Файл: Учебнометодическое пособие О. Д. Мишина. Барнаул Новый формат, 2020. 43 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 405
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ББК 74.266.3
УДК 372.8:94
М 711
Мишина, О.Д. Конспекты. Обществознание. ОГЭ : учебно-методическое пособие / О.Д. Мишина. – Барнаул : Новый формат, 2020. – 43 с.
Данное учебно-методическое пособие содержит теоретический материал базового курса обществознания основной школы. Каждый из шести разделов раскрывает содержание определенных аспектов общества, способствуя формированию у учащихся целостного представления об обществе, как единой социальной системе.
Пособие охватывает всю область социально-гуманитарных знаний курса, составлено на основе учебной литературы, рекомендованной для подготовки к ОГЭ. Учебный материал представлен в конспективном изложении.
Пособие адресовано учащимся основной школы, учителям обществознания.
© Мишина О.Д, 2020
Раздел I. Человек и общество
Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество (в широком смысле): всё человечество в прошлом, настоящем и будущем; всё население Земли, совокупность народов и стран.
В более узком смысле общество:
– исторический этап развития общества (античное общество);
– совокупность людей, объединенных общей территорией (российское общество, европейское общество);
– круг людей, объединенных общностью происхождения (дворянское общество), интересов и деятельности (общество книголюбов, садоводов).
Система – это единое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, где каждый элемент выполняет свою функцию.
Общество представляет собой единую социальную систему, состоящую из людей, социальных групп, социальных институтов и социальных (общественных) отношений.
В качестве элементов общества можно выделить подсистемы – сферы общества:
– экономическая: производство, распределение, обмен, потребление материальных благ (предпринимательство, строительство зданий; производство продукции, купля-продажа, планирование бюджета, пользование вещами);
– социальная: социальная структура общества; взаимодействие социальных групп, слоев, классов, наций; межнациональные отношения; деятельность социальной инфраструктуры общества (поддержка социально незащищённых слоёв населения, медицина, почта, пенсионная система);
– политическая: формы государства, государственная власть, правопорядок, законы, безопасность, выборы, реформы, войны, митинги;
– духовная: наука, образование, искусство, мораль, религия.
Общество и природа
Древнее общество полностью зависело от природы. По мере создания «второй природы» данная зависимость ослабевала. Современное общество не зависит от природы, так как обеспеченность природными ресурсами не является единственным фактором общественного развития. Недостаток природных богатств в современных условиях не является абсолютным препятствием для развития общества.
Но, безусловно, общество и природа тесно связаны друг с другом, взаимно влияют друг на друга, причем это влияние носит противоречивый характер (позитивный и негативный).
Типология обществ
Типы общества | Традиционное (аграрное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Основной фактор производства Экономика | Земля Аграрно-сырьевое хозяйство, натуральное хозяйство (производство для себя, а не на продажу), экстенсивные технологии, ручной труд, традиционные промыслы | Капитал Массовое промышленное производство, механизация и автоматизация, формирование в общественном сознании стандартов потребления и потребительского поведения | Информация (знания) Наукоёмкие, интеллектуальные технологии, глобализация экономики, мелкосерийное производство, индивидуализация производства и потребления, сфера услуг превосходит сферу производства |
Социальная структура | Сословная иерархия и привилегии, крайняя затруднённость вертикальной социальной мобильности, человек ценится как член коллектива; большая семья | Различные формы стратификации, формирование среднего класса, высокий уровень социальной мобильности, ценность индивидуальной свободы, успеха; нуклеарная семья | Постепенное сокращение социального неравенства, рост удельного веса среднего класса, стремление обеспечить равные стартовые возможности для представителей всех страт |
Политика | Деспотическое правление, традиционная легитимность власти, подданическая культура | Демократизация политики, провозглашение свобод, формирование правового государства, гражданского общества | Политический плюрализм, развитое правовое государство и гражданское общество |
Духовная жизнь | Ценность стабильности, традиций. Огромное влияние религии, образование – привилегия высшего сословия | Ценность прогресса, интенсивное развитие науки и образования, появление массовой культуры | Особая роль науки, непрерывное образование, ценность индивидуального творчества и самореализации, развитие виртуальной культуры |
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы – комплекс проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит его дальнейшая судьба.
Особенности глобальных проблем:
1.Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают судьбы всего человечества, угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
2. Требуют безотлагательного решения.
3. Предполагают совместные усилия, международное сотрудничество.
Глобальные проблемы
1. Проблема предотвращения новой мировой войны (угроза термоядерной войны, несанкционированного распространения ядерных технологий).
2. Экологическая проблема (истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды, мирового океана, космоса; снижение биологического разнообразия; глобальное потепление климата, появление озоновых дыр).
