Файл: Научные методы изучения живой природы наблюдение, описание, измерение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок биологии в 5 классе с использованием заданий на формирование функциональной грамотности.
Учитель: Енина Марина Владимировна, учитель биологии 1 категории МАОУ морской технический лицей
Оборудование: листья растений, линейка.
Тема урока | Научные методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение. |
Цель урока | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений |
Задачи урока | Образовательные: - сформировать понятия о методах изучения природы, а именно о наблюдении, описании, измерении; - научить различать оборудование для научных исследований. Развивающие: -развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. -развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. -развивать креативность, критичность, внимание, память. Воспитательные: -формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям. |
Планируемые результаты обучения | Предметные Умение характеризовать методы изучения природы, объяснять целесообразность применения того или иного метода при изучении объектов, процессов и явлений природы, демонстрировать знания элементарных методов исследования живой природы, проводить наблюдения, измерения и описания живых организмов. Метапредметные практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов. |
УУД | Познавательные : поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Регулятивные : умение определять цель урока и формулировать задачи, необходимые для её достижения, работать по предложенному плану и представлять результаты работы, анализировать результаты своей деятельности. Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме, строить эффективное взаимодействие со сверстниками в процессе выполнения совместной работы Личностные: познавательный интерес к биологии. осознание значимости биологических открытий и современных исследований для развития науки. |
Основные понятия | Листопад, диаграмма, график, схема. |
Межпредметные связи | математика |
Ресурсы | Т.С.Сухова В.И.Строганов Биология 5 класс Вентана Граф Презентация учителя, видеофрагмент |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально. |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Сегодня мы с вами будем работать под девизом “ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!”. Конечно, за один урок абсолютно все узнать невозможно, но если приложить трудолюбие, активность и старание, то результаты будут успешными. | |||||||||||||||||||
2. Актуализация (мобилизация) знаний, УУД в начале урока и в процессе его по мере необходимости | |||||||||||||||||||
Несколько уроков мы с вами говорили о методах ,используемых при изучении биологии. Предлагаю вам выполнить следующее задание: Работа в паре. Отвечают поочередно.
| Вспоминают, проговаривают смысл основных методов исследования в биологии, работая в парах. Вспоминают о способах фиксирования итогов исследования. | Личностные УУД Смыслообразование Познавательные УДД Целеполагание Использование знаково-символических средств | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
3. Мотивационно-ориентировочный этап ( демонстрация слайда с картинками) А теперь поработаем с рисунками. Посмотрите на изображения и определите, какая картинка лишняя? Давайте попробуем составить вопросы к предложенному слайду? Учащимся предлагается прочесть фрагмент из произведения Константина Паустовского «Желтый свет» «Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава. Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли». О каком природном явлении идет речь в данном отрывке из произведения? Кто главный герой? Минута удивления демонстрация фрагмента листопада в природе. С каким объектом мы сегодня будем работать? https://www.youtube.com/watch?v=_jTzW773xtA&list=PLqxBXw5e2mhu6p8Akvoa-7kWwHXsjNhzm&index=7 | Высказывают предположения Листопад листья | Построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Учет разных мнений Познавательные УДД Использование знаково-символических средств Подведение под понятие Аналогия, обобщение Установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Аргументация своего мнения и позиции Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций Эмоциональный настрой на тему | |||||||||||||||||
3. Проведение лабораторной работы | |||||||||||||||||||
Тема: Научные методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение. Цель: Изучить особенности различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений Оборудование: листья, линейка. Ход работы: Задание 1. Исследовать листья, которые лежат у вас на парте. Зарисуйте лист и опишите свои наблюдения по плану.
Зарисуйте лист и подпишите его основные части. Физкультминутка Учитель: «Закройте глаза, расслабьте тело, представьте ветер дует вам лицо, слышите, как шелестят листочки на дереве и хотите протянуть руки к ним все выше и выше…» | Индивидуальная работа, записи оформляются в рабочей тетради. Учащиеся встают. Учащиеся поднимают руки. Поворачивают туловище, покачивающие движения. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело | |||||||||||||||||
Задание 2. Составьте опорную схему по методам исследования в биологии. Заполнить пустые места в схеме. Задание 3. Исследовать листья и составить вариационный ряд изменчивости признака ( длина листовой пластинки), заполнить данные в таблице.
Задание 4. На основе данных таблицы постройте диаграмму. Задание 5. На основе данных таблицы постройте график изменения длины листовой пластинки. Вывод: вывод по результатам лабораторной работы. | Индивидуальная работа по заполнению опорной схемы в тетради. Работа в парах. Измерение длины листовой пластинки, группировка и расположение по возрастанию признака в таблице. Индивидуальная работа по составлению диаграммы. Индивидуальная работа по составлению графика по данным таблицы. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структурирование знаний Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УДД Контроль Коррекция Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структурирование знаний Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УДД Контроль Коррекция | |||||||||||||||||
9. Домашнее задание. | |||||||||||||||||||
Домашнее задание (комментирование учителем) | Повторение материала по методам изучения в биологии. Составление таблицы:
| | |||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | |||||||||||||||||||
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. Устные ответы учащихся: -Я узнал (а)... - Меня удивило... - Работая в группе, я ... - Мне трудно представить, что... Спасибо за внимание, урок окончен. | Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. Определяют свое настроение в конце урока. | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |