Файл: Учебная программа по предмету История Казахстана для 59 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету «История Казахстана»
5 класс
г. Нур-Султан, 2020

2
Содержание
1. Цель суммативного оценивания за четверть ............................................................................... 3 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ..................... 3 3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана» .................................................... 3 5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей
.............................................................................................................................................................. 4 6. Правила проведения суммативного оценивания ....................................................................... 5 7. Модерация и выставление баллов ............................................................................................... 5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ ........................... 6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ ........................ 11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ ...................... 16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ ...................... 21

3
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по предмету «История Казахстана» для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения).
3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана»
Знает:
- базовые понятия исторической науки;
- периодизацию Истории Казахстана;
- виды исторических источников.
- конкретные факты.
Понимает:
- сущность основных событий, явлений и процессов, характеризующих целостность и непрерывность развития Истории Казахстана на протяжении всех периодов истории;
- характерные черты общественно-политического, экономического и социально- культурного развития различных стран мира.
Применяет:
- навыки при определении местоположения различных объектов, выявлении изменений на исторической карте;
- навыки при работе с историческими материалами;
- информацию и предшествующие знания в новых контекстах и ситуациях.
Анализирует:
- исторические события, явления, процессы с целью определения причинно- следственных связей;
- результаты деятельности исторических личностей;
- источники, иллюстрации, стили искусства, периоды.
Синтезирует:
- информацию из различных источников для классификации, систематизации, обобщения и дифференциации изучаемых явлений, объектов и процессов, определения характерных черт исторических явлений, процессов с выявлением общих закономерностей;
- предварительные знания в новый контекст.
Оценивает:
- различные виды исторических источников для ответа на проблемные вопросы, различные точки зрения на одни и те же исторические события, явления и процессы.


4
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 5 класс
Уровень
мыслительных
навыков
Описание
Рекомендуемый тип
заданий
Знание и понимание
Знать факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность и особенности исторического процесса, знать периодизацию истории
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов(МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО).
Применение
Использовать исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, понимать исторические события и явления, понимать изменения исторических процессов, уметь ставить проблемные исторические вопросы, находить ответы на вопросы и проводить историческое исследование, писывать, объяснять, сравнивать и различать исторические события, процессы и явления, устанавливать связи между ними.
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
Навыки высокого порядка
Выбирать, интерпретировать и оценивать источники, содержащие соответствующие данные для постановки и решения конкретных вопросов, анализировать и оценивать исторические примеры непрерывности и изменения во времени и пространстве, выявлять и представлять исторические аргументы, содержащие обоснование и доказательства, определять значимость исторического события, явления, процесса для развития общества.
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого уровня
I
40%
60%
-
II
40%
60%
-
III
50%
25%
25%
IV
250 50%
25%
Итого
-
75%
25%

5
6. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся запрещается разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу.
Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.


6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за I четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 20
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.

Характеристика заданий суммативного оценивания за I четверть
Раздел
Проверяемая цель
Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
5.1A Жизнь древних людей
Казахстана
5.2.3.1 Знать археологические открытия казахстанских ученых;
Знание и понимание
5 1-5
МВО
8 5
20 5.4.1.1 Описывать занятия древнего человека
Знание и понимание
5.4.2.1 Описывать орудия труда и виды
Применение
1 6
КО
8 6
5.2.2.2 Определять признаки андроновской и Бегазы-
Дандыбаевской культур, опираясь на археологические источники
Применение
1 7
КО
14 5
5.2.1.1 Описывать верования первобытных людей
Применение
1 8
КО
10 4
ИТОГО:
8
-
40
20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения

8
Задания суммативного оценивания
за I четверть по предмету «История Казахстана»
Выполните тестовые задания.
1. Центрально-Казахстанской археологической экспедицией была открыта стоянка эпохи бронзы
А) Арыстанды
В) Батпак
C) Бегазы-Дандыбай
D) Ботай
Е) Шапагат
[1]
2. Основоположником казахстанской археологии является
А) Х.А.Алпысбаев
В) К.А.Акишев
С) А.Х.Маргулан
D) А.Г.Медоев
Е) А.М.Оразбаев
[1]
3. Стоянку Бегазы-Дандыбай открыл ученый
А) Х.А.Алпысбаев
В) К.А.Акишев
С) А.Х.Маргулан
D) А.Г.Медоев
Е) А.М.Оразбаев
[1]
4. Самым древним видом охоты является
A) атака по касательной
B) облавная охота
C) окружение зверей
D) поджог степи
E) ямы-западни
[1]
5. Период, в котором появилось земледелие
А) ранний палеолит
В) средний палеолит
С) поздний палеолит
D) мезолит
Е) неолит
[1]


