Файл: ДетсКий оЗДоРоВиТЕльный лагерь как среда соЦиАлизации лиЧносТи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 373.04 ББК 74.200.585.8
Т.А. Магомедов, Х.Ш. Раджабов
ДЕТсКий оЗДоРоВиТЕльный лАГЕРь КАК сРЕДА соЦиАлиЗАЦии лиЧносТи
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социализации детского оздоровительного лагеря. Автор дает обобщенную характеристику различным видам деятель- ностям оздоровительного детского лагеря (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, исследовательская, игровая, трудовая) и выделяет ряд особенностей социализации личности в условиях детского лагеря.
Ключевые слова: личность, лагерь, оздоровительный лагерь, социализация личности, соци- альная адаптация, мотивационная среда.
T.A.Magomedov,H.Sh.Radjabov
CHILDREN'S HOLIDAY CAMP AS THE INDIVIDUAL SOCIALIZATION ENVIRONMENT
The article is devoted to the urgent children holiday camp socialization problem. The author gives a generalized description of the various children holiday camp activities (recreational, health- promoting, investigative, playing, working ones) and highlights a number of socialization features in a children camp.
Key words: personality, camp, holiday camp, socialization of the individual, social adaptation, motivational environment.
т.А. Магомедов, Х.Ш. Раджабов
Задача социального становления личности является важной для любого общества, особенно для нашей страны в период переориентации ценностей, существенно влияющих на формирова- ние социального опыта у детей и под- ростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, за- висит развитие общества и в настоящем, и в будущем. В связи с этим существенно возрастает социальная значимость обще- ственных институтов, направленных на создание условий для социализации, сре- ди которых важное место занимает дет- ский оздоровительный лагерь.
Понятие «социализация» сегодня широко употребляется в философских, психолого-педагогических исследовани- ях, поскольку ее педагогический аспект не может изучаться изолированно. При этом процесс интеграции индивида в об- щество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный инсти- тут, социальная организация) рассматри- вается как усвоение элементов культуры,
социальных норм и ценностей, на осно- ве которых формируются социально- значимые черты личности. От того, как индивид становится элементом социаль- ной организации, включается в деятель- ность, зависит, с одной стороны, от спо- собности социальной организации вли- ять на личность, а с другой – готовности личности поддаваться влиянию других людей.
В любом цивилизованном обще- стве существует множество сфер со- циальных отношений, которые можно классифицировать по признаку удо- влетворения основных потребностей – экономика, политика, духовная сфера, где можно выделить объекты, с кото- рыми вступает в контакт подростков. Основными из них являются: ребенок– семья, ребенок–школа, ребенок–среда, ребенок–государство, ребенок–мир. С этих позиций детский оздоровитель- ный лагерь соприкасается в той или иной мере с семьей, школой, государ- ством обеспечивает включение ребенка
28 ВестникЧелябинскогогосударственногопедагогическогоуниверситета.2015.№4
в социальные отношения, чем и опреде- ляет особенность её работы по социали- зации личности.
Социализация в условиях детского оздоровительного лагеря включает две фазы: социальную адаптацию и интерио- ризацию, из которых первая означает приспособление к условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, склады- вающимся на различных уровнях жизне- деятельности лагерного сообщества, где вторая характеризует процесс перевода социальных норм и ценностей во вну- тренний мир ребенка. При этом характер перевода социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом, поскольку он не растворяется в социальной среде ла- геря, а относится к ней как самостоятель- ная единица.
Рассматривая человека как социо- логическую проблему, Х.Ф. Сабиров подчеркивает, что «социализация вы- ступает как сложный, противоречивый процесс усвоения многообразных инте- ресов, которые образуют важный эле- мент социального содержания. Каждая личность обладает системой интересов, которые в его жизни и в социальном развитии выполняют две важные обще- ственные функции: во-первых, интере- сы являются внутренними социальны- ми стимулами, побуждающими к опреде- ленным действиям и поступкам; во- вторых, объединяют его с обществом, с коллективом сверстников, с педагога- ми и т. д. [5].
Р.С. Немов определяет социализа- цию как «...процесс усвоения и актив- ного воспроизводства индивидом обще- ственного опыта, в результате которого он становится личностью и приобрета- ет необходимые для жизни среди лю- дей знания, умения, навыки, т.е. способ- ность общаться и взаимодействовать сними в ходе решения тех или иных за- дач» [4].
И.С. Кон считает, что «...процесс со- циализации не сводим к непосредствен- ному воздействию индивидов. Социали- зация во многом зависит от социальной
позиции индивида, от его места в опре- деленной конкретной социальной струк- туре» [2].
С педагогической позиции проблему социализации личности рассматривал В.А. Сухомлинский, который процесс социализации рассматривал как важней- шую предпосылку, поскольку правильное включение в жизнь общества, правиль- ная социализация возможны лишь тогда, когда человек сознательно стремится к гармонии собственного «Я» с интереса- ми других людей, не только умеет, но и старается поступиться своими желания- ми в интересах общего блага», очерчен- ным в периодизации психического раз- вития, разработанной Л.С. Выготским, Д.Э. Элькониным. В социальном разви- тии личности в зависимости от измене- ния позиции ребенка в обществе и по от- ношению к обществу фиксируются рубе- жи этого развития» [6].
Детский оздоровительный лагерь как среда социализации личности
По мнению Р.Г. Гуровой, одной из важнейших социологических проблем воспитания выступает «...социальная де- терминированность воспитания, взаи- модействие влияний воспитания и среды на социальное формирование личности, воздействие воспитания на воспроиз- водство общества и социальный про- гресс» [1].
В «Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе» со- циализация рассматривается как двусто- ронний процесс, где, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы и установки, присущие обществу и социальным группам, в кото- рые он входит, а с другой – активно вос- производит систему социальных связей и социальный опыт. Исходя из данного подхода к социализации, можно считать, что, социализируясь в условиях лагеря, субъект не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружа- ющих людей.
Следовательно, воспитание в оздо- ровительном лагере как часть процесса социализации представляет собой це- ленаправленное управление развитием личности на основе включения в раз- личные виды социальных отношений в
Педагогическиенауки 29
общении, игре, практической деятельно- сти. При этом оздоровительный лагерь должен предоставить условия для соци- ального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих осо- знать себя как личность, самоутвердить- ся, развить интересы и способности в из- меняющихся социально-экономических условиях. Педагогическая деятельность лагеря должна строиться на гармониза- ции общественных потребностей и инте- ресов личности, обеспечивая приоритет интересов каждой личности и общества. Особое значение для педагогическо-
го понимания сущности социализации личности в детском оздоровительном лагере имеет изучение факторов и ме- ханизмов социализации личности, ко- торые, по мнению А.В. Мудрика условно представляют три группы:
-
первая включает макрофакторы, характеризующие условия социализации всех или очень многих людей, среди ко- торых – космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство; -
вторая состоит из мезофакторов (мезосредний, промежуточный), к кото- рым отнесены этнос и поселение (город, село), в котором живет субъект; -
третья включает микрофакторы, в которых происходит социализация боль- ших или меньших групп, выделяемых по различным признакам, включающие ин- ституты социализации, с которыми че- ловек непосредственно взаимодействует (семья, школа, средства массовой ком- муникации, общество сверстников) [3].
т.А. Магомедов, Х.Ш. Раджабов
С учетом сказанного, социализации в лагере выступает формирование го- товности к социальным действиям, что требует определения особенностей со- циализации личности в детском оздоро- вительном лагере. При этом среди всех воздействий, влияющих на процесс со- циализации, можно выделить стихий- ные, социально-регулируемые и педаго- гически регулируемые, из которых по- следние представляют собой компонент процесса социализации.
Социализация детей в условиях лаге- ря представляет собой сложный непре- рывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой
личности адаптируются к потребностям коллектива на различных уровнях взаи- модействия (отряд, лагерь, временное объединение), где адаптация, активный процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид добровольно выстраивает свою роль в коллективе, са- моактуализуется, а с другой стороны, кол- лектив формирует нормы морали и пове- дения, включая целесообразные формы отношений в процессе взаимодействия. В социализации можно выделить отдельные этапы, для каждого из кото- рых характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. При этом новые потребности играют ведущую роль, по- скольку уже сформировавшиеся потреб- ности и соответствующие им ценности, воплощающие целостный опыт жизни, под влиянием новых условий и форми- рующихся ценностных установок, на- чинают обогащаться, что находит свое проявление в переструктурировании, иерархической переорганизации уже имеющегося опыта по отношению к новому системообразующему фактору. Социализация предполагает непре- рывное социальное воспроизводство посредством выполнения различных социальных ролей и превращения их во внутренние структуры человеческой психики (интериоризацию) обуславли- ваемые мотивационным ядром личности в процессе овладения социальным опы- том. При этом выделяется три основных уровня формирования мотивов в про- цессе социализации, характеризующих внутреннюю психологическую структуру
личности:
-
функционально-ролевой уровень: включенность, мотивы, обусловленные нормативным поведением в социальной среде, определяемые полом, возрастом, профессией и статусом; -
социальный уровень, где мотивы определяются характерными чертами личности (общительность, замкнутость, адаптивность, система симпатий и анти- патий), которые выступают как факто- ры внутренней организации поведения, способствующие формированию устой- чивых социальных позиций;
30 ВестникЧелябинскогогосударственногопедагогическогоуниверситета.2015.№4
-
интериоризованный уровень, вклю- чающий принципы жизни, мировоззрен- ческие установки личности, составляю- щие его нравственное ядро и обеспечи- вающие единство и стабильность.
Таким образом, потребностно-моти- вационная среда является ядром социа- лизации, в процессе которой происходит активное опредмечивание и присвоение личностью норм коллектива. При этом происходит преобразование приобре- тенного социального опыта в лагере в собственные установки, ценности, ори- ентации, усвоение социальных норм, ро- лей, навыков и т.д.
Следует отметить, что любой лагерь может воздействовать на ребенка как це- ленаправленно, так и спонтанно, что за- висит от программы деятельности, где од- ним из основных средств социализации выступает норма, поскольку соблюдение нормативов позволяет ориентировать- ся на эталоны и стереотипы, где пер- вые персонифицированные выражения нравственно-эстетических и антрополого- психологических требований к людям, выработанные общественными нормами, воздействием идеалов, стереотипы более устойчивы и характеризуют стандарти- зированное представление о чем-либо. Особое место в процессе социализа- ции занимает искусство, выступающее как носитель духовной культуры и как средство пространственно-временного познания мира, отражающее быт, нрав- ственность, социальные отношения того или иного общества. При этом искусство выступает как форма и средство обще- ния, является действенным средством творческого развития личности, которая в детском оздоровительном лагере имеет колоссальное воспитательное значение, поскольку активно выступает средством
развлечения.
Обозначенные выше явления и про- цессы формируют ценностные ориен- тации и установки подрастающего по- коления, являющиеся как бы завершаю- щим звеном в мотивационной сфере, от которой зависит уровень социализации подростка.
На основе вышеизложенного в каче- стве основных функций социализации ин-
дивида в условиях детского оздоровитель- ного лагеря, на наш взгляд, выступают:
-
нормативно-регулятивная,формирую- щая и регулирующая жизнедеятельность в лагерном обществе посредством воз- действия на него (или взаимодействия с ним) специальных социальных инсти- тутов, определяющих образ жизни дан- ного общества во временном контексте; -
личностно-преобразовательная,инди- видуализирующая личность посред- ством формирования потребностно- мотивационной сферы, идеалов и уста- новок в системе лагерных социальных отношений; -
ценностно-ориентационная, формиру- ющая систему ценностей, определяющих образ жизни субъекта лагерных отно- шений; -
коммуникативно-информационная,приводящая личность во взаимоот- ношения с другими субъектами, груп- пами, системой, насыщающая инфор- мацией с целью формирования образа жизни; -
прокреативная,порождающая го- товность действовать определенным об- разом, открыто или латентно, заданная другим субъектом, группой, системой; -
Детский оздоровительный лагерь как среда социализации личности
творческая, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход в нестандартных си- туациях, открывать и преобразовывать мир вокруг себя; -
компенсаторная,восполняющая де- фицит необходимых физических, пси- хических и интеллектуальных свойств и качеств личности.
Исходя из вышесказанного, следует выделить ряд особенностей социализа- ции личности в условиях детского лаге- ря: относительная независимость дет- ского лагеря от государственных соци- альных институтов, что позволяет про- гностически ориентировать подростков на характер их социальных отношений в будущем; фактически добровольный характер включения в социальные от- ношения, что позволяет осуществлять их социализацию с учетом интересов и потребностей, опираясь на индивиду- альные качества личности; усвоение со- циального опыта вдетском лагере, осу-
Педагогическиенауки 31
ществляемая избирательность, с учетом отношений к оценкам взрослых, опосре- дованным их отношением к взрослым. Учитывая специфику детского оздо- ровительного лагеря, можно выделить три основных критерия эффективности
социализации:
-
интериоризация социального опы- та (когнитивный критерий), характери- зующий наличие знаний о различных ти- пах социальных отношений; осознание зависимости своего успеха от развития общественных отношений; знание осо- бенностей социального общения;
-
участие в социальных отношениях (мотивационный критерий) характери- зующий потребность к социальному об- щению в различных группах; направлен- ность на достижение результатов в соци- альной деятельности; адекватная оценка своего участия в деятельности; -
участие в поиске путей реализации своих возможностей (деятельностный критерий) характеризующий включе- ние в социально-значимую деятельность; проявление инициативы и активности в деятельности; творческий подход к дея- тельности.
Библиографический список
-
Гурова, Р.Г. Социологические проблемы воспитания [Текст]: монография / Р.Г. Гурова; АПН СССР. – М.: Педагогика, 1981. – 176 с. -
Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с. -
Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А.В. Мудрик. – М., 1997. -
Немов, Р.С. Основы психологического консультирования [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 327 с. -
Сабиров, Х.Ф. Общественно-нравственное поведение личности как черта социалистического образа жизни [Текст] / Х.Ф. Сабиров. – М.: РИО Акад. МВД СССР, 1977. – С. 233–235. -
Сухомлинский, В.А. Книга о совести. Ч. 1: Красота – радость жизни [Текст] / В.А. Сухомлин- ский. – Симферополь: Издатель А.П. Выродов, 2003. – 112 с.
References
-
Gurov R.G. Sociologicalproblemsofeducation. M.: Pedagogika, 1981. P.176. [in Russian]. -
Kon I.S. Psychologyofearlyadolescence. M.: Prosveshchenie, 1989. P.256. [in Russian]. -
Mudrik A.V. IntroductiontoSocialpedagogics. M.: 1997. [in Russian]. -
Nemov R.S. Basicsofpsychologicalcounseling. VLADOS, M.: 1999. P. 327. [in Russian]. -
Sabirov H.F. Socialand moralbehaviorof theindividualas afeatureof thesocialisticway oflife. Moscow: RIO Acad. MVD SSSR, 1977. P. 233–235. [in Russian]. -
Sukhomlinsky V.A. Bookofconscience.Part1.Beauty–thejoyoflife. Simferopol: Izdatel A.P. Vyrodov, 2003. P.112. [in Russian].