Файл: 1. Предмет этики Этика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Предмет этики: Этика – это философская дисциплина, изучающая отношения между людьми с точки зрения соответствия совершенству. Её предметом является мораль и нравственность. Она изучает нравственную основу отношений между людьми. В предмет этики входят:

• Размышления над высшими ценностями человеческой жизни: такими фундаментальными философскими понятиями, как свобода, счастье, добродетель, любовь и т. д. Помимо этого, этику также интересуют и противоположные понятия зла, порока, греха.

• Сложившиеся в обществе представления о правильном поведении, выражающиеся в определённых нормах и стандартах.

• Поступки человека как следствия принятого им решения, основанного на определённых мотивах, внутренних побуждениях.

• Происхождение моральных ценностей, общей природы морали.

Термин «этика» имеет древнегреческое происхождение от слова «ethos» (этос), Впервые этот термин использовался Аристотелем для обозначения совокупности этических добродетелей (т. е личностных качеств человека), позволяющих достичь высшего блага.

По мере развития человечества предмет этики изменяется. Появлялись различные концепции, объясняющие происхождение морали: религиозная, натуралистическая, социологизаторская, культурологическая. Мораль прошла этапы развития от принципа Талиона до золотого правила «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». В наше время под этикой чаще всего понимается определённый стандарт поведения в различных сферах деятельности, а под её предметом – моральные каноны социальной практики. Она стремится выявить законы, руководящие поступками людей и делающие их жизнь счастливой.

2.Место этики в структуре социогуманитарного знания: Этика-наука, область знания, изучающая философию. ее относят к практической философии. Она изучает мораль и нравственность, принципы поведения людей в обществе.

Термин берет свое происхождение от греческого слова этос –буквально: местопребывание, жилище, логово зверя, гнездо птиц. Позднее она приобретает новый смысл- устойчивая природа каких-либо вещей, явлений, характер живых существ.

Этика относится к гуманитарным дисциплинам, тк объектом ее изучения является человек и его взаимоотношения с окружающим миром.

Главный вопрос-определение, что такое хорошее поведение и как его можно классифицировать на правильное и неправильное.

Предмет этики- нравственные процессы жизни человека и общества: ведущие мотивы общественного поведения, нравственного бытия.

Как и другие науки социо-гуманитарного цикла, этику нельзя отделять от остальных наук. Она пронизывает все человеческие виды деятельности. Знание формируется философами, педагогами, историками, психологами, богословами и тд.

Связь этики с другими науками соц-гум цикла проявляется во всех СОЖ. Например, когда речь идет об анализе нравственных качеств человека, она взаимодействует с психологией. Так же на развитие культуры и искусства повлияли этические представления современности. Очевидна связь этики с экологией, когда решаются проблемы взаимодействия с окружающей средой. Без взаимодействия этики и социологией, педагогикой, нельзя обнаружить эти науки.

Таким образом, место этики в системе социогум знания является очень важным. Она координирует исследование морали с самыми разными науками. В некоторых случаях она образует даже специализированные области знания с другими науками: деловая этика, социологическая этика, политическая этика и пр.

3.Этика,мораль,нравственность: Этика – – это наука, область знания, являющаяся частью философского знания. Ее относят к практической философии. Она изучает мораль и нравственность и определяет присущую данному обществу совокупность принципов человеческого общения. Термин «этика – древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова «Этос» (ethos), означавшего местопребывание – человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Этика относится к гуманитарным дисциплинам, так как объектом ее изучения является человек, его поведение и отношение к окружающему. Главный вопрос этики - определение того, что такое хорошее поведение и что в нашем обществе делает поведение правильным или неправильным.

Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Мораль, как предмет изучения этики проявляет себя в конкретных человеческих взаимоотношениях. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и упорядочивая поведение людей в коллективе. Задачей морали является выстраивание иерархии наших целей. Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Она сводится к определенным духовным качествам человека, а также к определенным внутренним нормам и принципам поведения. Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и позицию к окружающей среде.

Золотое правило нравственности: не поступай по отношению к другим так, как не хочешь, чтобы относились к тебе


4.Свойства и функции морали: Мораль - специфический способ духовного освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное к нему отношение. Мораль обладает следующими свойствами:

• Императивность (требование определённого поведения)

• Моральные нормы носят обобщённый и всепроникающий характер

• Моральные требования имеют личностную форму (я должен)

• Мораль отличают неинституциальные механизмы регуляции (общественное мнение и совесть)

Она также выполняет ряд важнейших функции.

1. Регулятивная функция. Мораль регулирует отношения и поведение людей через одобрение и порицание.

2. Воспитательная функция. Она включает формирование моральных привычек, установок, запретов, что происходит в период становления личности.

3. Познавательная функция. Предполагает познавание смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

4. Ценностно-ориентирующая функция. Моральное знание закладывает моральную ориентацию личности. Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг.

5. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей.

6. Гуманизирующая функция. Включает категории морального сознания, выступающие нравственной основой человеческого бытия и являющиеся неким моральным эталоном для отношений между людьми.


5.Концепции происхождения морали: Мораль - специфический способ духовного освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное к нему отношение.

Она прошла следующие этапы развития:

1. Табу

2. Обычай

3. Традиция

4. Моральные правила

По мере развития человечества принципы общественной жизни изменялись. Самым ранним из них является принцип талиона. Принцип талиона ограничивал кровную месть, что выражается в известной формуле «око за око, зуб за зуб». Следующей ступенью развития морали выступает «золотое правило нравственности»,

В вопросе происхождения морали идут дискуссии. Существует несколько подходов к данной проблеме:

• Религиозная концепция. Она подразумевает, что мораль даётся человеку Богом. мораль основывается на вере и воспринимается как божий дар. Моральные заповеди сакральны и не требуют обоснования.

• Натуралистическая концепция. Согласно этому подходу, мораль заложена в человеке от природы. мораль как следствие усложнения биологических схем животных. Основным источником, причиной, способствующей развитию морали в человеческом обществе, заявляется выживание вида в борьбе за существование.

• Социологизаторская концепция. Рассматривает мораль как результат развития общества. Мораль возникает как результат постоянного взаимодействия между людьми, это специфически человеческая форма общения. Она выступает как продукт исторического развития.

• Культурологическая концепция. Она связывает происхождение и развитие морали с конкретными социокультурными условиями. Таким образом, мораль прошла длительные этапы развития, прежде чем принять современную форму и толкование. Тем не менее, несмотря на то,что учёные могут проследить её становление на протяжении всей истории человечества, единого мнения о её происхождении так и не сформировалось.

6.Моральное сознание и его структура: Моральное сознание-– это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.

Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

В структуру морального сознания входят ценности, нормы, идеальные представления человека, являющиеся отражением жизненно-практического и исторического опыта.

В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом, определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного

Идеал — это, наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о благом и должном, образ совершенства в отношениях между людьми или, безусловный высший образец нравственной личности.

Ценности- это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам может иметь два значения.

Моральное сознание имеет два уровня:

1. Эмоциональный- к нему относятся чувства, эмоции, настроение)

2. Рациональный- знания и понимая.

В структуре морального самосознания выделяют три компонента (это из вики)

1. Когнитивный компонент представляет собой сочетание нравственных принципов, знаний, представлений, понятий, суждений, осознаваемых личностью собственных моральных качеств.

2. Эмоциональный компонент отражает эмоционально-ценностное отношение к нормам морали, отношение к себе, моральную самооценку, эмоциональную оценку межличностных отношений.

3. Поведенческий компонент — готовность к определенному образу действий, а также определяет уровень личностной ответственности за собственное поведение.


7.Этические категории в структуре морального сознания: Моральное сознание - человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений.

Моральное сознание оценивает действия и общественные явления.

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. При всем разнообразии подходов можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: Добро и зло Долг и совесть Достоинство и честь Свобода и ответственность Страдание и сострадание Счастье дюбовь.

Категории этики определяют:

-цели развития человека и общества

-универсальное значение нравственности

-содержание морального сознания индивидов

1. Добро и зло

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро есть всё, что направление на созидание и сохранение блага, Добро -- это высшая нравственная ценность

Справедливость – мера соответствия между содержанием того или иного действия и его оценкой в общественном мнении, а также мера распределения обязанностей и различных благ.

