Файл: Практическая работа к теме 1 Ценности и их роль для человека и общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»
Темы занятий: _
_ 1. Изучение учебных материалов по теме
1. Изучила представленную главу монографии А.В. Серого,
М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».
2. Составила конспект главы монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».
Задача воспитания – обеспечить адекватное понимание и принятие ценности, превращение ее в жизненный неотъемлемый принцип жизнедеятельности человека. Почему это важно? Да по той простой причине, что ценности – это не «правила дорожного движения», в которых все просто и однозначно разъяснено. К примеру, возьмем такой ценностный регулятор
свое мнение?.. Честность – это не инструкция, не набор предписаний о том, как себя вести. Она требует духовных исканий, волевых усилий, поступка. И так обстоит со всякой подлинной ценностью. Она ожидает жизнетворчества, а не механического следования неким правилам. Человек должен сам решить, как быть полезным Родине в трудную для нее минуту, как остаться человеком, когда кто-то ради денег и «красивой жизни» готов предать свою землю и тех, кто вырастил его!
Очень важно, чтобы этот увлекательный мир самопреодоления,
творческих устремлений, духовных открытий, каковым является процесс становления ценностных ориентаций, открылся нашим воспитанникам! И это, еще раз отметим, – важнейшая задача воспитателя! Чтобы успешно ее решать, классный руководитель должен знать особенности «работы» с ценностно-смысловой сферой воспитанников. Само название этой сферы говорит о том, что ценность становится действенной и определяет поведение ребенка лишь в том случае, когда обретает для него смысл – личностную значимость, а следование ей становится внутренней потребностью. Говоря другими словами, работа над ценностными ориентациями – это решение важнейшей педагогической задачи – как общественно значимые ценности сделать личностно значимыми для детей, их значение превратить в личностный смысл.
Известный психолог А.Н. Леонтьев предлагал различать
«знаемые» и реально действующие мотивы. Как же сделать, чтобы ценность стала реальным регулятором поведения? Для этого она должна быть пережита, встреча с ней должна стать событием для воспитанника, ее смысл ребенок по возможности должен открытьсам. Живой, не «словесный» образ ценности, ее подлинное содержание открывается ребенку в поступке героя любимой
книги, в образцах поведения окружающих его людей, в неожиданном суждении и ярком слове учителя. Иначе говоря,
для «проникновения» ценности в сознание ребенка нужна эмоциональная ситуация-событие, а не просто «плановое мероприятие».
Вместе с тем понятно, что «ситуация» как некий эмоциональный всплеск «зажигает» своеобразный духовный «огонек» в сознании ребенка, но этот свет может угаснуть, если воспитанник не будет постоянно находиться в нравственно ориентированной «повседневности», в среде, наполненной творческими коллективными делами, выполняемыми вместе со сверстниками, открытиями «друг друга», не будет жить жизнью, в которой, по словам поэта,
«тесно от больших событий» (Л. Ошанин). Такой ценностно ориентированной, личностно развивающей и должна быть жизнь коллектива школьного класса, в котором формируются ценностные ориентации!
Опыт показывает, что ценности усваиваются успешнее, быстрее становятся жизненными поведенческими смыслами,
если они часто выступают содержанием бесед, диалогов, диспутов, «проговариваются» в классе. Ценность лучше осмысливается, если она предстает на фоне своих
«антиподов», антиценностей – мещанских, обывательских, корыстных, безответственных, националистических, негуманных и даже бесчеловечных суждений и деяний, которыми, к сожалению, наполнен современный мир. Разоблачение всех этих проявлений – также важнейшая миссия классного руководителя!
Если дошкольнику мир ценностей в основном раскрывается через игруиролевоеобщение, то с приходом его в школу существенно меняется ситуация развития. Участие в обязательной учебной деятельности обусловливает главные новообразования младшегошкольноговозраста – становление осознанностиипроизвольности (Л.С. Выготский). Воля как механизм достижения цели эффективно функционирует, когда ребенок видит смысл, значимость и ценность той цели, для осуществления которой он прилагает усилия. Если добавить к этому то, что в данном возрасте велик авторитет учителя, то можно вполне полагать, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для принятия ребенком ценности учебы, самоуправляемого поведения, сотрудничества со взрослым и
других социально значимых ценностей.
Подростковый возраст с присущей ему ориентацией ребенка на самореализацию в сообществе сверстников, на интимно-личностные формы общения характеризуется резким возрастанием интереса подростков к ценностным регулятивам сознания и поведения человека, к подлинному
содержанию тех или иных ценностей. Подросток избирателен и эмоционален, он нуждается в ценностно-смысловом диалоге со сверстниками и взрослыми, хотя и не всегда проявляет это, стремится идентифицировать себя с принимаемой им группой, коллективом. Это как раз тот возраст, в котором как никогда востребованы разговорыоважном. Подросток нуждается в поддержке, стремится к пониманию и счастлив,когдаегопонимают. Осмысление и интерпретация ценностей становится при этом важнейшим содержанием бесед и классных часов (часов классного руководителя).
Потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих – лейтмотив развития личности вюношескомвозрасте. Ценностные ориентации на этом возрастном этапе выстраиваются в систему и обретают форму направленности личности.