3. Международный терроризм (дезорганизация государственного управления, массовое убийство людей).
4. Проблема отсталости развивающихся стран (проблема «Север – Юг» – колоссальный разрыв в развитии между богатыми и бедными странами; нищета, голод, неграмотность населения слаборазвитых стран).
5. Демографическая проблема (демографический взрыв – сверхвысокие темпы роста численности населения в развивающихся странах; демографический кризис – невысокие показатели рождаемости в развитых странах).
Международные организации, участвующие в решении глобальных проблем: Римский клуб, Гринпис, Всемирный фонд дикой природы,
Международный Комитет Красного Креста, ЮНЕСКО, Врачи без границ.
Подходы к решению глобальных проблем: сотрудничество всех стран, изучение причин и условий обострения проблем, наблюдение и контроль за всеми глобальными процессами, формирование нового планетарного мышления, внедрение безотходных и природосберегающих технологий.
Глобализация
Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которых возрастают их взаимовлияние и взаимосвязь.
Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; создание международных экономических организаций (Международный валютный фонд, Всемирный банк, ВТО).
Позитивные последствия глобализации:
– стимулирующее влияние на экономику: производство товаров в тех регионах мира, где
производство обходится дешевле; увеличение объёмов импорта и экспорта; результатами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научные исследования;
– укрепление политической стабильности: ООН, ВТО, ЕС, НАТО принимают на себя большую часть полномочий правительств данных стран;
– сближение государств, усиление взаимодействия во всех сферах: миграция населения, сближение культур, программы по обмену студентов;
– возникновение социокультурного единства человечества;
– расширение возможностей самореализации человека.
Раздел II. Сфера духовной культуры
Культура
В самом широком смысле, культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а так же ее результаты (все созданное человеком).
Виды культуры
Духовная культура – включает процесс духовного творчества, ее результаты созданы разумом, чувствами людей (поэзия, музыка, искусство, религия, наука, знания, язык).
Материальная культура – создается в процессе материального производства (книги, рояль, картины, храм, микроскоп, дома, машины, одежда).
Формы культуры
Массовая культура – рассчитана на очень широкую аудиторию, общедоступна; ориентируется на сиюминутные запросы публики, обладает меньшей художественной ценностью; ей присущи коммерческая направленность, стандартизация содержания; обязательно наличие автора.
Элитарная культура – рассчитана не на широкую публику, а на круг знатоков и ценителей искусства, включает в себя произведения профессионального уровня; ей присуща сложность содержания; выражает изысканные вкусы привилегированной части общества.
Народная культура– передаётся из поколения в поколение, зачастую устно; произведения обычно анонимны, отражают повседневную жизнь людей; также может создаваться профессиональными, возрастными группами.
Субкультуры – культуры, создаваемые представителями отдельных социальных групп (возрастных, территориальных, профессиональных).
Мораль
Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, окружающей среде и самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Основные категории морали: добро – зло, хорошо – плохо, честь, достоинство, совесть, долг, ответственность, порядочность, справедливость. Моральные принципы: «помоги ближнему», «чти отца своего», «береги честь смолоду», «не предавай друзей».
«Золотое правило нравственности»: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». Данный принцип сформировался в противоположность принципу «око за око, зуб за зуб». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими.
Мораль направляет сознание и регулирует поведение человека во всех сферах жизни. Нормы морали нигде не фиксируются (как нормы права), они складываются стихийно в процессе общения людей. Для соблюдения норм морали не нужны специальные организации; они контролируются общественным мнением и самим человеком, его силой воли, привычками, системой воспитания (внутренний контроль: стыд, долг, совесть).
Нравственность – это способность человека сделать осознанный моральный выбор, стремление следовать моральным нормам в своей жизни.
Этика – наука, учение о морали.
Этикет – совокупность правил, регламентирующих внешние проявления поведения человека в обществе (нормы приветствия и прощания, манеры, правила поведения за столом, в общественных местах, внешний вид).
Гуманизм – мировоззрение, которое рассматривает человека как высшую ценность. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Гражданственность связана с моральным поведением человека по отношению к своей стране: честным выполнением гражданских обязанностей, интересом к судьбе Родины, преданность ей. При этом человек прилагает усилия, чтобы преодолеть невзгоды, выпавшие на долю своего народа.
Патриотизм – высокое чувство любви и преданности Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, идентификацию себя со своим народом, стремление защищать интересы Родины.
Искусство
Искусство – форма (область) духовной культуры, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Художественный образ отражает субъективное видение творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношение к нему творца. Для создания художественного образа могут использоваться цвет, форма, звук, слово, движение.
Виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, балет, театральное и киноискусство, цирк, пантомима, литература.