Файл: Научные методы изучения живой природы наблюдение, описание, измерение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок биологии в 5 классе с использованием заданий на формирование функциональной грамотности.

Учитель: Енина Марина Владимировна, учитель биологии 1 категории МАОУ морской технический лицей

Оборудование: листья растений, линейка.

Тема урока

Научные методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение.

Цель урока

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений

Задачи урока

Образовательные:

- сформировать понятия о методах изучения природы, а именно о наблюдении, описании, измерении;

- научить различать оборудование для научных исследований.

Развивающие:

-развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли.

-развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.

-развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные:

-формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям.

Планируемые результаты обучения

Предметные Умение характеризовать методы изучения природы, объяснять целесообразность применения того или иного метода при изучении объектов, процессов и явлений природы, демонстрировать знания элементарных методов исследования живой природы, проводить наблюдения, измерения и описания живых организмов.

Метапредметные

практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.

УУД

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Регулятивные : умение определять цель урока и формулировать задачи, необходимые для её достижения, работать по предложенному плану и представлять результаты работы, анализировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме, строить эффективное взаимодействие со сверстниками в процессе выполнения совместной работы

Личностные: познавательный интерес к биологии. осознание значимости биологических открытий и современных исследований для развития науки.


Основные понятия

Листопад, диаграмма, график, схема.

Межпредметные связи

математика

Ресурсы

Т.С.Сухова В.И.Строганов Биология 5 класс Вентана Граф

Презентация учителя, видеофрагмент

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально.

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Сегодня мы с вами будем работать под девизом “ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!”. Конечно, за один урок абсолютно все узнать невозможно, но если приложить трудолюбие, активность и старание, то результаты будут успешными.

2. Актуализация (мобилизация) знаний, УУД в начале урока и в процессе его по мере необходимости

Несколько уроков мы с вами говорили о методах ,используемых при изучении биологии. Предлагаю вам выполнить следующее задание:

Работа в паре. Отвечают поочередно.

1. Методы исследования в биологии




2.Метод наблюдения это-




3.Может ли человек вмешиваться в природу во время наблюдения?




4. Эксперимент это практический или теоретический метод исследования?




5. Каков план проведения эксперимента?




6. Словесные методы изучения это-




7. Какими методами можно описать результаты исследования?







Вспоминают, проговаривают смысл основных методов исследования в биологии, работая в парах.

Вспоминают о способах фиксирования итогов исследования.


Личностные УУД

Смыслообразование

Познавательные УДД

Целеполагание

Использование знаково-символических средств




3. Мотивационно-ориентировочный этап ( демонстрация слайда с картинками)

А теперь поработаем с рисунками. Посмотрите на изображения и определите, какая картинка лишняя? Давайте попробуем составить вопросы к предложенному слайду?
Учащимся предлагается прочесть фрагмент из произведения Константина Паустовского «Желтый свет»
«Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли».

О каком природном явлении идет речь в данном отрывке из произведения? Кто главный герой?
Минута удивления демонстрация фрагмента листопада в природе.

С каким объектом мы сегодня будем работать?
https://www.youtube.com/watch?v=_jTzW773xtA&list=PLqxBXw5e2mhu6p8Akvoa-7kWwHXsjNhzm&index=7



Высказывают предположения

Листопад

листья

Построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учет разных мнений

Познавательные УДД

Использование знаково-символических средств

Подведение под понятие

Аналогия, обобщение

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Аргументация своего мнения и позиции

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Эмоциональный настрой на тему

3. Проведение лабораторной работы

Тема: Научные методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение.

Цель: Изучить особенности различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений

Оборудование: листья, линейка.

Ход работы:

Задание 1. Исследовать листья, которые лежат у вас на парте. Зарисуйте лист и опишите свои наблюдения по плану.

  1. Лист простой ли сложный

  2. Лист черешковый или сидячий

  3. Окраска листа

Зарисуйте лист и подпишите его основные части.


Физкультминутка

Учитель: «Закройте глаза, расслабьте тело, представьте ветер дует вам лицо, слышите, как шелестят листочки на дереве и хотите протянуть руки к ним все выше и выше…»



Индивидуальная работа, записи оформляются в рабочей тетради.

Учащиеся встают.

Учащиеся поднимают руки.

Поворачивают туловище, покачивающие движения.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений,

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело

Задание 2. Составьте опорную схему по методам исследования в биологии. Заполнить пустые места в схеме.





Задание 3. Исследовать листья и составить вариационный ряд изменчивости признака ( длина листовой пластинки), заполнить данные в таблице.

Длина

1

3

5

6

7

Количество листьев

3

5

4

4

2

Задание 4. На основе данных таблицы постройте диаграмму.



Задание 5. На основе данных таблицы постройте график изменения длины листовой пластинки.



Вывод: вывод по результатам лабораторной работы.


Индивидуальная работа по заполнению опорной схемы в тетради.


Работа в парах. Измерение длины листовой пластинки, группировка и расположение по возрастанию признака в таблице.
Индивидуальная работа по составлению диаграммы.

Индивидуальная работа по составлению графика по данным таблицы.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структурирование знаний

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция
Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структурирование знаний

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

9. Домашнее задание.

Домашнее задание (комментирование учителем)

Повторение материала по методам изучения в биологии. Составление таблицы:


метод

содержание

пример
























Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Устные ответы учащихся:

-Я узнал (а)...

- Меня удивило...

- Работая в группе, я ...

- Мне трудно представить, что...

Спасибо за внимание, урок окончен.


Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

Определяют свое настроение в конце урока.

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело