Файл: Занятие для обучающихся 1011 классов по теме день памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сценарий занятия
«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ
СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ
И ИХ ПОСОБНИКАМИ»
10-11 классы
17 апреля 2023 г.
РАЗГОВОРЫ
О ВАЖНОМ

2
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10–11 классов по теме
«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО
НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ»
Цель занятия: формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической правды, памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Задачи занятия:

познакомить обучающихся с важнейшими фактами преступлений против мирных граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой
Отечественной войны и в настоящее время;

сформировать у обучающихся ценностное отношение к преступлениям геноцида, бесчеловечной нацистской идеологии и практики; сформировать негативное отношение к нацизму как человеконенавистнической идеологии;

воспитывать у обучающихся личностные качества патриота и гражданина на примерах жизни и деятельности детей и молодежи в годы Великой
Отечественной войны; воспитывать чувство сострадания к жертвам военных конфликтов – мирным гражданам;

содействоватьсохранению исторической памяти о событиях геноцида советского народа и преемственности поколений путем обсуждения способов сохранения исторической памяти.
Формируемые ценности:
жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа с элементами практической работы.
Комплект материалов:

сценарий занятия;

методические рекомендации;

видеоролик;

презентационные материалы;

интерактивное задание.

3
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Сущность понятия «геноцид», 19 апреля - День единых действий в память о геноциде советского народа.
Вводное слово педагога. Обсуждение с обучающимися понятия «геноцид».
Часть 2. Основная
Факты геноцида советского народа со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны, их морально-нравственная и историческая оценка.
Просмотр видеоролика, знакомство с фактами геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., постановка и обсуждение проблемных вопросов.
Часть 3. Заключительная
Историческая память и преемственность поколений в отношении геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны, его судебно-правовая оценка.
Обсуждение с обучающимися, их рефлексия в отношении фактов геноцида советского народа в годы
Великой
Отечественной войны
1941–1945 гг. и необходимости сохранения исторической памяти о них.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Здравствуйте, ребята. На наших встречах мы с вами обсуждаем разные темы. Говорим о семье и музыке, обсуждаем современную науку и говорим о Героях Отечества. Но есть особенные дни, особые памятные даты, о которых тоже надо помнить и знать историю их появления.
19 апреля день особенный – это День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В этот день мы не просто вспоминаем о тех трагических днях, мы объединяемся в борьбе с любыми современными проявлениями нацизма и геноцида.
Из уроков истории вам известно это слово – геноцид. А что оно означает, хорошо ли вы помните?
Ответы обучающихся.
Учитель. В первую очередь, мы говорим о геноциде, когда вспоминаем события Великой Отечественной войны. Но какие именно это преступления против человечества, в чем они заключались? Почему их считают геноцидом?


4
Ответы обучающихся.
Учитель. В словаре русского языка дается определение этого понятия.
«Геноцид – это истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Это тягчайшее преступление против человечества».
Население нашей страны подверглось геноциду во время Великой
Отечественной войны на оккупированных нацистами территориях. В ролике была упомянута блокада Ленинграда, но это далеко не единственный случай.
Можете привести еще примеры, где нацисты совершали преступления против нашего народа?
Ответы обучающихся.
Учитель. Сегодня на занятии мы вспомним некоторые факты геноцида советского народа на оккупированной нацистами территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и задумаемся, а нужно ли нам, нашему народу, всему миру сейчас помнить о них.
Часть 2. Основная
Учитель. Перед началом войны германское командование разработало план
«Барбаросса». Этот план предполагал полное порабощение других народов на оккупированных территориях Советского Союза. По плану «Барбаросса» земли нашей страны планировалось раздать немцам, а жителей – сделать рабами или уничтожить.
Учитель. Давайте прочитаем небольшой фрагмент исторического источника – документа, который очень красноречиво говорит о целях нацистов.
Демонстрация презентационного слайда
Документ
«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни.
Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста. …Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год…».
Из «Генерального плана Ост»
Вопросы для обсуждения с обучающимися
1. Почему в документе особо акцентируется внимание на этнической
принадлежности жителей России?
2. Почему нацисты считали своими врагами образованных людей?
3. Можно ли рассматривать данный документ как призыв к геноциду?


5
Дайте моральную оценку данному документу.
Ответы обучающихся.
Учитель. В каждом оккупированном нацистами городе создавались немецкие застенки – тюрьмы (гестапо). Гестаповские следователи чудовищными пытками и истязаниями «вытягивали» у заключенных сведения о советских гражданах, подлежащих уничтожению в первую очередь. Пребывание в тюрьмах было недолгим и, как правило, заканчивалось казнью. Лишь в редких случаях заключенных помещали в концлагеря, где их ждала мученическая смерть.
Особенно широко использовали фашисты для уничтожения советских граждан газвагены, получившие известность под названием душегубок. Это были специально оборудованные грузовые автомашины с герметически закрытыми кузовами. Загнанных в эти фургоны людей отравляли отработанными газами дизельных моторов.
Если людей оставляли в живых, то для того, чтобы отправить, буквально угнать на принудительные работы в Германию, из них более 2 миллионов погибло от нечеловеческих условий содержания
.
Учитель.
Люди самых разных национальностей попадали в концентрационные лагеря (концлагеря). История знает страшные факты, как в них гибли люди.
Учитель. Несмотря на террор, ужасные условия содержания, все попытки нацистов вытравить из людей все человеческое, узники смогли сохранить в себе лучшие качества и проявляли Сопротивление. Их любовь к Родине, к жизни и свободе, вдохновляет, восхищает нас и по сей день.
Всему миру известны названия таких концлагерей как Освенцим,
Бухенвальд, Майданек, Равенсбрюк и другие.
Но мало кто знает о концлагерях, которые находились на оккупированной территории Советского Союза. Знаете ли вы их названия?
Ответы обучающихся.
Учитель. Я хочу рассказать об этих лагерях отдельно.
Самое страшное – это лагеря для детей. Да, некоторые концлагеря были полностью детскими. Для самых незащищенных, самых слабых, которых гитлеровская машина не щадила и не жалела.
Казалось бы, зачем содержать в лагере узников, да еще и детей. Надо их кормить, дать им жилье, а это дополнительные траты. Предположите, какую роль отводили нацисты детям в этих лагерях?
Ответы обучающихся.

6
Учитель. Смотрим видеоролик. Многие ответы вы найдете в нем.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
В феврале 1942 года в Макеевке, небольшом шахтерском городке, под
Донецком, немцы организовали так называемый «приют» «Призрение». Это был
настоящий концлагерь, узниками которого стали дети. Фашисты использовали
их в качестве доноров для раненных солдат. Как «биологическое сырье». На ком-
то ставили опыты, из кого-то выкачивали кровь.
«В приюте постоянно слышали звуки выстрелов. Это расстреливали
людей. Взрослые дети рассказывали нам, младшим, что видели в парке торчащие
из-под земли руки и ноги». Это воспоминания Галины Самохиной, одной из
немногих узников лагеря, которым повезло остаться в живых. Галя попала в
приют «Призрение» вместе с младшим братом. Ей тогда было восемь лет.
«Кормили нас ужасно: свалят прямо во дворе бричку гнилой свеклы или
початки сухой кукурузы, от которой аж зубы трещали, а мы все это жадно
расхватывали, чтобы не умереть с голоду. Няня приходила ко мне со словами:
«Тебе нужно сдать анализ крови», отводила в комнату, где у меня брали кровь.
Но однажды я попыталась убежать, потому что после этих анализов мне было
очень плохо, несколько дней кружилась голова. Сбежать мне не удалось. Няня
схватила меня за руку и потащила в комнату, где находился медицинский
кабинет. Пока надзирательница волокла меня по коридору, я увидела, как из той
комнаты вынесли безжизненное тело мальчика. После очередной сдачи крови
несколько дней я не могла подняться, теряла равновесие и падала.
Однажды я заглянула в нашу кладовую, которая находилась в коридоре, и
поняла, что там хранят вовсе не еду... я увидела, что в ней в штабелями
сложены тела детей на высоту моего роста»
Самому младшему ребенку-узнику приюта «Призрение» было всего 6
месяцев, самому старшему – 12 лет. В Макеевке находится единственный в мире
памятник подневольным детям-донорам.
Учитель. Не прошу вас представить себя на месте этих малышей. Но прошу подумать – как жить, когда ты просыпаешься и не знаешь, сможешь ли прожить этот день. Куда тебя могут отправить – в лабораторию, где заберут почти всю кровь, или в газовую камеру.
Эти дети были настоящим «биологическим сырьем» для раненых солдат гитлеровской армии.
Но не только эти «опыты» по выживанию ставили в концентрационных лагерях.
Кто-то знает, что еще «проверялось» на узниках лагерей?
Ответы обучающихся.