Долг и совесть. Долг – чувство ответственности перед другими, перед обществом, перед самим собой. Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки.

Свобода и ответственность. Свобода- состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий. Ответственность – субъективная обязанность человека отвечать за свои поступки и их возможные последствия.

Честь и достоинство. Достоинство – внутренняя уверенная в собственной ценности, чувстве самоуважения. Честь -внешнее общественное признание поступков и заслуг, проявляющееся в авторитете и почитании.

Счастье- чувство глубокой моральной удовлетворенности, личное переживание полноты бытия и результатов жизнедеятельности.

Любовь- нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлением к объекту.

Нравственный идеал-высший моральный образец, которым руководствуется человек в своих поступках

8.Проблема автономии и гетерономии морали: Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и упорядочивая поведение людей в коллективе. Задачей морали является выстраивание иерархии наших целей.

Автономная и гетерономная мораль— распространенные типы этической теории.

Автономная этика выводит мораль из представлений о внутренне прирожденном, априорном нравственном долге. Она исходит из принципа, что нравственность имеет основание в самом морально действующем субъекте. Человек сам создает себе нравственный закон, при этом он совершенно свободен от любого внешнего воздействия.

Кант провозгласил полную автономию морали, то есть её ниоткуда не выводимый, доопытный (априорный) и самодовлеющий характер. Мораль выступает у Канта как самозаконодательство практического разума, формулирующего цели и принципы нравственного поведения. Нравственное поведение может быть таковым только тогда, когда мотивировано исключительно уважением к нравственному закону и независимо от внеморальных побуждений - себялюбия, страха перед Богом, перед законом, стремления к счастью, удовольствию или выгоде.

Идеи автономной морали развивал Кант в «Критике практического разума», где он пропагандировал принцип автономности нравственного поведения. Противопоставляемая автономной морали гетерономная морали выводит нравственность из внеморальных причин. Этими внешними причинами считаются законы государства, заповеди религии, а также такие мотивы, как личная заинтересованность, поиск выгоды и др, которы пришли индивиду извне.

С точки зрения марксизма дилемма автономности и гетерономности является ложной, исторически ограниченной. Она основана на противопоставлении объективных и субъективных детерминант морали.

Автономия и гетерономия показывают специфический характер морали, выявиляя внутренне присущую её логику развертывания и функционирования, позволяющий морали возвышаться над другими сферами человеческой деятельности и задавать им ценностные ориентиры и критерии.


9.Свобода воли и проблема морального выбора: Свобода воли — способность совершать действие на основе его объективного значения.в самом общем смысле она означает способность человека самостоятельно определять свои поступки. Как категория этики свобода воли означает, что, совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным.

Идея свободы воли, реализуется в свободе выбора, в возможности, способности и праве человека выбирать предпочтительное из альтернативных целей или задач.

Свободу воли предполагает и мораль. Она также формулирует определенные требования

Касательно свободы воли, существуют две мировоззренческие концепции: фатализм и волюнтаризм.

Волюнтаризм - мировоззренческая позиция, признающая волю в качестве высшего начала бытия.

- Принцип понимания нравственной деятельности, согласно которому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением.

- Волюнтаристскую концепцию можно назвать крайним выражением этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали.

Фатализм - представляет собой философскую концепцию, согласно которой все в жизни человека, как все процессы в обществе и природе, предопределено высшей волей, роком, судьбой.

Идея свободы воли реализуется в свободе выбора, в возможности, способности и праве человека выбирать предпочтительное из альтернативных целей или задач.

Значит, как раз на свободе воли основывается и моральный выбор.

Моральный выбор - акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому.

10.Принцип императивности морали: Императивность - это свойство властности, распоряжения, требовательности морали, по которым реализуется ее суть.

Императивность:

• согласует интересы личности с интересами общества;

• утверждаетприоритет общественных интересов;

• в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).

Значение императивности в этике сформировал философ Иммануил Кант, который определил суть понятия «категорический императив» как всеобщего морального закона: "...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь по¬желать, чтобы она стала всеобщим законом".

