Файл: Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш, ) по учебному предмету русский язык (обучение грамоте).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте)

УМК для школ слабослышащих

Технологическая карта урока обучение грамоте в 1 классе с дидактической структурой урока

1.

ФИО

Иванова Екатерина Павловна, учитель начальных классов ГКОУ СО «СКОШИ № 126» города Екатеринбурга

2.

Предмет

обучение грамоте (русский язык)

3.

Класс

1




Тема

Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)

Педагогическая цель

создание организационных и содержательных условий для овладения обучающимися знаниями о новой букве и звуке.

Тип урока

изложение нового материала

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой Ш; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять ударный звук в слове;тренировать учащихся в чтении слогов, слов и предложений с этой буквой; создать условия для формирования в памяти учащихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной буквы шрасширять и актуализировать лексический словарь по теме одежда.

Коррекционно-развивающие: развить фонематический слух, через выделение звука в слове; развивать процессы мышления, анализа и синтеза при выделении лишнего предмета, при подборе обобщающего слова к группе предметов; развить связную речь учащихся в процессе составления предложений по демонстрации действий; формировать контроль своих действий (речевой, умственный)  при ответе на вопросы; формировать адекватную самооценку, при оценивании себя в конце урока.

Воспитательные: способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, ответственности при выполнении заданий; организация условий для развития коммуникативных компетенций.

Планируемые результаты (предметные)

Обучающийся знает систему и структуру написания новых букв и соединений; различает звуки гласные, согласные; умеет определять ударение в слове, делить слова на слоги. У обучающегося сформирован навык плавного слогового чтение, чтение целыми словами.


Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные УУД:

Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; желание и стремление хорошо учиться; основные моральные нормы поведения. Получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; понимания значения знаний для человека и принятие этих знаний.

Познавательные УУД:

Научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;  ориентироваться в учебнике, тетради; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Регулятивные УУД:

Научится: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать и  оценивать результат своих действий; самоконтроль результатов письма; применять установленные правила в планировании способа решения (составление предложения по заданном устному образцу, опираясь на схему); сравнивать способ действия и результат (написанная буква) с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; использовать речь для регуляции своего действия (письмо под счет). Получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; определять цель выполнения заданий на уроке.

Коммуникативные УУД:

Научится: использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: 

Строить понятные для партнера высказывания; поддерживать диалог, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.

Формы и методы обучения

Форма: фронтальная

Методы: словесный, наглядный, практический

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин. Азбука. 1 класс, Донская Н. Ю., Линикова Н.И. Букварь для школ слабослышащих (2 отделение).

- электронные физкультминутки

- презентация к уроку

Оборудование

Учебник, таблички, иллюстрации, записи на доске, тетради.


Структура и ход урока:

1. Организационно-мотивационный момент.

2. Речевая зарядка.

3.Актуализация знаний

4. Открытие новых знаний

5. Закрепление

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Структура и ход урока

Этап

Действия учителя

Действия ученика

Формирование УУД

  1. Организационно-мотивационный момент

Актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (Будем хорошо говорить и внимательно слушать), создает положительный настрой.

-Прозвенел звонок – начался урок!

- Сядь, Ваня

- Сядь, Вова

- Сядь,  Матвей

- Сядьте, девочки

- Сейчас будет урок обучения грамоте. Какой сейчас будет урок?

Повтори, Ирина.

-Что мы будем делать на уроке обучения грамоте?

- Повтори, Настя.

Вспоминает алгоритм начала урока, приветствует учителя, настраивается на работу.

Ученик воспринимает поручения на слух, выполняет их.

- Сейчас будет урок обучения грамоте.

- …

- На уроке обучения грамоте мы будем слушать, правильно говорить, писать и читать.

-…

Личностные: принятие роли ученика;

желание и стремление хорошо учиться.

Регулятивные: умение настроится на работу;

овладение умением прогнозировать;

осуществление самоконтроля.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 вступать в диалог в соответствии с заданной речевой ситуацией.

  1. Речевая зарядка

Актуализирует полученный ранее навык нижне-диафрагмального дыхания, навык голосоподачи (голос нормальной высоты и силы), звукопроизношения.

 Дает образец произношения, контролирует действия ученика.

-        Сейчас мы будем говорить. Что мы будем делать,…?

- Послушайте. Произнесите на одном выдохе, с ударением.

ши-ши-ШИ-ши

ШУ-шу-шу-шу

Шу-ба

Шуба

У Маши шуба.

Вспоминает способы правильного произнесения, повторяет действия сопряженно, отраженно, самостоятельно. Отчитывается о проделанной работе.

- Мы будем говорить.

