Файл: Исследовательская работа Часовня и праздник святой великомученицы Параскевы Пятницы в д. Кривое Удорского района.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из истории: Кривой Наволок впервые упоминается в Дозорной книге 1608 года, где было указано, что в деревне 31 жилой и 2 нежилых дома. Первое упоминание о часовне имеется в переписной книге Яренского уезда за 1646 год, где отмечено, что в Кривом Наволоке стоит часовня Прокопия Праведного. Эта часовня простояла более ста лет и в начале 18 века сгорела. Во 2 половине 18 века построили новую часовню, уже в честь Параскевы Пятницы(об этом говорит монета 1757 года, найденная в основании часовни при проведении реставрационных работ в 1999-2004 г.). В 1889 г. по просьбе жителей епархиальное начальство разрешает провести в часовне ремонтные работы и обустроить небольшую звонницу. В 1930 г. часовню закрыли, устроили склад. В 1975 г. появилась табличка «Памятник архитектуры. Охраняется государством». После этого под руководством Д.К.Яковлевой верующие начали проводить службы, заботиться о часовне. В деревне Кривое празднование дня святой Параскевы установлено по завету. Видимо, в те давние времена совсем одолели невзгоды, так что положили местные коми женщины завет отмечать памятьсв. Параскевы в Девятую пятницу по Пасхе, т.е. проходило ровно 60 дней от Светлого праздника Пасхи до дня Параскевы Пятницы, отмечаемого в д. Кривое. Верили, что в этот день икона святой может принести исцеление больным людям. Не случайно одно из народных названий этого праздника – ЗАВЕТНЫЙ ДЕНЬ БОЛЬНЫХ(заветнöй лун висьысьяслöн).
Когда сталкиваешься с явлениями, подобными празднику Параскевы Пятницы, то поневоле поражаешься стремлению простых деревенских людей сохранить то духовное наследие, что завещано предками. Стоишь на службе, вслушиваешься в слова молитвы: «Параскева Пятница, моли Бога о нас!..»,и душа наполняется трепетом, благоговением, чистотой, светом и теплом.Прекрасно, что с каждым годом Параскева собирает вокруг себя всё больше людей. Местные жители верят, что святая защищает маленькую деревушку от исчезновения: всем на удивление в Кривом рождается больше детей. В день «Пятничава» («Пятничная вода») все женщины, дети деревни, приезжие гости в 9 часов утра собираются около часовни. К половине десятого пожилые женщины, женщины среднего возраста, мамы с детьми, молодые девушки заходят в часовню, зажигают церковные свечи у установленных на специальных полках икон. Наибольшее количество свечей устанавливается у иконы Параскевы Пятницы и Николая Чудотворца.Около 10 часов уже зажжены все свечи. В первый ряд проходит староста деревни и те, кто знает молитвы. В прежние годы службу вели наставники, знавшие церковно-славянскую грамоту и читавшие старообрядческие книги. Но традиция прервалась в конце 1980 годов. Последней наставницей была Сорова Лидия Константиновна. После нее службу стала вести староста часовни Дарья Кирилловна Яковлева, которая вела службу уже по тетради, где были записаны молитвы святым. Дарья Кирилловна присматривала за часовней около 30 лет. При старосте Капитолине Кирилловне Калининой (после Д.К.Яковлевой) служба представляла собой простое пение молитв каждому из чинов небесной иерархии, представленных на иконах часовни. В последнюю очередь исполняются молитвы Параскеве Пятнице. На этом часовенная часть службы завершается. В настоящее время молитвы читает монах-псаломщик Иларион. После молитвы берут образа, иконы из часовни и обходят с ними вокруг часовни. Иконы представляют определенную иерархию: первая – икона Спаса, затем икона Богородицы, Прокопия, а за ней уже икона Параскевы Пятницы, затем остальные иконы. Женщины, несущие иконы, меняются, считается, что несущим их на празднике Параскевы Пятницы Бог списывает семь грехов. Дети идут впереди процессии, нередко тоже с иконами, грудных детей несут на руках.Затем идут через все село, переходят ручей Гагшор, направляются к речке Керъю. На берегу возле р. Керъюустановлены 2 деревянных обетных креста. Иконы ставят к крестам,