7
Учитель. Заключенные были материалом для проверки человеческого организма на устойчивость. Сколько времени человек выдержит на морозе, какие препараты и в какой дозировке лечат человека, а в какой – убивают. Каким газом или ядом эффективнее уничтожить человека. Да, теперь наука имеет эти сведения. Они были добыты в нацистских концлагерях.
Учитель. Вопрос. Почему были открыты детские концлагеря? Только потому, что дети не смогли бы дать отпор взрослым солдатам?
Ответы обучающихся.
Учитель. Убивая детей, фашисты уничтожали будущее нашего народа.
Трагедия макеевского приюта «Призрение» – настоящий символ геноцида советских детей в годы войны.
Учитель. В Макеевке, Донецкой Народной Республики, находится единственный в мире памятник подневольным детям-донорам. Он установлен на месте захоронения 300 детей из приюта «Призрение».
На памятнике написаны слова бывшей узницы Освенцима, макеевчанки
Ларисы Симоновой:
«Земля, дай разум всем живущим людям.
Дай силу тем, кто сможет защитить.
Добра тому, кто добр со слабым будет.
Дай память всем, чтобы о прошлом не забыть!»
Вопросы для обсуждения с обучающимися
1.Какие важные, с точки зрения автора, человеческие качества названы в
этом стихотворении? Важны ли они для нас с вами?
Учитель. Как мы видим, память о тех трагических днях сохраняется в разных формах: люди пишут стихи, проводят уроки, снимают фильмы, создают памятники.
Учитель. На юге нашей страны есть мемориал, напоминающий нам о действиях нацистов во время Великой Отечественной войны против нашего народа. Ребята, кто-нибудь знает памятник «Жертвам фашизма» в Ростове-на-
Дону? Почему его поставили?
Ответы обучающихся.

8
Учитель. Уточним ответ на мой вопрос, посмотрев видеоролик.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
Ростов-на-Дону. Змиевская балка. Здесь в августе 42 года фашистами
было расстреляно, отравлено или заживо похоронено около 27 000 женщин,
детей, стариков.
«Их же гнали колоннами. И детей тащили, и мужья шли. Они же семьями
шли сюда. А когда привели их в эту балку, вот тут они уже поняли, что их
привели расстреливать. Когда матерей расстреливали, дети кричали «мамочка».
Кричали матери детям. Мы это все видели, как их расстреливали. Даже
маленьких не расстреливали. Они губы им намазывали и бросали живьем в эти
ямы. Это был ужас» (А. Хильченко, свидетель).
За время оккупации фашисты расстреляли и повесили 46 000 мирных
жителей Ростова-на-Дону. 42 000 замучили в лагерях. 84 000 человек угнано в
рабство. 7 000 погибли при бомбардировках.
К моменту освобождения, в 1943 году, в Ростове-на-Дону осталось всего
170 000 жителей. Фактически, погиб каждый пятый житель города.
Учитель. Мемориал «Жертвам фашизма» в Ростове-на-Дону связан с этими страшными событиями в Змиёвской балке. Есть еще знаковые места на юге
России, связанные с историей геноцида, проводимого нацистами во время войны.
Известно ли вам такое место?
Ответы обучающихся.
Учитель. Это концлагерь «Красный» в Крыму. Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о его истории и найти ответ на вопрос: почему мы ставим памятники в таких местах? О чем должны помнить люди?
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
Крым тоже был оккупирован нацистами. С осени 1941 и до весны 1944
года. Это было страшное время для всех жителей полуострова.
По последним данным, за два с половиной года оккупации полуострова
нацисты расстреляли: 72 000 мирных жителей, включая женщин и детей. 19 000
военнопленных.
Одним из самых страшных мест, унесшим 15 000 жизней наших
соотечественников, был лагерь смерти «Красный» под Симферополем.
По разным оценкам, в лагере могло разместиться до 2 000 узников. Многие
из них умирали от истощения, непосильного труда, болезней. Гитлеровцы
запрягали пленных в телеги и заставляли катать себя по городу. Возили на них
землю и камни. Узники сами рыли шахты, куда потом фашисты сбрасывали


9
трупы расстрелянных людей. Порой заключенных сжигали живьем.
8 мая 2015 года, накануне 70-летия Победы, на месте концлагеря был
торжественно открыт мемориал. Его ежегодно посещают тысячи студентов,
школьников, артековцев.
Учитель. «Красный» — самый крупный в Крыму концлагерь. До его освобождения Красной Армией в 1944 году, в лагере было замучено около 15 000 человек военнопленных, мирных жителей и членов их семей. Итак, для чего нужны такие исторические памятники, которые напоминают нам о жертвах войн?
Ответы обучающихся.
Учитель. Чтобы сохранить историческую память об этих трагических страницах, не дать новым поколениям забыть о них и повториться вновь на нашей земле, и был создан мемориал на месте концлагеря «Красный».
Часть 3. Заключение
Учитель. Скоро мы будем отмечать День Победы, победы в одной из самых страшных войн в истории человечества. В нашей стране мы хорошо помним страдания, которые наш народ переживал во время войны в 1941-1945 годах, мы помним, что жертв среди мирного населения именно по причине геноцида нацистов оказалось больше, чем военных – примерно 17 миллионов человек против почти 10 миллионов, и, как мы знаем, эти цифры еще уточняются.
Но правосудие свершилось, после окончания Второй мировой войны нацистских преступников судили за их злодеяния, за геноцид советского народа.
Самый известный суд над нацистами – это Нюрнбергский процесс.
Учитель. Международный военный трибунал в Нюрнберге в 1945–1946 годах впервые в истории человечества рассмотрел и решительно осудил преступления нацизма: были признаны виновными высшее государственное и военное руководство нацистской Германии, преступной деятельность нацистских партийных, государственных и военных организаций, виновными, прежде всего, в военных преступлениях, преступлениях против мира, человечности.
События Второй мировой и борьбы с фашизмом до сих пор являются актуальной политической повесткой.
Сейчас на экраны вышел новый художественный фильм «Нюрнберг», который можно посмотреть в кинотеатрах
1
. Вы увидите еще много фактов, которые должны оставаться в нашей памяти, чтобы преступления против человечества не повторялись.
Учитель. Как мы видим, память о тех трагических днях сохраняется в
1
Организованы льготные групповые визиты для обучающихся старше 12 лет.

10 разных формах: люди пишут стихи, проводят уроки, снимают фильмы, создают памятники.
Учитель. В Российской Федерации в ходе федерального проекта «Без срока давности», который реализуется с 2019 года при поддержке Президента
Российской Федерации В.В. Путина, проводится большая работа по сбору материалов о преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны, работают поисковики и находят новые факты уничтожения мирных жителей, проходят судебные процессы по признанию геноцида советского народа, проводятся просветительские мероприятия, увековечивается память о трагедии нашего народа, в том числе в наших умах и сердцах.
Согласно статье I Международной Конвенции 1968 года, срок давности не применяется к военным преступлениям и преступлениям против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время.
Преступления нацизма не имеют срока давности, как юридически, так и практически. Поэтому столь символично и название нашего общенародного проекта по сохранению исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны — «Без срока давности».
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
Сам термин «геноцид» впервые прозвучал в Нюрнберге. В ходе судебного
процесса. Тогда на скамье подсудимых оказались первые лица нацистской
Германии, обвиняемые в геноциде и совершении военных преступлений. К
сожалению, в работе Нюрнбергского трибунала многие факты так и не
получили полной правовой оценки. Лишь спустя десятилетия эта историческая
ошибка исправляется на наших глазах и при нашем участии.
20 октября 2022 года Санкт-Петербургский городской суд признал блокаду
Ленинграда геноцидом советского народа. В 2020–2023 годах факт геноцида
нацистами мирных советских граждан признали суды Крыма, Краснодарского и
Ставропольского краев, Белгородской, Брянской, Ленинградской, Новгородской,
Орловской, Псковской и Ростовской областей.
И
это
правильно.
Мы
должны
восстановить
историческую
справедливость.
Справедливость по отношению к миллионам людей, ставших жертвами
страшных преступлений нацистов. Преступлений, у которых нет срока
давности.
22 марта 2023 года Государственная Дума приняла заявление «О геноциде
народов Советского Союза Германией и ее пособниками в ходе Великой
Отечественной войны 1941–1945 годов».
Ведь тогда вместе с немецко-фашистскими захватчиками расстреливали,
вешали и пытали советских женщин, детей, стариков нацисты из воинских
подразделений, сформированных на территориях Италии, Венгрии, Румынии,
Словакии, Финляндии, Хорватии. Бельгии, Испании, Нидерландов, Норвегии, а