ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности «За страницами школьного учебника» для 9 класса:
-
Пояснительная записка -
Содержание учебного материала по курсу -
Требования к уровню подготовки выпускников -
Календарно-тематическое планирование -
УМК и дополнительная литература по курсу
-
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
-
Примерная программа (основного) общего образования по русскому языку //Примерные программы по учебным предметам. М.: «Просвещение», 2011. -
Программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского по курсу «Русский язык» //Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. – 11-е изд., М.: «Просвещение», 2010. -
Рабочая программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение курса «За страницами школьного учебника» по учебному плану МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 уч. год (34 часа).
Общая характеристика курса
Курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе повторения и систематизации знаний об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета.
Содержание обучения русскому языку в рамках курса «За страницами школьного учебника» отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Цели обучения
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; -
обобщение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; -
актуализация умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
-
Содержание учебного материала по курсу
Фонетика
Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.
Морфемика и словообразование
Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова.
Грамматика. Морфология
Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова.
Грамматика. Синтаксис
Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Осложненное простое предложение. Сложное предложение. Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Сложные предложения с разными видами связи между частями. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения.
Орфография
Понятие об орфограмме. Основные принципы русской орфографии. Употребление гласных букв И /Ы, А /Я, У /Ю после шипящих и Ц. Употребление гласных букв О /Е (Е) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок Правописание суффиксов различных частей речи (кроме - Н -/- НН-). Правописание - Н - и - НН- в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Правописание словарных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Орфографический анализ.
Пунктуация
Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при обособленных определениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания при прямой речи, цитировании.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях. Пунктуационный анализ.
Речь
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Средства связи предложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы речи.
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
Языковые нормы
Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические).
Выразительность русской речи
Анализ средств выразительности. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
-
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; -
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; -
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; -
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; -
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); -
основные единицы языка, их признаки; -
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
-
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; -
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; -
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; -
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); -
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); -
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); -
создавать тексты различных стилей и жанров; -
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; -
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); -
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; -
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; -
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; -
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; -
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; -
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; -
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; -
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; -
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
| Календарно-тематическое планирование | | |
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов |
1 | Звуки и буквы. Фонетический анализ слова | | 1 |
2 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы | | 1 |
3 | Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ | | 1 |
4 | Фразеологические обороты | | 1 |
5 | Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова | | 1 |
6 | Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова | | 1 |
7 | Самостоятельные части речи | | 1 |
8 | Служебные части речи | | 1 |
9 | Морфологический анализ слова | | 1 |
10 | Словосочетание | | 1 |
11 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения | | 1 |
12 | Двусоставные и односоставные предложения | | 1 |
13 | Сложное предложение. Виды сложных предложений | | 1 |
14 | Способы передачи чужой речи. | | 1 |
15 | Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов. | | 1 |
16 | Правописание суффиксов различных частей речи. | | 1 |
17 | Правописание НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. | | 1 |
18 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Правописание служебных слов. | | 1 |
19-21 | Знаки препинания в простом осложненном предложении | | 2 |
22 | Знаки препинания при прямой речи, цитировании | | 1 |
23 | Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении | | 1 |
24 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | | 1 |
25 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | | 1 |
26 | Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях. | | 1 |
27 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте | | 1 |
28-29 | Стили и функционально -смысловые типы речи. Создание текстов различных стилей и функционально -смысловых типов речи. | | 2 |
30 | Выразительность русской речи. Анализ средств выразительности. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. | | 1 |
31 | Орфоэпические нормы. | | 1 |
32 | Лексические нормы. | | 1 |
33 | Грамматические нормы. | | 1 |
34 | Резерв. | | 1 |