Файл: Литература по курсу Пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности «За страницами школьного учебника» для 9 класса:

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание учебного материала по курсу

  3. Требования к уровню подготовки выпускников

  4. Календарно-тематическое планирование

  5. УМК и дополнительная литература по курсу




  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

  • Примерная программа (основно­го) общего образования по русскому языку //Примерные программы по учебным предметам. М.: «Просвещение», 2011.

  • Программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского по курсу «Русский язык» //Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. – 11-е изд., М.: «Просвещение», 2010.

  • Рабочая программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение курса «За страницами школьного учебника» по учебному плану МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 уч. год (34 часа).

Общая характеристика курса

Курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе повторения и систематизации знаний об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета.

Содержание обучения русскому языку в рамках курса «За страницами школьного учебника» отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Цели обучения

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • обобщение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • актуализация умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.





  1. Содержание учебного материала по курсу


Фонетика

Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

Морфемика и словообразование

Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова.

Грамматика. Морфология

Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова.

Грамматика. Синтаксис

Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Осложненное простое предложение. Сложное предложение. Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Сложные предложения с разными видами связи между частями. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения.

Орфография

Понятие об орфограмме. Основные принципы русской орфографии. Употребление гласных букв И /Ы, А /Я, У /Ю после шипящих и Ц. Употребление гласных букв О /Е (Е) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок Правописание суффиксов различных частей речи (кроме - Н -/- НН-). Правописание - Н - и - НН- в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Правописание словарных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Орфографический анализ.

Пунктуация

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при обособленных определениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Знаки

препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания при прямой речи, цитировании.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях. Пунктуационный анализ.

Речь

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Средства связи предложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы речи.

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

Языковые нормы

Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические).

Выразительность русской речи

Анализ средств выразительности. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.


  1. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;


уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров;

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.






Календарно-тематическое планирование









Тема урока

Дата

Кол-во часов

1

Звуки и буквы. Фонетический анализ слова




1

2

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы




1

3

Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ




1

4

Фразеологические обороты




1

5

Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова




1

6

Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова




1

7

Самостоятельные части речи




1

8

Служебные части речи




1

9

Морфологический анализ слова




1

10

Словосочетание




1

11

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения




1

12

Двусоставные и односоставные предложения




1

13

Сложное предложение. Виды сложных предложений




1

14

Способы передачи чужой речи.




1

15

Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов.




1

16

Правописание суффиксов различных частей речи.




1

17

Правописание НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий.




1

18

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Правописание служебных слов.




1

19-21

Знаки препинания в простом осложненном предложении




2

22

Знаки препинания при прямой речи, цитировании




1

23

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении




1

24

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении




1

25

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи




1

26

Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях.




1

27

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте




1

28-29

Стили и функционально -смысловые типы речи. Создание текстов различных стилей и функционально -смысловых типов речи.




2

30

Выразительность русской речи. Анализ средств выразительности. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.




1

31

Орфоэпические нормы.




1

32

Лексические нормы.




1

33

Грамматические нормы.




1

34

Резерв.





1