9 6.Укажите название орудия труда и его назначение:
№ Иллюстрация
Название орудия труда
Назначение орудия труда
1 2
3
[6]
7. Прочитайте текст об андроновской культуре. Выполните задание.
Около 3 тысяч лет назад на территории Казахстана произошли изменения климатических условий. Климат стал засушливее, зима суровой и длительной, лето коротким и жарким.
В связи с суровым климатом на территории Казахстана люди стали держать скот, способный к дальним передвижениям и тебеневке (добыванию из-под снега корма) лошадей и овец. Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству. С переходом к кочевому скотоводству увеличилось число лошадей и овец. При полукочевом скотоводстве женщины и дети жили в поселении, занимались земледелием, а мужчины и подростки следовали за скотом на пастбище. Осенью они возвращались. Поселения эпохи бронзы располагались по берегам рек и озер. Состояли из 5-10, иногда 20 жилищ. Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям, обложенных камнем. Мясо и молочные продукты хранили в ямах, вырытых в земле.
1. Используя текст, определите 2 изменения на территории Казахстана в эпоху бронзы.
2. Используя текст, определите 3 особенности андроновской культуры.
[5]
8. Опишите верования древних людей, используя следующие понятия: обряд «порча вещей», культ предков, культ огня, табу.
[4]

10
Схема выставления баллов

задания
Ответ
Балл
Дополнительная
информация
1-5 1-С 2-С 3-С 4-D 5-Е
5 1 балл за каждый верный ответ
6 1.Рубило могло использоваться для выкапывания съедобных корней, добывания мелких животных из нор и т.д
2. Гарпун - легкое копье с каменным или костяным наконечником, использовался на охоте на крупную рыбу и речных животных.
3. Скребок - применялся при выделке кож, а также и для обработки рога, кости и дерева.
6
По 1 баллу за название и назначение орудия труда. Принимаются верные альтернативные ответы.
7
Изменения на территории Казахстана: климат стал засушливее, зима суровой, лето коротким и жарким.
Особенности андроновского общества: люди стали держать скот, способный к дальним передвижениям и тебеневке, жители стали переходить к кочевому скотоводству, поселения эпохи бронзы располагались по берегам рек и озер, для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям, обложенных камнем.
5
По 1 баллу за каждое изменение и каждую особенность.
8
Верования древних людей основывались на вере в загробную жизнь, поэтому они проводили обряд
«порча вещей» - когда портились орудия труда перед захоронением, чтобы вещь «умерла» вместе с человеком; строили курганы для предков-покровителей, так как был культ предков; кремировали умерших, веря в очищение огнем (культ огня).
Они строго придерживались табу – запрета на пользование скотом и орудиями труда.
4
Принимаются верные альтернативные ответы.
Итого:
20 баллов


11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за II четверть
Продолжительность –40 минут
Количество баллов – 20
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.

12
Характеристика заданий суммативного оценивания за II четверть
Раздел
Проверяемая цель
Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
5.2A Жизнь древних кочевников
5.2.2.6 Знать о вкладе кочевников в развитие мировой цивилизации
Знание и понимание
1 1
МВО
6 4
13 5.4.2.2 Объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства
Применение
1 2
КО
7 4
5.4.1.2 Объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия
Знание и понимание
1 4
КО
10 5
5.2 В Саки
5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте
Применение
1 3
КО
10 3
7 5.3.1.2 Объяснять формирование древних государственных объединений
Применение
1 5
КО
7 4
ИТОГО:
5
-
40
20
20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения

13
Задания суммативного оценивания
за II четверть по предмету «История Казахстана»
1.Вставьте пропущенные слова в предложениях:
В I тысячелетии до н.э. на Евразийском континенте появляется новый вид хозяйства – 1.
______________ животноводство. Оно начало развиваться благодаря освоению человеком 2.
______________ езды. Для управления лошадью была изобретена 3. ____________. В этот же период люди научились производить изделия из 4. _______________.
1.
2.
3.
4.
[4]
2. Изучите иллюстрации. Выполните задания.
Укажите 2 сферы деятельности человека, на которые повлияло развитие металлургии.
Укажите 2 изменения, которые произошли в указанных сферах деятельности.
[4]
3. Ответьте на вопросы:
1) Почему основным видом скота при пастбищном скотоводстве были овцы? Приведите 3 причины.
2) Почему верблюдоводство было развито в Западном и Южном Казахстане? Приведите 2 причины.
[5]