Учащиеся выполняют задание.

Личностные: осознает ощущения от органов артикуляции в момент говорения.

Регулятивные: волевая саморегуляция, коррекция, оценивает результаты деятельности.

Коммуникативные: : вступать в мини-диалог в соответствии с заданной речевой ситуацией.

  1. Актуализация знаний

Соотносят таблички с картинками, выполняют классификацию, выделяют лишний предмет.

-Посмотрите на доску (на доске картинки с изображением одежды и одна картинка с изображением овоща). Что это? Подберите карточки к картинкам.

- Что это всё вместе

- Это всё одежда?

Подбирают карточки

-Это одежда.

- Нет. Капуста – это овощ.

Регулятивные:осуществляют самоконтроль.

коммуникативные:

слушать и понимать речь других; вступает в мини-диалог в соответствии с заданной речевой ситуацией.

  1. Открытие новых знаний

Физкультминутка

Закрепление

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися новых знаний.

Игра «Волшебный мешочек».

- Что это?

- Арина, надень шарф. Ребята, что делает Арина?

- Вова, надень шапку. Что делает Вова?

- Составим предложение на доске. Иди к доске, Ваня.

- Прочитаем вместе.

- Что это, …?

- Правильно, …

- Сколько слов в предложении?

- Правильно сказал Вова, Настя?

- Сколько слогов в слове шапка?

- На какой слог падает ударение в слове шапка?

- Сколько букв в слове шапка?  

- Какой первый звук?

- Это какой звук гласный или согласный?

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»

- Ребята, я сейчас буду говорить слова, если вы услышите звук Ш, хлопайте в ладоши. Если в слове нет этого звука, не хлопаем.

Шуба, сок, школа, машина, каша, стакан, бабушка.

- Сейчас мы будем читать. Что мы будем делать?

- Повтори,…

Чтение слогов с доски

- Ребята, откройте буквари, стр. 70.

Чтение слов с доски и нахождение этих слов в букваре

- Откройте тетради. Напишите число.

Анализ строчной буквы ш.

- Теперь, ребята, мы будем учиться писать букву Ш. Показ карточки с элементом буквы.

- Ребята, это палочка с закруглением внизу. Давайте посчитаем, сколько таких палочек в букве ш.

Воздушное письмо под счёт.

Письмо в тетради строчной буквы ш.

Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами.

-  Это шарф (шапка).

- Арина надевает шарф.

- Вова надевает шапку.

Учащийся составляет предложение с помощью карточек, опираясь на вопросы.

Кто?      Что делает?     Что?

Вова         надевает         шапку.

 

- …

- Это предложение.

-…, правильно. Это предложение.

- В предложении 3 слова.

- Вова сказал правильно. В предложении 3 слова.

- В слове шапка 2 слога.

- В слове шапка, ударение падает на первый слог.

- В слове шапка 5 букв.

- Первый звук Ш.

- Это согласный звук.

Выполнение упражнений по заданному эталону учителя, с проговариванием.

Учащиеся слушают и выполняют задание.

- Мы будем читать.

- …

Отчет о выполненном действии.

- Я написал(а) число.

Считают и называют количество палочек с закруглением внизу.

Предметные:составляют предложения по демонстрации действий, по вопросам учителя и опорным схемам; выполняют анализ предложения (называют кол-во слов в предложении, делят слова на слоги, называют кол-во букв в слове, выделяют звук в слове).

Регулятивные: высказывают свое предположение; осуществляют самоконтроль результатов письма; использование речи для регуляции своего действия (письмо под счет);

применять установленные правила в планировании способа решения (составление предложения по заданном устному образцу, опираясь на схему);

сравнивать способ действия и результат (написанная буква) с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; вступает в диалог в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Регулятивные: волевая саморегуляция, сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  1.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Организует обобщение по учебной проблеме. Характеризует работу учащихся на уроке.

Какой сейчас был урок?

- Что мы делали на уроке обучения грамоте?

- Какую букву (звук) мы сегодня учили?

- Как ты говорил(а) ?

-Как ты слушал(а)?

- Ребята, а какое сейчас у вас настроение? (На партах изображение солнышка и тучки ) Переверните изображение и нарисуйте своё настроение.

Проводят обобщение по учебной проблеме. Самоанализируют деятельность на уроке. Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

-Сейчас был урок обучения грамоте.

- На уроке обучения грамоте мы внимательно слушали, правильно говорили, читали и писали.

Мы сегодня учили букву ш.

- Я говорил (а)хорошо (правильно).

- Я слушал(а) хорошо (внимательно).

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: вступает в диалог в соответствии с речевой ситуацией