Файл: Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и обществознания.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогическая концепция

Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и обществознания.

Актуальность исследования. В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию.

Анализ состояния теории и практики оценивания знаний обучающихся и развитие навыков критического мышления позволяет нам назвать ряд противоречий между:

- потребностью современного образования в возрождении интеллектуально – духовного потенциала нации и практикой школьной подготовки, характеризуемой недостаточным вниманием к созданию условий для воспитания педагогически – значимых качеств личности;

- необходимостью воспитания ценностного отношения к истории своей страны и существующей ситуацией невключенности этого личностного образования в систему психолого – педагогической подготовки учащихся;

- необходимостью осуществления качественного мониторинга процесса развития критического мышления у обучающихся и отсутствием его адекватной критериальной характеристики в условиях общеобразовательной школы.

В связи с этим нами была сформулирована научная проблема исследования: каковы теоретико – методологические основы, специфика, основные направления и психолого – педагогические условия исторического образования влияющие на развитие критического мышления школьников?

Решение данной проблемы является целью исследования.

Предметом исследования являются методы и приемы учебной деятельности как механизм развития критического мышления школьников на уроках истории и обществознания.

Гипотеза исследования:
развитие критического мышления школьников будет эффективнее, если на основе изучения проблемы использования методов и приемов учебной деятельности как механизма ее развития, будут определены сущностная характеристика, специфика, содержание этих процессов, выявлены основные направления педагогической деятельности, приносящей наиболее ощутимые позитивные результаты.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

- ознакомиться с теоретической базой по этому вопросу;

- изучить опыт коллег;

- выбрать наиболее, на наш взгляд, приемлемые методы обучения и применить их на уроках;

- обосновать результативность используемых методов и приемов;

-обосновать критериальную характеристику развития критического мышления.

Методологическую основу исследования составляют: принцип системного подхода к анализу педагогических явлений (С.И. Архангельский); теория личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков), теория гуманизации и личностной ориентации образования (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский).

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга:

- теоретические: анализ философской, педагогической литературы, изучение и обогащение педагогического опыта;

- диагностические: обогащение независимых характеристик, самооценки;

- эмпирические: наблюдение, опытно-экспериментальная работа.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что:

- установлены разнообразные связи и зависимости между используемыми приемами и методами и развитием критического мышления учащихся;

- реализация совокупности общих, частных и специфических условий, выявленных в ходе исследования, позволит значительно повысить эффективность деятельности учителей, способствующей развитию критического мышления школьников в обучении.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы.



Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний.

Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности?

Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации.

Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательныйьпроцесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности. Цель работы по данной теме: сформировать у обучающихся способность к аналитическому мышлению, развить личностный творческий потенциал, способствовать саморазвитию и самообразованию, помочь выявить индивидуальное своеобразие каждого ученика.


В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

  1. активизацию познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ

  2. развитие умений рассуждать и мыслить

  3. развитие творческих способностей учащихся, через систему

индивидуальных и коллективных творческих заданий

  1. развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников)

  2. развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.

В настоящее время отечественное образование находится в стадии

реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях. Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребѐнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребѐнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». Я считаю, что необходимо внедрять в образовательную практику технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся).

Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.


Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

  1. Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

  2. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

  3. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3) Развитие аналитического, критического мышления.