ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад на Педсовете:
«Работа с детьми «группы риска»
У каждого учителя в классе есть дети, которые доставляют много беспокойства и хлопот своим поведением. Очень ранимые, раздражительные, плаксивые, а иногда агрессивные, они с трудом выдерживают урок, либо отказываются отвечать, а то и срывают урок своим неадекватным поведением. Многим детям свойственно временное отклонение от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей.
Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого результата. Эти дети образуют так называемую « группу риска». Эти дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны учителя. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, а это дети, требующие особое внимание и участие окружающих.
Почему дети так ведут себя, и что способствует этому? Основные трудности в воспитании наших детей - в неправильном отношении в семье.
Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «детей группы риска».
Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность,
Дети "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям.
Группы критерий | Критерии, определяющие «группу риска» |
Медицинские | Имеют хронические заболевания внутренних органов |
Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи | |
Часто и длительно болеют | |
Состоит на учете у психоневропотолога | |
Перенесли сложные медицинские операции | |
Перенесли стрессы | |
Леворукие дети (левша) | |
Другое | |
Социальные | Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку |
Живут в малообеспеченной семье | |
В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) | |
Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса | |
Самовольный уход из дома | |
Другое | |
Учебно-педагогические | Имеют стойкую неуспеваемость |
Пропуски занятий без уважительных причин | |
Пропускают отдельные предметы без уважительных причин | |
Поведенческие | Нарушение поведения |
Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями | |
Повышенная тревожность | |
Употребление наркотических веществ | |
Табакокурение | |
Токсикомания | |
Гиперактивность | |
Другое |
Дети группы риска имеют следующие особенности:
1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.
3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.
4. Среди ценностей на первом месте — счастливая семейная жизнь, на втором — материальное благополучие, на третьем — здоровье.
5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса.
6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни — пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) — без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
9. Изменение направленности интересов — свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
10. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.
Одним из факторов, который влияет на перевод учащегося в учащегося «группы риска» – это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, подает успеваемость и качество обучения.
В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные типы неправильного воспитания:
1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта.
2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость.
3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.
4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.
Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей «группы риска», решение которых способствует получению позитивных результатов.
Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах:
-
принцип уважения индивидуальности личности(если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются); -
принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает); -
принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других); -
принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия); -
принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов); -
принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием); -
принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности); -
принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо); -
принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).
Вот направления в работе с «трудными» учениками.
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися.
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе. В случае пропуска занятий учащимся выясняют у родителей причину отсутствия. Учащийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным. Классный руководитель должен стать главной ключевой фигурой для учащегося, авторитетным и важным помощником, советчиком.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время
4. Пропаганда здорового образа жизни
исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом пропагандируем здоровый образ жизни. К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.
Пропаганде здорового образа жизни посвящены такие следующие классные часы:
“Что такое хорошо и что такое плохо”
«Дорога, транспорт и я»
«Что со мной происходит?»
5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны беседы на классных часах, разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.
Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому в течение 2017 – 2018 учебного года были запланированы классные часы на темы:
“Что такое хорошо и что такое плохо”
“Правила поведения в общественных местах”
“Мы и улица, наши интересы”
«Знай свои права, но не забывай про обязанности»
“Права и обязанности школьника”;
“Как научится быть ответственным за свои поступки”
6. Работа с родителями
Важными направлениями в этой работе являются:
-
установление доверительных отношений между родителями и педагогом; -
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность; -
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка; -
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.