часть женщин становится на моление, а другие спускаются к воде и совершают омовение икон. Каждую икону по отдельности окунают в воду и моют глухариными крыльями. Вымытые иконы поднимают на берег и снова ставят к кресту. При этом исполняются молитвы в честь каждого из святых. Последней окунают икону св. Параскевы, и с этого момента вода в реке считается святой. А затем все набирают в свои посудины воду и тоже ставят их около креста. Особенно целительной считается вода, набранная с иконы Параскевы, поэтому сам образ долго держат в воде, подводя к ней детей и умывая их иконной водой. Если позволяет погода, некоторые женщины полностью окунаются в воду или приседают, подняв подолы юбок. Образ Пятницы как бы открывает воду, и с этого момента на Вашке разрешено купаться.Наконец, все иконы вымыты и установлены возле креста, сюда же поставлена набранная в бидоны и бутыли святая вода. Женщины становятся в полукруг к кресту и продолжают моление уже все вместе. Моление продолжается уже недолго, затем женщины берут иконы и поднимаются в часовню. Иконы ставят на свои места, покрывают их полотенцами, платками. Затем все становятся на отходную молитву, после ее завершения расходятся по домам. Целительная сила в воде действительно есть. Набранная в день Парасеквы,она целый год не портится, не меняет цвета, запаха. Матери всегда просили здоровья у Параскевы Пятницы своим детям, обещая непременно привезти искупать свое дитя в день её почитания святой водой. И дети выздоравливали. С самыми заветными мыслями женщины обращаются к Параскеве: молятся за семейное благополучие, за то, чтобы Бог даровал и берег детей, за здоровье всех родных и близких. Считается, что почитающих Параскеву и ведущих благочестивый образ жизни святая награждает, а провинившихся наказывает.
В ходе работы над темой мы нашли очень интересный факт существования часовни Параскевы Пятницы в 15 км от Важгорта. Об этом мы узнали из сочинения Стефана Ванеева «Описание родины», данного в «Сборнике сочинений воспитанников Вологодской семинарии 1841 года»: «Деревня при сей церкви довольно большая, так называемая Погост, более домов 60-ти. Все дома стоят на берегу упоминаемой мной реки. В верстах 15-ти от Погоста находится в лесу деревянная часовня, очень древняя и ветхая, как говорят, построенная, не знаю только кем, когда Стефан Великопермский просвещал зырян. В этой часовне есть явленная Икона Великомученицы Параскевы и крест деревянный, вырезанный Святителем Стефаном Великопермским и подписанный зырянскими литерами.» Кроме этой информации мы смогли узнать, что примерно в 15-ти км от Важгорта был деревянный, а ныне есть железный крест: «Место называется Ягпом крест. Дорога в этом месте раздваивается: одна ведет далее к местечку Ягпом, к
охотничьим угодьям важгортцев, а другая дорога называется Яран туй и ведет на речку Пыис. По этой дороге ненцы приезжали на оленях в Важгорт на Крещенскую ярмарку в 19 веке. Деревянный крест с вкрапленными в него монетами и непонятными буквами помнят старые охотники. Рассказывают, что крест спилили в 60-70 гг, затем ставили еще 2 раза, но тоже кто-то спиливал. Сейчас стоит железный», -рассказала Екимова Валентина Владимировна, проживающая в Важгорте. Возможно, возле этого креста и стояла уже в 1841 г. древняя, ветхая часовня Параскевы и важгортцы, и приезжие почитали Параскеву, если часовня стояла на развилке дорог, а люди приезжали торговать на ярмарку.
2.3.Реставрация часовни Параскевы Пятницы.
В годы «атеистического лихолетья» большинство культовых строений было предано уничтожению или кощунственному поруганию. Сокрушая купола храмов, православные кресты, перестраивая церкви в склады и тюрьмы, магазины и клубы, власти пытались уничтожить память о первоначальном назначении этих зданий, при этом искажая красоту, созданную народными мастерами.
Таким образом, и время, и политика советского государства по отношению к церкви в целом и церковной архитектуре в частности привели к тому, что к нашему дню на территории Республики Коми сохранились лишь единичные примеры того, что мы называем памятниками народной культовой архитектуры.Часовня Параскевы Пятницы в д. Кривое долгое время была единственным храмом на Удоре, где в советское время теплились церковные свечи и творилась молитва. Усилиями богомольных женщин, на их скудные средства часовню неоднократно «ремонтировали»: то заезжие строители кое-как заменят полы, то местные мужики подлатают кровлю. Но эти временные меры не могли предотвратить неминуемого разрушения здания. Требовалось проведение целого комплекса ремонтно-восстановительных работ.
