Файл: 1. Основные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

1.Основные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта................1

2.Основные документы,регламентирующие работу железнодорожного транспорта....................................................................................................................8

3. Организация маневровой работы.........................................................................12

4. Основные показатели работы объектов транспорта...........................................15

5. Виды суточных планов-графиков на железнодорожных станциях...................16

6. Список используемой литературы.......................................................................18

Транспортная инфраструктура создает необходимые условия и материальную основу территориального разделения труда, оказывает огромное влияние на экономический рост и устойчивое развитие страны.

Железная дорога остается одной из главных инфраструктур экономики, принципиальная задача железнодорожной инфраструктуры1– обеспечить перевозки грузов и пассажиров в установленные сроки с обеспечением безопасности.

Инфраструктура – комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и (или) обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Функциональным назначением железнодорожного транспорта, как известно, является перевозка грузов и пассажиров, для чего он должен иметь соответствующие обустройства.

Инфраструктура железнодорожного транспорта – это комплекс взаимосвязанных структур, обеспечивающих выполнение основной его функции – перевозочного процесса. Инфраструктура железнодорожного транспорта – отраслевая инфраструктура, которая в свою очередь имеет свою инфраструктуру, состоящую из ряда объектов инфраструктуры.

Главным условием взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта является гармонизированный баланс между элементами инфраструктуры.

Состав объектов и укрупненных элементов инфраструктуры приведен на рисунке 1.1.

В соответствии с рисунком 1.1 инфраструктура железнодорожного транспорта – это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожный путь, тяговые средства, вагоны, железнодорожные станции, 
системы управления и регулирования, информационные комплексы, устройства электроснабжения, средства выполнения погрузочно-разгрузочных работ, кадровое обеспечение, а также устройства и комплексы по технической эксплуатации элементов инфраструктуры

Основные понятия и состав инфраструктуры. Регулирование железнодорожного транспорта в Российской Федерации основывается на обширном круге нормативных правовых актов, основными 184

из них являются Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в них прописаны основные положения о железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт общего пользования — производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.

Железнодорожный транспорт необщего пользования — совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура) — транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Железнодорожные пути общего пользования — железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.



Железнодорожные пути необщего пользования — железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Владелец инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора[1].

Владельцы инфраструктуры. В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляют деятельность следующие владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта:

  • — открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»);

  • — акционерное общество «Ямальская железнодорожная компания» (АО «ЯЖДК»);

  • — акционерное общество «Акционерная компания “Железные дороги Якутии”» (АО «АК “ЖДЯ”»);

  • — федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» (ФГУП «КЖД»).

ОАО «РЖД» создано в 2003 г. и приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации функции управления железнодорожным транспортом. Общая эксплуатационная длина железнодорожных путей ОАО «РЖД» составляет 85,6 тыс. км.

АО «ЯЖДК» создана в 2003 г. администрациями Ямало-Ненецкого автономного округа, Свердловской железной дороги и ОАО «Севтюменьтранспуть». Эксплуатирует линии Коротчаево — Новый Уренгой — Надым и Коротчаево — Новый Уренгой — Ямбург. Проводит достройку и восстановление железнодорожной линии Обская — Салехард — Надым и Коротчаево — Игарка, а также строительство новой железнодорожной линии Полуночное — Обская-2.

АО «АК “ЖДЯ”» является градообразующим предприятием, создано в 1995 г. для управления и завершения строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, линии Беркакит — Том-мот — Якутск. Длина эксплуатируемой линии составляет 800 км. Эффективность эксплуатации инфраструктуры связана с вводом во временную эксплуатацию в 2014 г. линии Томмот — Нижний Вестях, повлекшим переключение значительных объемов грузов с речного транспорта на железную дорогу из-за мелководья в верховьях реки Лена и повышенной стоимости перевозок автомобильным транспортом (до 50 %).

ФГУП «КЖД» основано в 2014 г. на базе подразделений Крымской дирекции Приднепровской железной дороги Украинских железных дорог, расположенных на территории Крыма, обслуживает систему железных дорог на территории Крымского полуострова и на Крымском мосту. В составе дороги находятся три локомотивных депо (Симферополь, Джанкой, Керчь), вагонное депо в Джанкое, два пассажирских депо с ремонтной базой, одно моторвагонное депо (в Симферополе), дистанции пути, сигнализации и связи, электрификации. До 2014 г. состояние инфраструктуры было неудовлетворительное ввиду незначительных вложений Украиной. После присоединения Крыма к Российской Федерации ситуация изменилась, и в настоящее время в состав Крымской железной дороги входит железнодорожная часть Крымского моста, пассажирское движение по которой началось 25 декабря 2019 г., а грузовое — 30 июня 2020 г. Эксплуатируемые линии: Соленое Озеро — Чистенькая, Остряково — Евпатория, Джанкой — Феодосия, Владиславовка — Крым, Джанкой — Армянск, Чистополье — Керчь-Южная — Тамань-Пассажирская.


