Файл: Учебная программа по предмету История Казахстана для 59 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14 4. Укажите на контурной карте территории трех племенных объединений: савроматов, тиграхауда, хаумаварга.
[3]
5. Определите верные и неверные утверждения.
№ Причины формирования древних государственных
объединений.
Верно/неверно
1
Обеспечение безопасности перекочевок при пастбищном животноводстве
2
Организация военных столкновений
3
Создание системы использования пастбищ
4
Захват пастбищ с использованием оружия
[4]

15
Схема выставления баллов

задания
Ответ
Балл
Дополнительная
информация
1 1. Пастбищное
2. Верховой
3. Узда
4. Железа
4
По 1 баллу за каждый верный ответ
2
Развитие металлургии повлияло на ювелирное искусство, охоту, земледелие, животноводство.
Украшения стали изготавливать из бронзы, серебра, золота, железа.
Железные орудия труда спосрбствовали повышению урожая, облегчили обработку земли.
4
Принимаются верные альтернативные ответы.
3 1,3 – верно
2,4 – неверно
4
По 1 баллу за каждый верный ответ.
4
Скотоводы савроматы – степи Придонья,
Южного Приуралья, земли до гор
Мугоджар и р.Эмбы; Скотоводы тиграхауда – территория Жетысу и вдоль р. Сырдарья;
Скотоводы хаомаварга – территория
Жетысу и Средней Азии:
Парадарайя – территория около
Каспийского моря.
4
По 1 баллу за каждую верно указанную территорию.
5
Основным видом скота при пастбищном скотоводстве были овцы, потому что они неприхотливы. Могут питаться подножным кормом. Степь является наиболее подходящим для них ареалом обитания, они быстро размножаются.
Верблюдоводство было распространено в данных регионах, потому что верблюд неприхотлив в еде, может есть даже колючки, не требует много воды, обеспечивает потребности в мясе, молоке, шерсти.
4
Итого:
20 баллов

16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за III четверть
Длительность: 40 минут
Количество баллов: 20
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.


Характеристика заданий суммативного оценивания за III четверть
Раздел
Проверяемая цель
Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания
*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
5.3A Саки
5.2.2.1 Описывать археологические памятники
Знание и понимание
1 1
МВО
5 4
8 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене
Применение
1 2
КО
10 4
5.3 В Усуни и кангюи
5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории
Казахстана с соседними странами
Навыки высокого порядка
2 3-4
РО
15 7
12 5.2.2.6 Знать о вкладе кочевников в развитие мировой цивилизации
Знание и понимание
1 5
КО
10 5
ИТОГО:
5
-
-
40
20
20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения

18
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за III четверть по предмету «История Казахстана»
1. Соотнесите названия курганов и их особенности.
Названия курганов
Особенности курганов
1
Шиликтинский
А
В этом кургане найдены неразграбленные захоронения вождей
2
Бесшатырский
Б
У этих курганов есть «усы»
3
Берельский
В
Этот курган отличается своими размерами: диаметр
– 104 м., высота – 17 м.
4
Тасмолинский
Г
Этот курган изучен казахстанским археологом
С.С.Черниковым
1 2
3 4
[4]
2.Расставьте события в хронологической последовательности:
1) Борьба саков против Александра Македонского
2) Участие саков в битве при Фермопилах
3) Основание Аршаком Парфянской империи
4) Война саков против Кира
[4]
3 . Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
«В конце III в. до н.э. усуни покинули свои земли из-за вторжения враждебных племён кочевников и направились в западную часть Монголии, в земли гуннов. Усуни вступили в бой с Модэ-шаньюем, предводителем гуннов, и проиграли, потеряв своего государя. Модэ взял на воспитание сына погибшего вождя усуней, позже дал ему титул гуньмо и направил усуней охранять западные границы гуннской державы. Так в юго-восточном Казахстане, в
Семиречье, образовалось государство Усунь со столицей в городе Чигу, что в районе северных отрогов Тянь-Шань.
Владение усуней насчитывали 630 тыс. человек и могли выставить 183 тыс. воинов, среди которых - 30 тыс. конница, 10 тыс. - лучники.
Китайский император искал союза с усунами против гуннов. Гунны тоже стремились получить усуней в созники.
В 53 г. до н.э. Усуньское государство распалось на две части, так как одни поддерживали
Китай, другие были за союз с гуннами».
1)Почему китайцы и гунны стремились к союзу с усунями? Приведите пример из текста.
2)Почему государство усуней распалось на две части? Объясните свое мнение.
[4]


19 4. Изучите карту. Ответьте на вопросы.
Почему кангюи могли контролировать Великий шелковый путь? Объясните свое мнение, используя карту (приведите 2 причины).
[3]
6. Сделайте вывод о достижениях материальной и духовной культуры племён эпохи железа, используя 5 примеров археологических находок усуней и кангюев.
[5]

20
Схема выставления баллов

Ответ
Балл
Дополнительн
ая
информация
1 1
2 3
4
Г
В
А
Б
4 2
4, 2, 1, 3 4
3
Китайцы и гунны стремились к союзу с усунями, потому что усуни были сильным и мощным государством. У них была большая армия – более
180 тысяч воинов..
Государства усуней распалось на две части, потому что сторонники союза с китайцами и сторонники союза с гуннами не уступали друг другу.
4
Принимаются верные альтернативные ответы.
4
Кангюи могли контролировать
Великий шелковый путь, потому что на карте видно, что через государство кангюев проходил большой участок ВШП; само государство имело огромную территорию, следовательно было достаточно могущественным.
3
Принимаются верные альтернативные ответы
5
Материальная и духовная культура племен эпохи железа была высоко развита. Это мы видим на иллюстрациях: высокий уровень мастерства ювелиров, обработки драгоценных камней, кузнечного ремесла, изготовления тканей и одежды. Каргалинская диадема, доказывают знание астрономии,наличии религиозных верований.
5
Принимаются верные альтернативные ответы
Итого
20
баллов

21
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за IV четверть
Длительность: 40 минут
Количество баллов: 20
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.


Характеристика заданий суммативного оценивания за IV четверть
Раздел
Проверяемая цель
Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания
*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
5.4A Гунны
5.3.2.2 Определять отношения первых государственных объединений на территории
Казахстана с соседними странами
Применение
1 1
МВО
5 5
9 5.3.1.2 Объяснять формирование древних государственных объединений
Применение
1 2
КО
10 4
5.4В Сарматы
5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте
Применение
1 3
КО
7 3
3 5.4.С Обзор истории Древнего
Казахстана
5.4.2.3 Объяснять возникновение
Великого Шелкового пути
Навыки высокого порядка
1 4
РО
18 8
8
ИТОГО:
8
-
-
40
20
20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения

23
Задания суммативного оценивания
за IV четверть по предмету «История Казахстана»
1. Соотнесите даты и события.
Даты
События
1 453 г.
А
Подписание договора между шаньюем Моде и императором У-ди
2 52 г. до н.э.
Б
Разгром гуннами племен юэчжи
3 451 г.
В
Смерть Аттилы, вождя гуннов
4 202 г. до н.э.
Г
Дата Каталаунской битвы
5 165 г. до н.э.
Д
Распад гуннов на северных и южных
1 2
3 4
5
[5]
2. Определите верные и неверные утверждения.
№ Этапы формирования государства гуннов
Верно/неверно
1
Аттила стал правителем государства гуннов в 445 г.
2
Великое переселение гуннов началось под руковоством шаньюя Модэ
3
В 452 г. Рим заплатил гуннам дань
4
Гунны в 451 г. Захватили Константинополь
[4]
3. Укажите на карте территории расселения племен сарматов: дайев, каспиев (гиркани), алан.
[3]

24 4.Дайте развернутый ответ на вопрос «Какое значение имел Великий Шелковый путь для развития торговли?», используя следующие критерии:
1. Введение: значение ВШП;
2. Укажите 2 причины появления ВШП;
3. Укажите 2 вида товаров, распространявшихся по ВШП;
4. Укажите 2 направления ВШП;
5. Сделайте вывод о значении ВШП.
[8]

25
Схема выставления баллов

Ответ
Балл
Дополнительная
информация
1 1 В
1 2 Д
1 3 Г
1 4 А
1 5 Б
1 2
1,3 – верно
2,4 - неверно
4 3
3 4
Великий Шелковый путь имел огромное значение для развития торговли, он связал бескрайние просторы восточных регионов с западными странами, оживил торговлю в многочисленных городах, находившихся на пути караванов. По данным археологических раскопок, шелк стал производиться в Китае в
2750 г. до н. э. Между V—II вв. до н. э. шелк стал вывозиться на продажу и обмен.
Благодаря ему путь получил название "шелковый”.
Объектами международной торговли стали экзотические звери и животные: знаменитые скакуны из стран Средней Азии, из восточных стран — слоны, носороги, тигры и львы, ловчие птицы и др. По торговому пути возили сушеные фрукты, выращиваемые в Средней
Азии, — изюм, дыни, курагу, восточные сладости. Стали торговать семенами овощей, растущих в отдельных странах.
Так, болгарский и китайский перец распространился в другие страны благодаря
Великому Шелковому пути.
Великий Шелковый путь начинается с бассейна реки Хуанхэ. Он проходит вдоль
8 1. Ответ на вопрос – 1б.
2. Укажите 2 причины появления ВШП – 2 б.
3. Укажите 2 вида товаров, распространявшихся по
ВШП – 2 б.
4. Укажите 2 направления ВШП – 2 б.
5. Сделайте вывод о значении ВШП – 1 б.
Принимаются верные альтернативные ответы.


26 западной части Великой Китайской стены и по реке Или доходит до Иссык-Куля. С этого места путь разветвляется на две стороны — на южное и северное направления. Южное направление ведет в Фергану, Самарканд,
Иран, Сирию, к Средиземному морю. Северное направление — в город Испиджаб в Южном
Казахстане и здесь снова делится на две ветви.
Одна уходит в Среднюю Азию, вторая — через
Туркестан, по нижнему течению Сырдарьи, — выходит в Западный Казахстан, обходит с северо-востока Черное море и направляется в
Европу.
Во время торговли страны, находившиеся на пути Великого Шелкового пути, не только торговали между собой, обменивались товарами. Они вступали и в культурные связи между собой.
Итого
20 баллов