ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государство ставится над личностью и обществом как высшая цель, как органическое единство, обладающее собственными, и притом высшими, интересами, собственной волей. Государство представляет собой индивидуальность, которая обладает самосознанием (Гегель развивает в этом отношении традиции Гоббса и в какой-то мере Руссо. Он даже упрекает Руссо за то, что тот понимал общую волю как совокупность отдельных воль, а не как проявление органически единого государства, особой личности. Подобно Гоббсу, он рассматривает государство как живой организм и говорит о его нервной системе. Основная задача государства — не счастье граждан, а благо целого).
Гражданин поглощается не только государством, но и сословием, человек имеет значение не сам по себе, а лишь как часть своей сословной группы, корпорации.
Как и Кант, я считаю разделение властей гарантией свободы. Однако статического равновесие властей, ведет к бездействию, отрицанию их «живого единства». Я не считаю суд особой ветвью власти, это всего лишь составная часть правительственной или исполнительной власти. Должно быть следующие ветви власти законодательная, правительственная и королевская власть, причем последняя должна рассматриваться как вершина и в то же время основа всей системы. Она объединяет две другие власти и является олицетворением государства как целого (Гегель — идеолог монархизма).
Лишь в конституционной монархии я вижу воплощение разума, мирового духа. Монархия придает государству свойства индивидуальности. Наследственная монархия естественна и предпочтительнее выборной. Монархия единственная разумная форма правления. Суверенитет народа, противополагаемый суверенитету монарха (обычный смысл, в каком ныне говорят о народном суверенитете), есть совершенно извращенная мысль, потому что в основании ее лежит бессодержательное представление о народе. Народ, взятый без своего монарха и без необходимого расчленения целого, есть бесформенная масса, которая уже вовсе не государство.
В процессе законодательства участвуют король, правительство и представительные органы. Решение в последней инстанции должны принадлежать королю. Правительство — инстанция совещательная. Оно обогащает законодательный процесс своими знаниями и опытом. Значение народного представительства сводится к гласности и публичности обсуждения; вопросов, к выражению мнений и пожеланий народа. Народу мешает законодательствовать самостоятельно отсутствие знаний, мудрости (он сам не знает, чего хочет) и доброй воли, ибо ему свойственна подозрительность к правительству. Представительная система строится по сословному и классовому признакам и состоит из двух палат. Верхняя
палата формируется из земельной аристократии, входящей в нее по праву рождения. По своему положению и традициям она близка к монарху и ослабляет давление народного представительства на правительство. Нижняя палата формируется промышленным сословием гражданского общества и представляет его интересы. Депутаты не избираются гражданами непосредственно, а делегируются корпорациями, общинами, товариществами. Решения нижней палаты не имеют силы без одобрения верхней.
Я против уравнительного перераспределения собственности на землю. Неравенство в собственности естественно. Состояние зависит от прилежания, а оно неодинаково. Справедливость требует только, чтобы каждому была доступна собственность, иными словами — формального равенства правоспособности. Исходя из этого, я не одобряю рабства, крепостного права и признаю «абсолютное право раба добывать себе свободу».
Высшей формой развития является национальное государство. Сосуществование государств предполагает конфликты и войны. Они не только неизбежными, но и благотворными.
Я вижу в войне нравственное начало, не позволяющее считать ее абсолютным злом. Война оздоровляет нравы подобно тому, как ветер и волны очищают море. Война укрепляет национальное единство, останавливает внутренние беспорядки и т. п.
Философия Канта во многих отношениях считается образцовой, но и она не является окончательной истиной. На этом особенно резко настаивал именно я. Согласно Канту, субъект и объект настолько резко отличаются друг от друга, что о их какой-либо одинаковости не может быть и речи. Я выступаю против этого.
Я считаю, что благодаря своему мышлению человек обнаруживает одинаковость (философы говорят тождественность) субъекта и объекта. Эту одинаковость, тождественность, общность я называю старым словом идея (возрождается Платон!). Итак, согласно Канту, идеи существуют в сознании, а согласно
моему мнению,- в мире.
Кант в своих учениях о боге сближается с деизмом, я с пантеизмом.
Кант как и я отрицаюметафизику, но Кант при этот пытается создать свою альтернативную систему метафизики, хотя сами по себе его априорные суждения являются метафизическими. В моей диалектике также присутствуют отблески метафизики.
Кант опровергает рационализм , я употребляю слово «разум»не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности,— но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д.
В моей философии и философии Канта гораздо больше противоречий чем единства, но диалектические идеи развивает и Кант в учении об «антиномиях», я же наиболее полно раскрывает диалектику в моей философии и ввожу диалектический метод в теорию познания.
Мое философско–правовое учение оказало огромное влияние на последующую историю политико–правовой мысли. Мое учение дало широкий простор для обоснования как консервативных так и прогрессивных воззрений.
Это учение имеет особое значение для стран с переходной экономикой, ибо отказавшись от марксистской концепции государства они не готовы к восприятию классической либеральной государственной схемы и вынуждены искать так называемый третий путь, который включал бы в себя демократические принципы и реальные конкретные условия страны в которой эти принципы применяются.
“Философия права” хотя и написана в начале 19 века может помочь в правильности теоретических изысканий в поисках третьего пути развития.
Таким образом, многие положения
моих государственно - правовых взгялдов следует учитывать и сегодня при решении проблем государственного строительства в странах с переходной экономикой.
Каковы же эти положения?
1. Никакое государство, никакое гражданское общество не может эффективно функционировать, если в его основе не лежит правоспособная свободная личность, права и свободы которой гарантированы как юридически так и фактически. Любые необоснованные ограничения этих прав и свобод (особенно в экономической области) приводят к неэффективному функционированию экономики, затуханию политической жизни, фактическому уничтожению гражданского общества и как это ни парадоксально к деградации работы государственных органов (при низком уровне развития экономики государство не может платить своим чиновникам достойную заработную плату и те вынуждены, не охранять всеобщие интересы государства и общества, а решать свои личные, либо узкогрупповые проблемы). Эти права должны быть ограничены только в той степени в которой они ограничивают свободу другого (речь идет прежде всего об экономических и личных правах и свободах, политические и социальные права и свободы могут быть ограниченны если они препятствуют развитию двух первых). Еще раз хочется отметить тот факт, что юридического декларирования этих прав и свобод недостаточно, без развитой структуры гражданского общества, фактической поддержки государства и экономического фундамента этих прав и свобод их практической реализации невозможно.
2. Конкретная реализация свободы (в первую очередь экономической) воплощается в фактическом существовании права частной собственности. Без этого права и его реализации на практике никакое эффективное функционирование гражданского общества и государства невозможно. Как показывает опыт стран с переходной экономикой реально функционировать могут только два вида собственности: частная и государственная. Причем речь идет о фактических, а не декларируемых отношениях собственности. Смешение форм собственности как правило приводит к тому, что эти смешанные формы впитывают в себя пороки обоих видов собственности. Кроме того, в частной собственности выражается формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере ее владения. Наличие большого объема государственной собственности должно являться не самоцелью, а вынужденной необходимостью (недостаток капитала у инвесторов для покупки по рыночным ценам государственной собственности, недостаточный интерес к ней со стороны внешних инвесторов и так далее). В перспективе, большинство отношений собственности должно функционировать в ее частной форме. Иерархия прав и свобод личности следующая: личные, экономические, социальные и политические. Другими словами, вначале государство в максимально возможном для этого уровня объеме гарантирует личные права и свободы, затем создает экономический фундамент через реализацию экономических прав и свобод для социальных прав и свобод, и лишь затем в полном объеме гарантируются и фактически обеспечиваются политические права и свободы.
3. Право свободной личности должно также включать и свободу убеждений, в соответствии с которой взгляды человека не подлежат наказанию. Наказуемыми являются лишь деяния запрещенные действующим законодательством.
Влияние философии г.Гегеля и л.Фейрбаха на становление марксистской философии.
Объективно-идеалистический характер философии Гегеля.
В основе моей диалектики лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Я считаю, что «только в понятии истина обладает стихией своего существования”, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Я ставлю своей задачей показать самодвижение понятия. Надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии ”отрицательность”, которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину. Я рассматриваю свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
С точки зрения Фейербаха, идеализм есть рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, противоположны друг другу. Поэтому первейшая задача философии в критике религии. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Его материализм не сводит всякую реальность к механическому а рассматривает ее как организм. Фейербах отвергает идеалистическую трактовку человека, при которой он рассматривается как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически. Ф. Полагал, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”.