АО «ЯЖДК», АО «АК “ЖДЯ”» и ФГУП «КЖД» занимают незначительную долю рынка по эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта, основную долю занимает ОАО «РЖД» и эксплуатирует всю железнодорожную инфраструктуру Российской Федерации за исключением вышеназванной. Перспективная топология развития сети железных дорог в Российской Федерации до 2030 г. представлена на рис. 6.1.

Владельцами инфраструктуры необщего пользования являются, в отличие от инфраструктуры общего пользования, множество предприятий. В основном это предприятия промышленного железнодорожного транспорта, осуществляющие деятельность по по-даче/уборке подвижного состава. Но также владельцами инфраструктуры необщего пользования могут быть и угольные разрезы, карьеры и иные крупные предприятия. Протяженность путей необщего пользования может составлять как несколько километров, так и сотни и даже тысячи километров.

Услуги по использованию инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» определены порядок и условия взаимодействия перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при оказании услуг по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, в том числе порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях отсутствия ограничений ее пропускной способности.

В соответствии с договором, владелец инфраструктуры оказывает перевозчику следующие услуги:

  • 1) предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа объектов инфраструктуры, включая установление и согласование маршрута пропуска поезда перевозчика исходя из определения кратчайшего расстояния между железнодорожной станцией отправления поезда и железнодорожной станцией назначения поезда;

  • 2) обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок (далее — железнодорожный подвижной состав перевозчика), на железнодорожные пути общего пользования, являющиеся частью инфраструктуры, включая выполнение следующих работ (операций):

    • — осуществление приема и передачи железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожные пути (с железнодорожных путей) общего пользования при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить данные операции,

    • — формирование поезда из железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, с использованием технических средств железнодорожных станций при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такое формирование;

  • 3) управление движением поездов, включая выполнение следующих работ (операций):

    • — согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта,

    • — организация продвижения железнодорожного подвижного состава перевозчика по железнодорожным путям общего пользования, принадлежащим владельцу инфраструктуры, в соответствии с условиями договора, предусмотренными для осуществления конкретной перевозки,

    • — диспетчерское управление перевозкой,

    • — контроль технического состояния железнодорожного подвижного состава перевозчика (технический осмотр),

    • — обслуживание железнодорожного подвижного состава перевозчика в пути следования (безотцепочный ремонт) при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такой ремонт,


  • — предоставление по обращению перевозчика информации о движении или месте нахождения железнодорожного подвижного состава перевозчика,

  • — электроснабжение железнодорожного тягового подвижного состава на электрифицированных участках инфраструктуры при использовании перевозчиком электрической тяги в процессе осуществления перевозки,

— проведение сортировочных и маневровых работ на железнодорожных станциях в процессе осуществления перевозки при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такие работы[2].

Основным документом, определяющим обязанности, права и ответственность железных дорог, организаций, учреждений и граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее — Устав). Устав регулирует отношения, возникающие между железными дорогами РФ и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта, и определяет их права, обязанности и ответственность. Он определяет основные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, отношения между железными дорогами и другими видами транспорта, а также основные положения в области эксплуатации железнодорожных путей. Действие Устава распространяется на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железным дорогам, входящим в единую сеть железных дорог РФ и открытым для общего пользования, в том числе на перевозки грузов, погрузка и выгрузка которых выполняется на железнодорожных подъездных путях, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

Перевозки в международном железнодорожном сообщении осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, настоящим Уставом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Выполнение воинских перевозок регулируется уставом воинских железнодорожных перевозок, утвержденным Правительством РФ.

Железные дороги обязаны полностью удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в перевозках, обеспечивать сохранность перевозимых грузов и своевременную их доставку в пункты назначения. Органы железнодорожного транспорта, а также грузоотправители обязаны при перевозках грузов строго соблюдать интересы государства, обеспечивать полное и ритмичное выполнение плана перевозок, рационально использовать подвижной состав и максимальную экономию транспортных издержек в народном хозяйстве.