаристов.