Файл: Исследовательская работа Часовня и праздник святой великомученицы Параскевы Пятницы в д. Кривое Удорского района.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова
Ю.А. Спиридонов нима «Коми Республикаса Юралысьбердын искусство гимназия»
уджсикасӧвелӧданканму учреждение
Учебно-исследовательская работа
«Часовня и праздник святой великомученицы Параскевы Пятницы
в д.Кривое Удорского района»
Исполнитель: Щипачёва Кристина Сергеевна,
Обучающаяся 8 «г» класса
Руководитель: Воробьёв Дмитрий Алексеевич
Учитель истории и обществознания
г. Сыктывкар, 2022 год
Оглавление
1 | Введение. Актуальность исследования | 3 | |
2 | | Основная часть | 5 |
2.1 | Образ святой Параскевы в православной традиции | 5 | |
2.2 | Часовня и праздник Параскевы Пятницы в д. Кривое Удорского района | 7 | |
2.3 | Реставрация часовни Параскевы Пятницы | 10 | |
3 | Заключение | 11 | |
4 | Литературные источники | 13 |
Часовня и праздник святой великомученицы Параскевы Пятницы
в д.Кривое Удорского района
1.Введение. Актуальность исследования.
Общечеловеческие ценности с каждым годом занимают всё более важное место в нашей жизни. Одна из таких ценностей – сохранение духовной культуры и сплоченности народа. Актуальность темы исследования определена осознанием значения православных основ нашей жизни, ростом личного интереса к истории и культуре д. Кривое Удорского района Республики Коми.
Цель работы: Приобщиться к позитивному культурному и духовному наследию моих земляков через понимание значения образа святой Параскевы и часовни в д. Кривое, названной в ее честь.
Задачи:
1.Изучить научные, публицистические, литературные источники по теме проекта;
2.Через понимание образа святой Параскевы в православной традиции показать уникальность судьбы часовни Параскевы Пятницы в д. Кривое и празднования дня святой Параскевы;
3.Сделать выводы по теме проекта.
Научные, публицистические, литературные источники.
В ходе работы над темой были проанализированы и сделаны выписки из статей П.Ф.Лимерова «Святая Пятница Параскева, моли Бога о нас!»,Шарапова В.Э. «Живая традиция: заветные и храмовые праздники у современных коми», «Смотрите, как вам Богородица улыбается», Крутикова А.В. «Реставрация памятников деревянного культового зодчества в Республике Коми»; проанализированы статьи о Параскеве из «Энциклопедии уральских мифологий» и «Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстрированная энциклопедия»; ознакомлены со статьями Д.А.Худяковой, М.Ф.Худяковой, В.А.Жилиной, Г.Михеева в газете «Выль туйӧд». Также получены фотоматериалы из личных архивов М.Ф.Худяковой, И.В.Калининой.
Гипотеза: Часовня и праздник святой великомученицы Параскевы Пятницы помогает жителям нашей деревни Кривое сохранить лучшие традиции культурного наследия наших предков, не потерять веру в силу и помощь святой Параскевы, воспитывает молодое поколение жителей Кривого нравственно чистыми людьми.
Объект исследования: Образ Параскевы как «женской» святой - хранительницы семьи, деторождения, здоровья.
Предмет исследования: Почитание святой Параскевы на Вашке и связанные с этим традиции и обряды.
Методика исследования: анализ письменных источников, посещение часовни Параскевы Пятницы.
Время проведения исследования и территория исследования: октябрь 2021г– апрель 2022 г., д. Кривое Удорского района.
2.Основная часть.
2.1. Образ святой Параскевы в православной традиции.
Параскева – народное название дней памяти святыхПараскев, которых в русской православной традиции насчитывается четыре:
1.Римская мученица, пострадавшая при Нероне с сёстрами Фотинией Самарянкой и Кириакией. День памяти – 20 марта / 2 апреля.
2.Преподобномученица Параскева, родившаяся в 138 г. в деревне близ старого Рима. Её родители – христиане Агафон и Полития - соблюдали Божьи заповеди, за что Господь даровал им, не имевшим детей, дочь, которая родилась в пятницу, отчего и получила имя Параскева. Она проповедовала православную веру и обратила многих язычников в христианство. Вследствие чего евреи предъявили ей обвинение перед императором Антонином, последний подверг её мучениям: Параскева была погружена в сосуд с кипящей смолой и елеем (оливковым маслом), от брызг которого Антонин ослеп, но молитва святой, вернув ему зрение, обратила его в христианскую веру. Ещё дважды держала обет Параскева – перед Асклепием, осудившем её на съедение дракону, и перед Тарасием, от меча которого и погибла в 161 г. День памяти – 26 июля/ 8 августа.
3.Преподобная Параскева Сербская, которая была родом из Эпивата, близ Силистрии. Прославилась святостью и подвигами в середине XI в. в Палестине, когда и был установлен день её памяти 14/27 октября. Её мощи в 1238 г. перенесены в Тырново, в 1641 г. – в г. Яссы, ныне находятся в Белграде.
4.Великомученица Параскева, наречённая Пятницей, родившаяся в IIIв. в Иконии (Южная Турция). В Житии сообщается, что её богатые и благочестивые родители особенно почитали день страданий Христовых – пятницу, соблюдали строгий пост, молились, раздавали нищим милостыню, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевой, что в переводе с греческого означает «пятница». Параскева, решив посвятить себя Богу и просвещению язычников, дала обет безбрачия и вела с юности аскетический образ жизни. При Диоклетиане за исповедание православной веры была приведена язычниками на суд к правителю области, который предлагал ей отречься от Христа и принести жертву языческому идолу, обещав взять её себе в супруги. За отказ Параскеву Пятницу подвергли мучениям и истязаниям, после которых отсекли голову. День памяти – 28 октября / 10 ноября.
В народных представлениях образ Богородицы, как покровительницы плодородия и брака, сливается с образом святой Параскевы (на старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери), которую нередко называют Пятницей, она является также покровительницей одноименного дня недели. Святая мученица Параскева считалась покровительницей воды. Образ её являлся иногда в реке или колодце и придавал воде особую силу. Обращались к ней с просьбами на исцеление от разных болезней и недугов. Храмы во имя св. Параскевы исстари назывались Пятницами. Таким же образом именовались небольшие придорожные часовни на столбиках, кресты, а в древнее время – столбы с изображением св. Пятницы, которые устанавливали на перекрестках дорог или источников воды, считались священными.Около них происходили проводы в дальнюю дорогу, встречи из дальних странствий; девушки молились о женихах. Сами перекрестки тоже носили названия «пятниц». Иконы Параскевы хранились в церквях, откуда выносились на крестные ходы. Имелись такие иконы почти во всех домах. Это были особо почитаемые иконы и украшались они вышитыми полотенцами,лентами, цветами,душистыми травами, монистами.
В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой высокой худощавой женщиной (таких женщин до сих пор называют «долговязая пятница») с длинными распущенными волосами, символизировавшими лен, которая является в белой сорочке и плате или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретен, применяемых женщинами при прядении и ткачестве в пятницу и нарушивших таким образом запретна работу в этот день.
С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, отчего этот день и получил название «бабьего» или «женского» праздника. В народных легендах Параскева Пятница предстаёт повивальной бабкой – «простой бабой, которая занималась повоем».
Параскеву, наряду с Покровом Богородицы, считали покровительницей брака и родов, а дни Покрова и Пятницы виделись тождественными и заменяющими друг друга.
В народных представлениях Пятница и Богородица – защитницы женщин, распорядительницы браков, покровительницы дома и женских занятий. Слившийся образ Пятницы-Богородицы имеет языческие корни, в его основе лежат представление о божестве в женском облике.
Часто св. Параскева наделялась функциями доли (в славянской мифологии воплощение счастья, удачи, даруемых людям божеством), сообщая человеку, как ему лучше поступить для более благополучной жизни.
Кроме функции покровительницы браков и доли, Параскева Пятница считалась покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, прядения, а также прях. По древним верованиям, св. Параскева признавалась покровительницей полей и плодородия, земли и скота. Земля связывалась с образом Параскевы, так же как и образ Богородицы. Существовало поверье, что в пятницу, «матушку Прасковью», грехом было «тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение». К св. Параскеве обращались при начале жатвы, когда одна из старух с «лёгкой рукой»выходила ночью в поле, сжинала первый сноп, связывала, три раза клала на землю, приговаривая: «Пятница-Параскева-матушка! Пошли рабам божиим без скорби и болезни окончить жатву, будь им заступница от колдуна и полудницы, еретика и еретицы». В день памяти св. Параскевы в церковь приносили для освещения разнообразные плоды и зерно, которые потом хранились крестьянами в домах, как священные предметы, до следующего года. Кроме того, Параскева Пятница молилась о защите от коровьей смерти, о сохранении скота от падежа.
В народе верили, что св. мученица Параскева исцеляет людей от тяжёлых душевных и телесных недугов: «от дьявольского или нечистого наваждения»; «от корчей и трясучек».В честь св. Параскевы составили специальные молитвы, писали их на листках бумаги и носили на шее, предохраняя себя, таким образом, от разных болезней. Нередко подобные «молитвы» привязывались к голове для исцеления от головной боли, чтобы освободиться от нечистого духа, ставились свечи перед иконою св. Параскевы Пятницы. По поверью, целебным свойством обладали травы, цветы и другие привески к образу Параскевы, поэтому их сохраняли весь год и использовали в случае болезни:травы варили, а их отвар давали пить больным. До ХХ века иконы св. Параскевы были почти в каждом русском доме.Параскева также почиталась как покровительница торговли.В русской традиции накануне дня святой Параскевы (9 ноября) девушки загадывали желания на жениха, давая обет Параскеве выполнять в течение года грязную или тяжелую работу.
2.2.Часовня и праздник Параскевы Пятницы в д. Кривое Удорского района. Одна из часовен Параскевы Пятницы(в настоящее время ценнейший памятник народной архитектуры, охраняемый государством) была построена в начале XVIII века на реке Вашка в деревне Кривой Наволок (Кривое). В Республике Коми это единственный деревянный храм XVIII века, сохранившийся до наших дней почти без искажений. Приземистая, казалось бы, безыскусная деревенская часовенка не лишена своеобразного обаяния, которое придают ей восьмериково-шатровое завершение храма и малютка-звонница. С любовью возведённая местными жителями, сбережённая ими в эпоху гонений на церковь, часовня Параскевы Пятницы долгое время была единственным храмом на Удоре, где в советское время теплились церковные свечи и творилась молитва.