Файл: Тема Теория обучения Основные типы научения Интеллектуальное Ассоциативное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема «Теория обучения»
Основные типы научения
Интеллектуальное
Ассоциативное
1.Рефлекторное интеллектуальное научение
1.Ассоциативно-рефлекторное научение
-
Научения отношениям
-
Сенсорное научение
-
Научение с помощью переноса
-
Моторное научение
-
Знаковое научение
-
Сенсомоторное научение
2.Интеллектуального когнитивного научения
2.Ассоциативное когнитивное научение
-
Сенсомоторное научение
-
Сенсомоторное научение
-
Сенсомоторное научение
-
Сенсомоторное научение
-
Сенсомоторное научение
-
Сенсомоторное научение
Сенсорное научение
Ассоциативно-рефлекторное научение
заключается в усвоении новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира.
Моторное научение
состоит в выработке новых биологически полезных реакций, когда сенсорный компонент реакций является в основном кинестетическим или проприоцептивным
Сенсомоторное научение
заключается в выработке новых или приспособлении имеющихся реакций к новым условиям восприятия
Различия научения человека и животного.
Характер подкреплений
У человека подкрепления приобретают чаще всего социально-эмоциональный характер, что обуславливается наличием фундаментальных социальных потребностей человека, которые удовлетворяются в межличностном, социальном взаимодействии. Подкрепление успехом в достижениях или в повышении самоуважения или престижа неведомы животному.
Самоподкрепление и сочетание функций.
Фактор самоподкрепления действует и у животных, но он не достигает такой интенсивности, как у человека, и животное больше зависит от среды- Возможность самоподкрепления, обусловлена свойством любой функциональной системы. Любое эффективно выполненная функция имеет в себе встроенный механизм самоподкрепления.
Научение и самосознание
Человек в отличие от животных обладает самосознанием и концепцией-Я. Чувство достоинства и самоуважения выступают у него в качестве фактора эмоционального подкрепления тех действий, которые получают признание и одобрение самосознания.
Рефлекторный
Уровни научения
Когда научение выражается в усвоении определенных стимулов и реакций. Процесс научения носит бессознательный, автоматический характер. Таким путем ребенок научается, например, различать цвета, звук речи, ходить, доставать и перемещать предметы. Сохраняется рефлекторный уровень научения и у взрослого человека, когда он непреднамеренно запоминает отличительные особенности предметов, усваивает новые виды движений.
Когнитивный
При усвоении определенных знаний и определенных действий говорят о когнитивном научении. Для человека гораздо более характерным является высший, когнитивный уровень научения, который строится на усвоении новых знаний и новых способов действия посредством сознательного наблюдения, экспериментирования, осмысления и рассуждения, упражнения и самоконтроля.
Интеллектуальный.
Предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.
1.Научение по механизму импринтинга.
Виды научения
Как у человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения - безусловных рефлексов.
2. Условно-рефлекторное научение
Жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее.
3. Оперантное научение
В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить.
4. Викарное научение
осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения.
5. Вербальное научение
дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки.
Теории обучения.
1. теория классического обусловливания И.П. Павлова;
Теория классического обусловливания описывает реактивное научение (или научение типа S, от «stimulus», стимул), в большинстве случаев требующее практически одновременного воздействия условного и безусловного стимулов (в идеальном варианте воздействие условного стимула должно немного опережать безусловный).
2. теория оперантногообусловливания Б.Ф. Скиннера;
Теория оперантного научения доказывает, что на поведение влияют не только стимулы, которые воздействуют на организм перед совершением какого-либо действия, но и сами результаты поведения. Оперантное научение (или научение типа R, от «reaction», реакция) базируется на сформулированном Скиннером фундаментальном принципе: поведение формируется и сохраняется его последствиями.
3. теория социального научения А. Бандуры.
Автор теории социального научения Альберт Бандура доказал, что научение может происходить не только при воздействии на организм определённых стимулов, как при реактивном или оперантном научении, но также и при осознании и когнитивной оценке личностью внешних событий (здесь нельзя не отметить, что народная мудрость зафиксировала возможность такого научения задолго до Бандуры:«Умный учится на чужих ошибках...»).