Файл: Самостоятельная работа 3. Что такое предельная полезность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа №3.
1. Что такое предельная полезность?
Предельная полезность – добавочная полезность, прибавляемая каждой последней потребленной единицей блага. Один из видных представителей маржиналистского (от англ. marginal – предельный) направления экономической теории – американский экономист Уильям Джевонс (1835–1882) писал: “Когда получено определенное количество предмета, дальнейшее количество нам безразлично или даже может вызвать отвращение. Каждое последующее приложение будет обыкновенно вызывать чувства менее интенсивные, чем предыдущие. Тогда полезность последней доли предмета обычно уменьшается в некоторой пропорции или как некоторая функция от всего полученного количества”
Предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.
Итак, функция полезности – это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:
U = f (Qi), где U – полезность блага;
Qi – последовательные количества блага.
Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления. Эту зависимость отражает закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность сокращается.
Из этого объяснения можно сделать вывод, что ценность товара (меновая стоимость) определяется субъективными представлениями о предельной полезности последней единицы товара, имеющейся в распоряжении потребителя. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель увеличивает объем покупок (объем спроса) лишь при снижении его цены.
Предельная полезность товаров при их изобилии равна нулю. Однако более типичной ситуацией является ограниченность (дефицит) определенных товаров и услуг. Тогда возникает проблема предпочтения тех или иных потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью ограниченного запаса благ.
2. В чём заключается смысл первого закона Госсена?
Смысл первого закона Госсена выражается в двух положениях, сформулированных автором:
 в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;
 при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.
Наглядно суть этих положений представлена на рис. 1.


Рис. 1. Убывание полезности в одном непрерывном акте потребления (а) и при повторных актах потребления (б).
Откладывая по оси абсцисс единицы какого-нибудь блага, а по оси ординат их полезности, нетрудно построить кривую АС (рис. 1а), которая и будет выражать убывание полезности в течении одного акта потребления. Кривые АС, А
1
С
1
,
А
2
С
2
(рис. 1,б) будут соответственно выражать убывание полезности единиц блага в последующих актах потребления.
На этом основании Госсен делает вывод: "Единичные атомы одного и того же потребительского блага имеют очень различную ценность".
Значение первого закона Госсена для экономической науки состоит, во-первых, в том, что он позволяет различать общую полезность некоторого запаса блага и предельную полезность данного блага. Благодаря этому получил разрешение давно мучивший экономистов вопрос: почему "практически бесполезный" алмаз дороже одного из "наиболее полезных" благ - воды?
Во-вторых, постулат об убывании предельной полезности блага является необходимым условием достижения экономическим субъектом состояния равновесия, т.е. такого состояния, при котором он извлекает максимум полезности из имеющихся в его распоряжении ресурсов.
3.
Объясните экономическое содержание второго закона Госсена.
Второй закон гласит, что каждый человек будет тратить свои деньги на разные продукты, так что сумма всех удовольствий равна.
Таким образом, Госсен объяснил, что максимальное наслаждение будет достигаться при постоянном уровне удовлетворения. Второй закон Госсена известен как закон равноправной полезности.
Предположим, что человеку принадлежит 200 долларов. Закон объясняет, как человек распределяет 200 долларов между разными желаниями, чтобы максимизировать свое удовлетворение.
Точка, в которой удовлетворенность потребителя является максимальной с данными ресурсами, известна как равновесие потребителя.
Пример:
Предположим, есть два продукта X и Y.
Потребительский ресурс составляет 8 долларов.
Цена за единицу товара X составляет 1 доллар.
Цена за единицу товара Y составляет $ 1.

Потребитель тратит свои 8 долларов на покупку продукта X. Поскольку цена за единицу продукта X составляет 1 доллар, он может купить 8 единиц.
Таблица 2 показывает предельную полезность каждой единицы продукта X.
Поскольку закон основан на концепции уменьшения предельной полезности, он уменьшается с каждой последующей единицей.
Теперь рассмотрим, что потребитель тратит свои 8 долларов на покупку продукта Y. Таблица 3 показывает предельную полезность каждой единицы продукта
Y.


Если потребитель планирует распределить свои 8 долларов между продуктами
X и Y, в таблице 4 показано, как потребитель тратит свой доход на оба продукта..
Применение второго закона
Поскольку первая единица продукта X дает наибольшую прибыль (20), она тратит первый доллар на X. Второй доллар также идет на продукт X, поскольку он присуждает 18, второе по величине.
Как первая единица товара Y, так и третья единица товара X предлагают одинаковое количество полезности. Потребитель предпочитает покупать продукт Y, потому что он уже потратил два доллара на продукт X.
Точно так же четвертый доллар тратится на X, пятый доллар на Y, шестой доллар на X, седьмой доллар на Y и восьмой доллар на X.
Таким образом, потребитель покупает 5 единиц товара X и 3 единицы товара Y.
То есть 5 единиц товара X и 3 единицы товара Y оставляют его с наилучшим количеством полезной продукции.
Согласно закону об эквивалентной предельной полезности, потребитель находится в состоянии равновесия в этот момент, испытывая максимальное удовлетворение. Чтобы понять это, вы можете рассчитать общую полезность потребляемых продуктов.
Общая полезность = UTx + UTy = (20 + 18 + 16 + 14 + 12) + (16 + 14 + 12) = 122.
Любая другая комбинация продуктов оставит клиента с меньшей общей полезностью.
4.
На каких аксиомах строится ординалистская теория полезности?
Ординалистская полезность – это субъективная полезность, или удовлетворение, которое потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.
Порядковая полезность является альтернативой количественной теории полезности.
Порядковую теорию полезности предложили Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер.
В 30-е гг. ХХ века после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ.
Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными благами. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.
Порядковая теория полезности основана на нескольких аксиомах.

Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя.
Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.

Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их выбор на другие.
Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между
А и В.

Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используют кривые безразличия.
5.
В чём экономический смысл предельной нормы замещения (MRS)?
Предельная норма замещения (MRS) показывает, от какого количества единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезности двух благ.
MRS = ΔY / ΔX
Предельная норма замещения представляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворения потребителя.
Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого, т.е. имеются разные знаки. Поскольку кривая безразличия выпукла вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого.
Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.


Предельная норма замещения
На графике показано, что по мере увеличения потребления товара X на каждую дополнительную единицу (ΔX) (движение от точки К к точке N) количество товара Y, от которого потребитель готов отказаться (ΔY), сокращается, т.е. предельная норма замещения убывает.
Таким образом, чем менее дефицитным становится товар X, тем меньшим количеством товара Y мы готовы пожертвовать.
6.
Каково условие равновесия потребителя в ординалистской теории?
Ординалисты считают, что равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует общую полезность при определенном бюджетном ограничении (напомним, что подобную точку зрения на равновесие потребителя разделяют и кардиналисты, но только для ее обоснования используют другие методические подходы). Ординалисты применяют аппарат кривых безразличия и бюджетных линий.
Для определения условий равновесия потребителя в ординалистской теории необходимо совместить карту безразличия и бюджетную линию в одной системе координат (рис. 1). Тем самым, мы соединяем субъективные желания потребителей и их оценки полезности благ с их финансовыми (бюджетными) возможностями.
Рис. 1. Равновесие потребителя в теории ординалистов
Выбирая оптимальный набор благ, потребитель ставит перед собой две цели:
1) потратить весь доход, следовательно его не будут интересовать комбинации товаров, лежащие ниже бюджетной линии (т.к. при их выборе часть дохода останется
неизрасходованной), а также те комбинации, которые находятся выше бюджетной линии (т.к. они недоступны при данном доходе);
2) получить максимальную полезность, следовательно, потребитель будет стремиться к выбору комбинации благ, расположенной на кривой безразличия максимально удаленной от начала координат (нам уже известно, что чем выше и правее расположена кривая безразличия от начала координат, тем большую полезность имеют наборы благ, расположенные на ней).
В таком случае, требования потребителя может удовлетворить только комбинация благ, одновременно расположенная на бюджетной линии и кривой безразличия, максимально отдаленной от начала координат. На рис. 5.10, этому выбору потребителя соответствует точка Е. Ее координаты и будут характеризовать тот набор благ, который можно считать оптимальным.
Выбор потребителя считается оптимальным, если он приобретает набор
благ, соответствующий точке касания бюджетной линии с самой высшей кривой
безразличия.
Комбинации товаров, соответствующие точкам пересечения бюджетной линии с кривой безразличия, расположенной ниже (с кривой безразличия Ui), также доступны потребителю. Но, выбрав их, он примет не самое лучшее, а значит, неоптимальное решение. Ведь эта кривая безразличия отражает меньший уровень полезности наборов благ для потребителя.
Таким образом, только точка Е отражает оптимальный выбор по требителя и состояние равновесия потребителя.
В точке Е угол наклона кривой безразличия A Q
y
/ A Q
x равен углу наклона бюджетной линии Рх/Р
у
. Значит, условие равновесия потребителя можно записать в следующем виде:
P.JPy = MRS или
А 2/A Q
x
= Р
х

у
В точке потребительского оптимума предельная норма замещения двух
благ равна обратному соотношению цен этих благ.
С другой стороны, в точке потребительского равновесия равны предельные полезности благ в расчете на одну денежную единицу (взвешенные предельные полезности благ):
MU
x
/Px=MUy/Py
Преобразуем это равенство:
(MUx/ Рх)- Py = MUy
Py/Px = MUy/MUx
Из вышеизложенного следует, что при достижении потребительского
равновесия предельная норма замещения, соотношение цен и предельных
полезностей по разным товарам равны.
Теория потребительского выбора подтверждает действие эффекта дохода и эффекта замещения, которые были рассмотрены при изучении закона спроса. Она позволяет также глубже понять принципы построения кривых Энгеля для категорий товаров, отражающих разные потребительские предпочтения.
Потребительское поведение может быть также объяснено в рамках концепции
излишка (ренты) потребителя.
Излишек потребителя, который может быть просчитан в денежных
единицах, является разницей между совокупной полезностью определенного


количества данного блага и рыночной стоимостью этого количества (цена,
умноженная на количество покупаемых единиц данного блага).
Экономист А. Маршалл объяснял ренту потребителя следующим образом: рента потребителя - это избыток цены, которую потребитель готов был бы заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.
Потребитель (рис. 2) за первую единицу блага А, представляющую для него наибольшую предельную полезность, готов заплатить больше, например 8 денежных единиц. За вторую единицу блага А потребитель готов заплатить меньше и т.д. За последнюю покупаемую единицу блага (предположим восьмую единицу блага), потребитель будет готов заплатить ровно столько, сколько составляет рыночная цена этого блага. Пусть цена товара А равна единице. Девятую единицу блага А потребитель оценивает ниже рыночной цены (например 0,5 д.е.) и поэтому ее не купит. Покупатель оценивает каждую последующую единицу блага X по-разному, а платит за каждую из них одинаковую цену, равную цене последней покупаемой единицы.
Рис. 2 Излишек (рента) потребителя
Таким образом, при покупке каждой, за исключением последней единицы блага А (в нашем примере восьмой единицы), потребитель присваивает определенный излишек, который называется потребительской рентой.
В данном примере можно просчитать ренту (излишек) отдельного потребителя.
Она составит 7 + 6 + 5+ 4 + 3 + 2+1=28 денежных единиц (рис. 2). Общая полезность блага А составляет площадь OREM. Сокращая площадь OREM на величину площади ONEM, отражающую расходы по покупке блага А, получаем площадь NRE, которая представляет размеры потребительской ренты. Очевидно, размеры потребительской ренты тем выше, чем ниже цена.
Можно сказать, что потребительский излишек - это выгода, получаемая людьми от покупки (потребления) продукции.
Концепция потребительского выбора позволяет также объяснить парадокс
стоимости и ответить на вопрос: почему одни блага, которые являются более
необходимыми для потребителя, стоят дешевле, чем другие. Например, почему вода, которая гораздо нужнее для потребителя, чем алмазы, стоит дешевле, чем алмазы?

Этот парадокс объясняется тем, что алмазы имеют более высокую предельную полезность по сравнению с водой, хотя совокупная полезность воды больше, чем алмазов. А более высокая предельная полезность алмазов объясняется тем, что запасы алмазов весьма ограничены в природе, в то время как вода имеется в изобилии.
Общая полезность воды огромна благодаря масштабам ее потребления. Однако цена воды определяется не совокупной, а предельной полезностью (как уже было сказано, с ростом потребления предельная полезность убывает). Чем больше имеется на рынке какого-либо товара, тем менее значимой для потребителей становится его последняя единица (порция), даже если совокупная полезность его огромна. Поэтому потребители будут готовы платить более низкую цену. С другой стороны (с точки зрения предложения алмазов и воды), издержки производства алмазов весьма высоки по сравнению с водой. Все это объясняет тот факт, почему кривые спроса и предложения алмазов пересекаются на более высоком уровне, чем пересекаются кривые спроса и предложения воды, т.е. почему цена равновесия алмазов выше цены равновесия воды.
Вывод из объяснений данного парадокса таков: цена, которую потребитель
готов уплатить, определяется не общей полезностью товара, а его предельной
полезностью.
7. В чём экономический смысл кривой Дж. Хикса?
В качестве основного средства анализа Хикс использует так называемые кривые безразличия.
Кривая безразличия - это графическое изображение совокупности наборов благ, имеющие для потребителя одинаковый уровень полезности.
Свойства кривых безразличия:
·кривая безразличия, расположенная выше другой кривой, характеризует более высокий уровень полезности;
·кривые безразличия для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон;
·как правило, имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения;
·никогда не пересекаются;
·наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны, чем наборы благ, расположенные на менее удаленных от координат кривых.
С помощью аппарата кривых безразличия Хиксу удалось наглядно и четко разграничить эффект замещения и эффект дохода. Раздельный теоретический анализ эффекта замещения и эффекта дохода позволяет отграничить влияние, оказываемое на индивидуальный спрос колебаниями относительных цен от влияния, связанного с изменением реального дохода.
Алгебраические выражения, характеризующие изменение цен и эффект замещения, имеют противоположные знаки: повышение цен всегда связано с сокращением, а снижение цен - с расширением спроса.
Эффект дохода зависит от характера распределения доходов и от сложившегося общественного стереотипа потребления. Если, например, приобретаемый товар относится к числу дешевых и низкокачественных, то значительное повышение реального дохода может привести к сокращению спроса на этот товар
(отрицательный эффект дохода); если же, напротив, потребление этого товара ранее