Речь идет не о внешнем принуждении, а о добровольной реализации человеком требований морали. Категорический императив проявляется только в том случае, если поступок осуществляется из чувства долга, а не из корыстной заинтересованности.

Наиболее важные, устоявшиеся в практике человеческих отношений ценности имеют свои явные императивные продолжения. Но любая ценность, если она осознается как нравственная, воспринимается как должная к исполнению. Еще точнее: некая ценность осознается человеком как нравственная в той мере, в какой она становится для него императивом.

В основе практического разума (морали) лежат определенные практические правила, которые Кант делит на:

• субъективные правила или максимы(это субъективные правила которые индивид устанавливает для себя сам)

• объективные законы - императивы

Категорический (безусловный) императив основан на априорном законе морали.

Категорический императив:

 его требования выполняются безусловно и добровольно;

 проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;

 выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью.


11.Моральный абсолютизм и моральный нигилизм: Моральный абсолютизм — утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость которых признается универсальной и ничем не ограниченной. Моральный абсолютизм соответствует убеждению, что существуют абсолютные стандарты, которые можно использовать для разрешения вопросов морали. Для абсолютизма счастье заключается в самой добродетели, для утилитаризма добродетель - лишь путь к счастью.

Моральный абсолютизм включает в себя абсолютно-гетерономные, абсолютно-автономные, феноменологические, интуитивные теории. При абсолютистском подходе к морали утверждается, что есть такие незыблемые нравственные принципы, которые не должны нарушаться ни при каких условиях. В других концепциях Абсолют рассматривается как то, что постоянно оказывает влияние на весь ход развивающихся в несовершенной реальности процессов. Абсолютно-интуитивные концепции исходят из идеи приоритета морального добра или долга над всеми другими, прагматическими мотивами бытия.

Моральный нигилизм — метаэтическая позиция, согласно которой ничто, по сути, не может быть моральным или аморальным. Например, моральный нигилист считает, что убийство, независимо от его причин и обстоятельств, нельзя считать плохим или хорошим поступком. С точки зрения морального нигилизма, мораль — искусственное построение, сложный набор правил, придерживаясь которых можно достичь определённых выгод, психологических, социальных, экономических, но говорить об истинности этих правил нельзя, потому что придать смысл этому утверждению невозможно.

Философия Никколо Макиавелли считается примером морального нигилизма, хотя этот взгляд иногда оспаривается. Его книга Государь (The Prince) часто восхваляет жестокость и обман, что в своё время шокировало современников Макиавелли, воспитанных на моральных ценностях христианства. По Макиавелли, государь обязан дистанцироваться от традиционной морали, преследуя государственные интересы.


12.Мораль и насилие: Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и упорядочивая поведение людей в коллективе. Следует различать два вида насилия. Насилие по отношению к себе и насилие по отношению к окружающим?

1)Если рассматривать любое насилие как зло, то и насилие по отношению к себе стоит считать неморальным. С другой стороны, мы знаем, например, что в Древнем Риме считалось самоубийство считалось нормальным поступком.

2)Изначально существовавший принцип талиона, по которому наказание человеку назначалось в соответствии с тяжестью преступления («око за око», «зуб за зуб»), отвечал насилием на насилие. С приходом христианства открылся новый взгляд на насилие.

Таким образом насилие предстаёт настолько неморальным поступком, что даже ответ насилием на насилие уже ведёт к греху. Ему мы обращаемся к категорическому императиву И. Канта, то и здесь даже частные случаи насилия предстают аморальными, поскольку если ты в данном случае считаешь применение насилия нормой, значит и все остальные получают право на применение насилия в этом случае.
отвечая злом на зло, мы умножаем его. Самое малое — на то количество зла, которое включается в ответное зло. Считать, что злом возможно уничтожить зло, как будто думать, что один пожар можно потушить, разжигая рядом второй.

Существует знаменитая формула: выбор меньшего зла. Она оправдана по той причине, что речь идет не о выборе зла, а о выборе меньшего зла. Насилие невозможно побороть насилием