Файл: Курсы и защитил магистерскую.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника — Георга Людвига Гегеля (1733—1799), секретаря казначейства при дворе герцога Вюртембергского Карла Евгения (Гегель объективный идеалист).

Я окончил гимназию в октябре 1788 года. В 1788—1793 годах учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Вместе с Шеллингом и Гельдерлином (поэтом) был членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции. Мое мировоззрение формировалось под влиянием идей и событий Великой французской революции. Мне была близка основная идея французской революции (о необходимости антифеодальной, антидеспотической буржуазной революции, попытке построить общество на разумных началах). Я отвергал якобинский террор и резко критиковал сторонников Робеспьера (наполеоновский режим заслужил симпатию Гегеля).

После успешного окончания университета я 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Я всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне. Всё свободное от работы время, я тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги. В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, я смог наконец-то полностью посвятить себя академической деятельности.

В январе 1801 года я перебрался в Иену, где в Йенском университете мне предоставили право читать лекции. В 1806-м написал «Феноменологию духа» за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену.

***Вторжение французов в 1806 г. (Гегель наблюдал, как Наполеон проехал по улицам города, восхищение полководцем сказалось в том, что он назвал его «мировой душой») прервало его профессорскую карьеру.

***ФЕМОНОЛОГИЯ ДУХА: В данной работе я отмечаю необходимость выйти за пределы кантовского ограничения эмпирическим познанием и рассмотреть субъект познания в связи с окружающей субстанцией, а субстанцию в связи с субъектом. Из этого следует пересмотр прежнего понимания и субъекта познания, и познаваемой субстанции. Новое понимание и прогресс становятся возможны после тщательного изучения форм познания, поэтому главным предметом «Феноменологии духа» выступают формы знания (сознания), в которых существует содержание («предметность»), полученная человеческим сознанием в ходе всего предшествовавшего феноменологии взаимодействия с миром. Только тщательное познание ограничений субъективных форм познания («конечная определённость») позволяет субъекту получить «абсолютное знание», то есть форму познающего субъекта, очищенную от всего личного и эмпирического.


После захвата Йена мне пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где я проработал всего год до 1808.

Поэтому, когда в 1808-м мне предложили занять пост директора в Нюрнбергской гимназии, где я преподавал философию и основы законоведения. Я с удовольствием согласился и с радостью переехал. Там я проработал до 1816 г.

В 1808 году я женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. В период службы в Нюрнберге я написал «Наука логики», где изложил диалектический метод.

*** Наука логики: Работа состоит из 3 книг: Объективная логика (Учение о бытие), Объективная логика (Учение о сущности), Субъективная логика (Учение о понятии). В работе отражается необходимость преодоления недостатка всех логических систем – разделения между содержанием познания, т.е. миром предметов и формой познания, а именно мыслями об этих предметах, истинность которых зависит от того, насколько верно они соответствуют миру предметов. Гегель считал, что в своей предыдущей работе он устранил разрыв между содержанием познания и формой познания, введя понятие абсолютного знания, т.е. истины способов сознания, потому что […] лишь в абсолютном знании полностью преодолевается разрыв между предметом и достоверностью самого себя, и истина стала равна этой достоверности, так же как и эта достоверность стала равной истине». Следовательно, после того, как наука о мышлении таким способом освобождается от противоположности (сознания и его предмета), она больше не нуждается в предмете или в материи, находящейся вне неё, и служащей основой для достоверности, но вместо этого наука о мышлении принимает форму, когда она сама себя развивает, опираясь на саму себя, и в результате приходит к форме, когда она содержит все способы рационального мышления.

Суть диалектического метода в том, что мысль и действительность пребывают в состоянии непрестанного изменения, а двигателем развития служит противоречие. Каждое понятие сначала отрицается, порождает свою противоположность, а из сопоставления и борьбы противоположностей возникает новое единство. Таким образом, развитие проходит три стадии: тезис, антитезис и синтез.

В соответствии с тремя стадиями развития абсолютной идеи система знаний у Гегеля состоит из трех частей:



1) логика — развитие понятий;

2) философия природы;

3) философия духа.

Все вопросы государства и права относятся Гегелем к философии духа. Она, в свою очередь, подразделяется на три части.

  1. Объективный дух (индивидуальная душа). — Антропология (душа как чувствующая субстанция тела). — Феноменология (превращение души в сознание). — Психология (теоретические и практические способности души).

  2. Б. Объективный дух. — Абстрактное право. — Мораль. — Нравственность.

  3. B. Абсолютный дух. — Эстетика. — Религия. — Философия.

После публикации «Наука логики» в 1816 г., сразу три университета предложили мне профессорскую кафедру. Сначала я предпочел Гейдельберг, но в 1818 г. перебрался в Берлин, где и прослужил до самой смерти.

Второе мое профессорство совпало с годами реакции в Европе, наступившей после разгрома Наполеона. После чего мои взгляды изменились, мое восхищение Наполеоном и надежды на осуществление в результате его завоеваний разумного правового порядка (поражение Наполеона Гегель расценил как всемирно-историческую трагедию), сменились одобрением прусских учреждений.

В университете я представлял официальную идеологию и руководствуясь своими и государственными интересами, преследовал опальных профессоров. В 1821 г. (в разгар реакций и репрессий) я написал «Философию права», где поднимаются проблемы юриспруденции (отмечает, что в отличие от философии греков, которые рассматривали ее как свободное искусство, по Гегелю философия носит публичный характер и состоит преимущественно или исключительно на службе государственной). На тот момент пора революционных потрясений ушла в прошлое, я считал, что отныне просвещенные монархи и профессора начнут обустраивать жизнь народов на разумных началах (придерживается консерватизма, который полностью нашел свое отражение в последнем сочинении «Английском билле о реформе 1831 года»), что в Англии должны сохраниться старые порядки (вплоть до «гнилых местечек»), а расширение прав народа превратит его в самостоятельную силу и приведет к революции.

В «Философии права» я отмечаю, что право и государство относятся к сфере объективного духа. Синтез субъективного духа с объективным восходит к абсолютному духу — высшим проявлениям искусства, религии и философии, в которых происходят постижение абсолютной идеи. Объективный дух состоит из абстрактного права, морали и нравственности. Абстрактное право — это правоспособность лиц, не связанных статусом граждан (есть ассоциация с естественным состоянием и естественным правом, как они толкуются представителями школы общественного договора, но у Гегеля абстрактное право не как исторический этап, а логическая последовательность; заложена идея необеспеченности, негарантированности). Абстрактное право это сфера возможного проявления свободной воли человека. В триаду, объединяемую этим названием, включается собственность, договор и неправо (непреднамеренное или гражданское неправо, обман и преступление).


  • В собственности право осуществляется волей одного лица.

  • В договоре — согласованной волей двух или нескольких лиц.

  • В неправе тоже соотносятся друг с другом воли разных лиц, но здесь между ними не согласие, а противоречие.

Второе звено триады объективного духа — мораль. Она ограничивает абсолютную свободу субъекта абстрактного права. Это область должного, а не возможного, оценка поведения человека, отношение к его поступкам. Мораль включает конкретные добрые и дурные побуждения носителей абстрактного права (умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть). Абстрактное право и мораль приходят к единству в нравственности.

Мораль отличается от нравственности (сейчас в философии это синонимы). Мораль носит индивидуальный, субъективный, а потому нефиксированный, необеспеченный характер. А нравственность относится к сфере общественной, в ней человек выступает в качестве части коллектива, объединения, во взаимодействии с другими людьми. Нравственность обладает социальным содержанием, стоящим выше субъективного мнения или желания. Это законы и учреждения.

В сфере нравственности человек выступает не изолированно, а как субъект объединения, часть коллектива. Таких объединений, или систем, включающих в себя человека, три: семья, гражданское общество и государство. Семья — естественное объединение, основанное на взаимной любви и помощи. Семье противостоит гражданское общество. В нем нет уз привязанности, поддержки, доброжелательства, это царство частных интересов и всеобщего отчуждения. Сплотить и примирить разрозненные элементы, синтезируя принципы семьи и гражданского общества, создать условия для реализации права и морали способно только государство — высшая форма нравственности.

Прикладное понятие права необходимо для практической юриспруденции, но не представляет интереса для философии. Философское понятие Гегель называет «идеей права». «Идея права, —есть свобода». Исходный пункт права — воля, которая свободна, поэтому свобода есть сущность и назначение права. Систему права Гегель определяет как «царство осуществленной свободы».

Свобода — «осознанная необходимость». Иными словами, она предполагает и «несвободу», подчинение законам природы и общества. Такое подчинение делает свободным лишь его добровольность. За философским определением «идея права есть свобода» скрывается простая и здравая мысль: право определяет сферу разумной свободы лица, ограниченную такой же свободой других лиц
(эта мысль воспринята, вероятно, от Канта).

Наряду с «идеей права» существует и понятие права позитивного, т. е. действующего в той или иной стране (прикладное понятие). С формальной точки зрения правило поведения превращается в норму права, когда оно признано государством, а следовательно, охраняется его принудительной мощью. А содержание права определяется своеобразием национального характера, духом народа (как у Монтескьё) и уровнем его исторического развития. Отмечается социально-историческая обусловленность позитивного права. Законодатель не может руководствоваться собственным произволом.

Право и закон — не синонимы. Закон — оформление права, придающее норме всеобщность и определенность. В этом преимущество закона перед обычаем и судебным решением. Среди источников права Гегель отдает предпочтение именно закону как наиболее современной и ясной форме. Он ставит законодательство и кодификацию выше увлечения средневековыми обычаями и английской системы прецедентного права. Закон должен быть выражением исторически сложившегося права; если он отступает от разумного, необходимы изменения (соотношение права и закона у Гегеля не совпадает с традиционным для ряда мыслителей XVII–XVIII вв. противопоставлением естественного и позитивного прав, для Гегеля важна закономерность, историческая обусловленность права).

Помимо «идеи права» и позитивного права, есть еще «особое право». К «особому праву» относятся абстрактное право, мораль, семья, гражданское общество и государство. Они не приходят на смену друг другу исторически, а сосуществуют, причем низшие формы «особого права» (самая низшая из них — абстрактное право) подчинены высшим. Иерархическую систему (Гегель рассматривает ее как восхождение от абстрактного к конкретному) венчает право государства. Над ним стоит лишь мировой дух, или разум.

Концепция государства. Именно государство как целостность, высшая форма нравственности, а отнюдь не личность объявляется подлинным носителем мирового духа. Как возникло государство, Гегель не объясняет, но он отвергает теорию общественного договора. Брак и государство, по его мнению, не следует рассматривать как договорные отношения, это означало бы переносить отношения собственности в совсем иную и более высокую по своей природе сферу. Гегель призывает не рассматривать государство как нечто созданное, тем самым противопоставляя рационалистической схеме общественного договора идею закономерности государственных учреждений. Однако, отвергая договор, Гегель идет не столько вперед, сколько назад. Он объявляет государство божественным, проявлением божественной воли.