Проект реставрации Пятницкой часовни, составленный московскими специалистами еще в конце 70-х годов, лишь спустя 20 лет дождался своего часа. Распоряжением Главы Республики Министерству культуры были выделены небольшие средства на первый этап реставрационных работ, который был осуществлен летом 1999 года: здание установлено на новый фундамент, полностью заменено несколько рядов обвязки нижних венцов (за счет этого храм сразу же избавился от «приземистости», «постройнел», вырос), внутри часовни настелены полы.К сожалению, венцы колоколенки не выдержали напора времени - были настолько ветхи, что пришлось ее разобрать и рубить копию. И хотя работ предстоит еще много – заменить обветшавшую кровлю и шатер, отремонтировать восьмерик храма и завершить ярус звона колокольни – уже сегодня в часовне без опаски можно проводить службы.
Реставрация памятников деревянного культового зодчества республики, начавшаяся на рубеже 80-90-х годов по инициативе Министерства культуры РК, остается одной из важнейших задач по сохранению культового наследия и достояния народа коми.
3.Заключение
Проведя исследование по теме, изучив источники, просмотрев фотоматериалы, можно сделать вывод, что образ Параскевы Пятницы, молебен в часовне и обряд освящения воды весьма почитаем среди жителей д.Кривое и близлежащих сёл. Уникальность судьбы часовни в том, что, начиная со 2 половины 18 века и до наших дней, пройдя через атеистическое безвременье почти всего 20 века, сохранен обычай ежегодного освящения воды и омовения икон в девятую пятницу после Пасхи. Не только Параскева – почитаемая святая на Вашке, но и сама часовня – святыня, где каждое бревнышко отмолено и напоено духом веры и дарует надежду всем входящим в неё. Самая древняя на сегодняшний день часовня в Коми Республике не только является памятником деревянного зодчества, но еще и действует и с большой любовью сберегается силами местных жителей и государства. Мы поистине живем на святой земле. Наша задача – осознать это и сохранить память наших предшественников, православную культуру и расширить понимание многогранности и бесконечности жизни. И дальше нести свет любви, помощи, добра.
Гипотеза, выдвинутая в начале проекта- Часовня и праздник святой великомученицы Параскевы Пятницы помогает жителям нашей деревни Кривое сохранить лучшие традиции культурного наследия наших предков, не потерять веру в силу и помощь святой Параскевы, воспитывает молодое поколение жителей Кривого нравственно чистыми людьми – нашла свое подтверждение.
Молитва
Святая невесто Христова, многострадальная мученице Параскево! Вемы, яко от юности твоея ты всею душею твоею и всем сердцем твоим возлюбила еси Царя славы, Христа Спасителя и Ему единому уневестиласяеси, раздавши имения твоя неимущим и бедным. Ты силою благочестия твоего, твоим целомудрием и праведностию, яко лучами солнечными, просияла еси, живши свято среди неверных и безбоязненно проповедавши им Христа Бога. Ты, от дней юности твоея, наученная твоими родителями, всегда благоговейно чествовала дни искупительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, Егожеради и сама добровольно пострадала еси. Ты, десницею ангела Божия от неисцельных ран дивно исцеленная и восприявшая неизреченную светлость, изумила еси неверных мучителей. Ты, именем Господа нашего Иисуса Христа и силою молитвы твоея в капище языческом всех идолов долу повергши, в прах сокрушила еси я. Ты, опаляемая свещами, единою молитвою твоею ко всесильному Господу угасила еси огнь естественный, и тем же пламенем, чудесневозжженным чрез ангела Божия, попаливши неистовых беззаконников, мног народ привела еси к познанию истиннаго Бога. Ты, во славу Господа приявши мечное главы твоея усечение от мучителей, доблественноскончалаеси страдальческий твой подвиг, возшедшидушеютвоею на небеса, в чертог вожделеннаго твоего Жениха Христа Царя Славы, радостно сретшаготя небесным гласом: "Радуйтеся, праведнии, яко мученица Параскева увенчася!" Темже и мы днесь приветствуем тя, многострадальная, и, взирающе на святую твою икону, с умилением вопием ти: всечестная Параскево! Вемы, яко велиеимаши дерзновение ко Господу: умоли убо Его Человеколюбца и о нас предстоящих и молящихся ти. Да подаст Он и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниях; да дарует Он, ходатайством твоим и заступлением, радостное, благоденственное и мирное житие,
здравие же и спасение, и во всем благое поспешение возлюбленному нашему отечеству, да ниспослет святое Свое благословение и мир, и всем православным христианам да подаст твоими святыми молитвами утверждение в вере, благочестии и святости, преспеяние же в христианской любви и всякой добродетели; да очистит нас грешных от всякия скверны и порока; да оградит нас святыми Своими ангелами, да заступит, сохранит и помилует всех святою Своею благодатию и соделает наследниками и причастниками Небеснаго Своего Царствия. И такоулучивше спасение твоими святыми молитвами, предстательством и заступлением, всеславная невесто Христова Параскево, прославим все пречистое и великолепое имя дивнаго во святых Своих истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
4. Список литературы:
1.Ванеев С. Описание родины// Зыряне и зырянский край в литературных документах 19 века. Сост., вступ. ст. В.А.Лимеровой. Сыктывкар:ООО «Издательство «Кола», 2010. С.276.
2.Жилина В. А. И природа сама стала как бы храмом // Выль туйӧд. – 2008. – 15 августа.
3.Жилина В.А. Кӧджса Пекнича Параскева нима часовня // Выль туйӧд.-2001. -23 марта.
4.Кириллова А. Корисны да кевмысисныбурдӧдысьлы/ Выль туйӧд. – 2003.-12 июля.
5.Крутиков А.В. Реставрация памятников деревянного культового зодчества в Республике Коми // Вестник культуры. – 2000. - №1. – С. 67-73.
6.Лимеров П.Ф. Святая Пятница Параскева, моли Бога о нас!..// Арт, 2005, №3. С.110-121.
7.Михеев Г. Большая духовная стирка/Выль туйӧд. 2005. – 10 сентября.
8.Параскева/Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: «Искусство - СПБ», 2001. –С. 364-373.
9.Параскева –Пекнича// Энциклопедия уральский мифологий. Т.1. Мифология Коми /Н.Д.Конаков и др. М., Сыктывкар: ДИК, 1999. С.281-284.
10.Худякова Д. Вежа ва бурдӧдас и видзас / Дарина Худякова // Выльтуйӧд. – 2006. - 5 июля. – Пер. загл.: [Святая вода исцелит и сохранит].
9.Худякова Д. Часовняным – сиктлӧн нималанатор / Дарина Худякова // Выль туйӧд. 2004. – 28 июля. –Пер. загл.: [Наша часовня – достояние села].
11.Худякова М. Видз миянӧс, Параскева /Мария Худякова; фото авт. // Выль туйӧд. – 2008. – 9 июля. – Пер.загл.: [Храни нас, Параскева]
12.Худякова М. Корисны дзоньвидзалун да шонді / Мария Худякова // Выль туйӧд. – 2004. – 26 июня. – Пер. загл.: [Просили здоровья и солнца]
13.Худякова М. Сулалӧ нин нёльӧд нэм / Мария Худякова // Выль туйӧд. – 2003. – 2авг. – Пер. загл.: [Стоит уже четвёртое столетие]
Когда сталкиваешься с явлениями, подобными празднику Параскевы Пятницы, то поневоле поражаешься стремлению простых деревенских людей сохранить то духовное наследие, что завещано предками. Стоишь на службе, вслушиваешься в слова молитвы: «Параскева Пятница, моли Бога о нас!..»,и душа наполняется трепетом, благоговением, чистотой, светом и теплом.Прекрасно, что с каждым годом Параскева собирает вокруг себя всё больше людей. Местные жители верят, что святая защищает маленькую деревушку от исчезновения: всем на удивление в Кривом рождается больше детей. В день «Пятничава» («Пятничная вода») все женщины, дети деревни, приезжие гости в 9 часов утра собираются около часовни. К половине десятого пожилые женщины, женщины среднего возраста, мамы с детьми, молодые девушки заходят в часовню, зажигают церковные свечи у установленных на специальных полках икон. Наибольшее количество свечей устанавливается у иконы Параскевы Пятницы и Николая Чудотворца.Около 10 часов уже зажжены все свечи. В первый ряд проходит староста деревни и те, кто знает молитвы. В прежние годы службу вели наставники, знавшие церковно-славянскую грамоту и читавшие старообрядческие книги. Но традиция прервалась в конце 1980 годов. Последней наставницей была Сорова Лидия Константиновна. После нее службу стала вести староста часовни Дарья Кирилловна Яковлева, которая вела службу уже по тетради, где были записаны молитвы святым. Дарья Кирилловна присматривала за часовней около 30 лет. При старосте Капитолине Кирилловне Калининой (после Д.К.Яковлевой) служба представляла собой простое пение молитв каждому из чинов небесной иерархии, представленных на иконах часовни. В последнюю очередь исполняются молитвы Параскеве Пятнице. На этом часовенная часть службы завершается. В настоящее время молитвы читает монах-псаломщик Иларион. После молитвы берут образа, иконы из часовни и обходят с ними вокруг часовни. Иконы представляют определенную иерархию: первая – икона Спаса, затем икона Богородицы, Прокопия, а за ней уже икона Параскевы Пятницы, затем остальные иконы. Женщины, несущие иконы, меняются, считается, что несущим их на празднике Параскевы Пятницы Бог списывает семь грехов. Дети идут впереди процессии, нередко тоже с иконами, грудных детей несут на руках.Затем идут через все село, переходят ручей Гагшор, направляются к речке Керъю. На берегу возле р. Керъюустановлены 2 деревянных обетных креста. Иконы ставят к крестам,
часть женщин становится на моление, а другие спускаются к воде и совершают омовение икон. Каждую икону по отдельности окунают в воду и моют глухариными крыльями. Вымытые иконы поднимают на берег и снова ставят к кресту. При этом исполняются молитвы в честь каждого из святых. Последней окунают икону св. Параскевы, и с этого момента вода в реке считается святой. А затем все набирают в свои посудины воду и тоже ставят их около креста. Особенно целительной считается вода, набранная с иконы Параскевы, поэтому сам образ долго держат в воде, подводя к ней детей и умывая их иконной водой. Если позволяет погода, некоторые женщины полностью окунаются в воду или приседают, подняв подолы юбок. Образ Пятницы как бы открывает воду, и с этого момента на Вашке разрешено купаться.Наконец, все иконы вымыты и установлены возле креста, сюда же поставлена набранная в бидоны и бутыли святая вода. Женщины становятся в полукруг к кресту и продолжают моление уже все вместе. Моление продолжается уже недолго, затем женщины берут иконы и поднимаются в часовню. Иконы ставят на свои места, покрывают их полотенцами, платками. Затем все становятся на отходную молитву, после ее завершения расходятся по домам. Целительная сила в воде действительно есть. Набранная в день Парасеквы,она целый год не портится, не меняет цвета, запаха. Матери всегда просили здоровья у Параскевы Пятницы своим детям, обещая непременно привезти искупать свое дитя в день её почитания святой водой. И дети выздоравливали. С самыми заветными мыслями женщины обращаются к Параскеве: молятся за семейное благополучие, за то, чтобы Бог даровал и берег детей, за здоровье всех родных и близких. Считается, что почитающих Параскеву и ведущих благочестивый образ жизни святая награждает, а провинившихся наказывает.
В ходе работы над темой мы нашли очень интересный факт существования часовни Параскевы Пятницы в 15 км от Важгорта. Об этом мы узнали из сочинения Стефана Ванеева «Описание родины», данного в «Сборнике сочинений воспитанников Вологодской семинарии 1841 года»: «Деревня при сей церкви довольно большая, так называемая Погост, более домов 60-ти. Все дома стоят на берегу упоминаемой мной реки. В верстах 15-ти от Погоста находится в лесу деревянная часовня, очень древняя и ветхая, как говорят, построенная, не знаю только кем, когда Стефан Великопермский просвещал зырян. В этой часовне есть явленная Икона Великомученицы Параскевы и крест деревянный, вырезанный Святителем Стефаном Великопермским и подписанный зырянскими литерами.» Кроме этой информации мы смогли узнать, что примерно в 15-ти км от Важгорта был деревянный, а ныне есть железный крест: «Место называется Ягпом крест. Дорога в этом месте раздваивается: одна ведет далее к местечку Ягпом, к
охотничьим угодьям важгортцев, а другая дорога называется Яран туй и ведет на речку Пыис. По этой дороге ненцы приезжали на оленях в Важгорт на Крещенскую ярмарку в 19 веке. Деревянный крест с вкрапленными в него монетами и непонятными буквами помнят старые охотники. Рассказывают, что крест спилили в 60-70 гг, затем ставили еще 2 раза, но тоже кто-то спиливал. Сейчас стоит железный», -рассказала Екимова Валентина Владимировна, проживающая в Важгорте. Возможно, возле этого креста и стояла уже в 1841 г. древняя, ветхая часовня Параскевы и важгортцы, и приезжие почитали Параскеву, если часовня стояла на развилке дорог, а люди приезжали торговать на ярмарку.
2.3.Реставрация часовни Параскевы Пятницы.
В годы «атеистического лихолетья» большинство культовых строений было предано уничтожению или кощунственному поруганию. Сокрушая купола храмов, православные кресты, перестраивая церкви в склады и тюрьмы, магазины и клубы, власти пытались уничтожить память о первоначальном назначении этих зданий, при этом искажая красоту, созданную народными мастерами.
Таким образом, и время, и политика советского государства по отношению к церкви в целом и церковной архитектуре в частности привели к тому, что к нашему дню на территории Республики Коми сохранились лишь единичные примеры того, что мы называем памятниками народной культовой архитектуры.Часовня Параскевы Пятницы в д. Кривое долгое время была единственным храмом на Удоре, где в советское время теплились церковные свечи и творилась молитва. Усилиями богомольных женщин, на их скудные средства часовню неоднократно «ремонтировали»: то заезжие строители кое-как заменят полы, то местные мужики подлатают кровлю. Но эти временные меры не могли предотвратить неминуемого разрушения здания. Требовалось проведение целого комплекса ремонтно-восстановительных работ.
Проект реставрации Пятницкой часовни, составленный московскими специалистами еще в конце 70-х годов, лишь спустя 20 лет дождался своего часа. Распоряжением Главы Республики Министерству культуры были выделены небольшие средства на первый этап реставрационных работ, который был осуществлен летом 1999 года: здание установлено на новый фундамент, полностью заменено несколько рядов обвязки нижних венцов (за счет этого храм сразу же избавился от «приземистости», «постройнел», вырос), внутри часовни настелены полы.К сожалению, венцы колоколенки не выдержали напора времени - были настолько ветхи, что пришлось ее разобрать и рубить копию. И хотя работ предстоит еще много – заменить обветшавшую кровлю и шатер, отремонтировать восьмерик храма и завершить ярус звона колокольни – уже сегодня в часовне без опаски можно проводить службы.
Реставрация памятников деревянного культового зодчества республики, начавшаяся на рубеже 80-90-х годов по инициативе Министерства культуры РК, остается одной из важнейших задач по сохранению культового наследия и достояния народа коми.
3.Заключение
Проведя исследование по теме, изучив источники, просмотрев фотоматериалы, можно сделать вывод, что образ Параскевы Пятницы, молебен в часовне и обряд освящения воды весьма почитаем среди жителей д.Кривое и близлежащих сёл. Уникальность судьбы часовни в том, что, начиная со 2 половины 18 века и до наших дней, пройдя через атеистическое безвременье почти всего 20 века, сохранен обычай ежегодного освящения воды и омовения икон в девятую пятницу после Пасхи. Не только Параскева – почитаемая святая на Вашке, но и сама часовня – святыня, где каждое бревнышко отмолено и напоено духом веры и дарует надежду всем входящим в неё. Самая древняя на сегодняшний день часовня в Коми Республике не только является памятником деревянного зодчества, но еще и действует и с большой любовью сберегается силами местных жителей и государства. Мы поистине живем на святой земле. Наша задача – осознать это и сохранить память наших предшественников, православную культуру и расширить понимание многогранности и бесконечности жизни. И дальше нести свет любви, помощи, добра.
Гипотеза, выдвинутая в начале проекта- Часовня и праздник святой великомученицы Параскевы Пятницы помогает жителям нашей деревни Кривое сохранить лучшие традиции культурного наследия наших предков, не потерять веру в силу и помощь святой Параскевы, воспитывает молодое поколение жителей Кривого нравственно чистыми людьми – нашла свое подтверждение.
Молитва
Святая невесто Христова, многострадальная мученице Параскево! Вемы, яко от юности твоея ты всею душею твоею и всем сердцем твоим возлюбила еси Царя славы, Христа Спасителя и Ему единому уневестиласяеси, раздавши имения твоя неимущим и бедным. Ты силою благочестия твоего, твоим целомудрием и праведностию, яко лучами солнечными, просияла еси, живши свято среди неверных и безбоязненно проповедавши им Христа Бога. Ты, от дней юности твоея, наученная твоими родителями, всегда благоговейно чествовала дни искупительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, Егожеради и сама добровольно пострадала еси. Ты, десницею ангела Божия от неисцельных ран дивно исцеленная и восприявшая неизреченную светлость, изумила еси неверных мучителей. Ты, именем Господа нашего Иисуса Христа и силою молитвы твоея в капище языческом всех идолов долу повергши, в прах сокрушила еси я. Ты, опаляемая свещами, единою молитвою твоею ко всесильному Господу угасила еси огнь естественный, и тем же пламенем, чудесневозжженным чрез ангела Божия, попаливши неистовых беззаконников, мног народ привела еси к познанию истиннаго Бога. Ты, во славу Господа приявши мечное главы твоея усечение от мучителей, доблественноскончалаеси страдальческий твой подвиг, возшедшидушеютвоею на небеса, в чертог вожделеннаго твоего Жениха Христа Царя Славы, радостно сретшаготя небесным гласом: "Радуйтеся, праведнии, яко мученица Параскева увенчася!" Темже и мы днесь приветствуем тя, многострадальная, и, взирающе на святую твою икону, с умилением вопием ти: всечестная Параскево! Вемы, яко велиеимаши дерзновение ко Господу: умоли убо Его Человеколюбца и о нас предстоящих и молящихся ти. Да подаст Он и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниях; да дарует Он, ходатайством твоим и заступлением, радостное, благоденственное и мирное житие,
здравие же и спасение, и во всем благое поспешение возлюбленному нашему отечеству, да ниспослет святое Свое благословение и мир, и всем православным христианам да подаст твоими святыми молитвами утверждение в вере, благочестии и святости, преспеяние же в христианской любви и всякой добродетели; да очистит нас грешных от всякия скверны и порока; да оградит нас святыми Своими ангелами, да заступит, сохранит и помилует всех святою Своею благодатию и соделает наследниками и причастниками Небеснаго Своего Царствия. И такоулучивше спасение твоими святыми молитвами, предстательством и заступлением, всеславная невесто Христова Параскево, прославим все пречистое и великолепое имя дивнаго во святых Своих истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
4. Список литературы:
1.Ванеев С. Описание родины// Зыряне и зырянский край в литературных документах 19 века. Сост., вступ. ст. В.А.Лимеровой. Сыктывкар:ООО «Издательство «Кола», 2010. С.276.
2.Жилина В. А. И природа сама стала как бы храмом // Выль туйӧд. – 2008. – 15 августа.
3.Жилина В.А. Кӧджса Пекнича Параскева нима часовня // Выль туйӧд.-2001. -23 марта.
4.Кириллова А. Корисны да кевмысисныбурдӧдысьлы/ Выль туйӧд. – 2003.-12 июля.
5.Крутиков А.В. Реставрация памятников деревянного культового зодчества в Республике Коми // Вестник культуры. – 2000. - №1. – С. 67-73.
6.Лимеров П.Ф. Святая Пятница Параскева, моли Бога о нас!..// Арт, 2005, №3. С.110-121.
7.Михеев Г. Большая духовная стирка/Выль туйӧд. 2005. – 10 сентября.
8.Параскева/Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: «Искусство - СПБ», 2001. –С. 364-373.
9.Параскева –Пекнича// Энциклопедия уральский мифологий. Т.1. Мифология Коми /Н.Д.Конаков и др. М., Сыктывкар: ДИК, 1999. С.281-284.
10.Худякова Д. Вежа ва бурдӧдас и видзас / Дарина Худякова // Выльтуйӧд. – 2006. - 5 июля. – Пер. загл.: [Святая вода исцелит и сохранит].
9.Худякова Д. Часовняным – сиктлӧн нималанатор / Дарина Худякова // Выль туйӧд. 2004. – 28 июля. –Пер. загл.: [Наша часовня – достояние села].
11.Худякова М. Видз миянӧс, Параскева /Мария Худякова; фото авт. // Выль туйӧд. – 2008. – 9 июля. – Пер.загл.: [Храни нас, Параскева]
12.Худякова М. Корисны дзоньвидзалун да шонді / Мария Худякова // Выль туйӧд. – 2004. – 26 июня. – Пер. загл.: [Просили здоровья и солнца]
13.Худякова М. Сулалӧ нин нёльӧд нэм / Мария Худякова // Выль туйӧд. – 2003. – 2авг. – Пер. загл.: [Стоит уже четвёртое столетие]